Публикации СМИ о мастер-классе в Билимбае «Малые города — замечательные достопримечательности».
https://www.ural.ru/news/ural/2018/11/28/news-150235.html
https://www.oblgazeta.ru/pressreleases/24746/
https://www.apiural.ru/news/society/140779/
https://midural.ru/news/list/document140373/
https://news.sputnik.ru/obschestvo/0980af42bc0a88a290787d2722562acf847f801c?utm_source=rss&utm_medium=rss
https://www.upmonitor.ru/news/urfo/1527201a/
https://све.рф/news/3522
https://sysert66.com/news/culture/na_srednem_urale_startoval_proekt_malye_goroda_udivitelnye_dostoprimechatelnosti/
https://travel.rambler.ru/other/41342364-na-srednem-urale-startoval-proekt-malye-goroda-udivitelnye-dostoprimechatelnosti/
https://travel.rambler.ru/other/41342364-na-srednem-urale-startoval-proekt-malye-goroda-udivitelnye-dostoprimechatelnosti/
https://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/startoval-v-sverdlovskoj/71253194/
https://gorodskoyportal.ru/ekaterinburg/news/news/49384708/
https://glasnarod.ru/rossiya/214842-na-srednem-urale-startoval-proekt-lmalye-goroda—udivitelnye-dostoprimechatelnostir
https://www.uralsky-rabochi.ru/news/item/23151
https://www.pervouralska.net/news/social/17989-startoval-proekt-malye-goroda-udivitelnye-dostoprimechatelnosti.html
Видео о проекте «Малые города — замечательные достопримечательности»
https://interra.tv/8921
Ольга ПЛЕХОВА
Уральская terra incognita
Как сделать из нашего региона привлекательный для туристов бренд
Для большинства европейцев и американцев Россия начинается и заканчивается в Москве и Санкт-Петербурге. Спрятанный где-то между Сибирью и Центральным регионом Урал — самая что ни на есть terra incognita, с «трудно произносимой» столицей — Екатеринбург. Но если плохие знания российской географии иностранцам можно простить, то незнание своих регионов соотечественниками данность, конечно, удручающая. Причины этого разные, но не стоит отрицать и того, что об Урале мало знают и из-за его плохого «самопродвижения». Есть ли сегодня бренд — Урал и что нужно сделать, чтобы о нашем регионе узнали не только в нашей стране, но и за рубежом выясняем вместе с издателем, руководителем проекта «Двигаем Урал в России и в мире!» Мариной Чеботаевой.
— Можно ли сегодня, вообще, говорить о существовании уральского бренда?
— У нас каждая из областей УрФО продвигает именно себя. С одной стороны, это хорошо, но если смотреть с туристической точки зрения, то для гостей проще узнать и запомнить сам по себе округ, чем его области. Пока что для большинства туристов Урал — это только Уральские горы, разделяющие Европу и Азию.
— На ваш взгляд, развитие бренда в сегодняшних экономических условиях — это перспективное направление?
— В 2015 году по России путешествовало 40 миллионов россиян и 20 миллионов иностранцев, это хорошие цифры. При нынешнем курсе рубля проживание в российских отелях выгодно для европейских туристов, ведь цены-то пока не поднялись. И даже несмотря на то, что происходит в нашей экономике и во внешней политике, Россия интересна иностранцам. Ведь долгое время она была закрыта для внешнего мира, и сейчас, когда в большинстве крупных городов за последние 10 лет создана хорошая инфраструктура: отели, кафе, рестораны, информационные туристические центры, туристы этим пользуются. Россию любят, ценят и туристический интерес в мире к ней высок. Если же говорить о внутреннем туризме, то например, в УрФО проживает 24 миллиона человек, и если каждый из них совершит небольшую поездку по областям и потратить 1000 рублей, то регион получит 24 миллиарда рублей. Ведь какова, вообще, цель повышения узнаваемости территории? Во-первых, привлечь инвестиции, во-вторых, увеличить привлекательность региона для жителей России и, в-третьих, активизировать жизнь внутри региона.
— Существует ли в России город или регион, который бы вы назвали примером эффективной работы по продвижению ?
— В нашей стране эта работа только начинается, где-то более грамотно и активно, где менее, разве что Санкт-Петербург является широко узнаваемым и известным в мире брендом, впрочем, как и Москва. Камчатка с ее уникальной природой не продвигается, Алтай — тоже, аналогичная история и с Байкалом. Хорошо работают над продвижением территории, кстати, в некоторых странах бывшего СССР, в частности, Азербайджане. Сейчас это страна продвигает себя, практически, на европейском уровне. У них везде отличная инфраструктура, прекрасные интерактивные музеи, хорошие гостиницы. Если говорить о европейских странах, то в каждой из них давно поняли, что туризм, как внутренний, то и вьездной — вносит значительный вклад в ВВП, поэтому ему и уделяется профессиональное внимание. Качественно организован туризм, например, в не самой богатой стране Португалии. Знакомство со странной, с брендами, которые эту страну отличают, начинаешь уже в аэропорту. В каждом, даже некрупном городе, особенно по нашим масштабам — даже с населением в 100-200 тыс. человек есть туристические информационные центры, где выдают карту и рассказывают о достопримечательностях, ресторанах, транспорте. Образец отлично построенного туристического сервиса — Швейцария, в эту страну можно приезжать в любое время года, всегда найдешь отдых по душе, у них даже до самой глухой деревни можно доехать на общественном транспорте, везде проложены пешеходные и велосипедные дорожки, на каждом шагу стоят указатели и все очень доступно изложено, как, куда и за сколько времени можно добраться. И у каждой деревушки есть свое легендарное/исключительное, удивительное место, которое каждый должен посетить!!! И на каждом вокзале — карты, брошюры, минимум на 4-6 языках. В этих странах проделали хорошую работу — поняли, что территория имеет с точки зрения истории, интересных мест, инфраструктуры, правильно все это описали и презентовали гостям. И что очень важно, в каждой из этих стран сделан информации о музеях, о туристических маршрутах на основных мировых языки. В Екатеринбурге, кстати, даже в самых интересных музеях нет брошюр о музеях на английском, не говоря уж об остальных языках.
— С другой стороны все эти страны сопоставимы по площади с одной Свердловской областью, и продвигать их гораздо проще, нежели один округ в большой стране. Чем, на ваш взгляд, Урал может заинтересовать туристов, чтобы для путешествий они выбрали УрФО?
— 15 лет подряд регулярно 5-6 раз в году к нам приезжают немецкие коллеги и мы с такой же регулярностью показывали им каждый раз что-то новое на Урале. Вначале я даже не подозревала, что у нас на Урале так много интересных мест, но с каждым годом я открываю для себя снова и снова новое и потрясающее, что при грамотной подаче вполне способно вызвать мировой ажиотаж. Мы полюбили север, юг региона, степи, пещеры, невероятно красивую Башкирию. А уникальна у нас не только природа, но и различные музеи. Когда мы набрали информации столько, что она уже не вмещалась в душе и в голове, тогда мы решили поделиться своим восторгом и знаниями и с жителями Урала, и с россиянами, и вообще, с землянами, что уж мелочиться! Мы издали книгу о путешествиях по Уралу. Вернее сразу 4 книги. На русском, английском, немецком и китайском языках. Так появилась первая книга серии «Урал: бесконечный драйв! 52 приключения на границе Европы и Азии!» Но материала, которого мы набрали за время поездок, хватило и на вторую книгу, «Урал: бесконечный драйв-2!», которая, кстати получила премию Юрия Сенкевича и была названа лучшей книгой о путешествиях по России. Процесс было уже не остановить, с нами делились информацией фирмы и путешественники, и мы выпустили третью книгу «52 фирменных маршрута по Уралу». В общем, сейчас в этих книгах описывается 156 маршрутов по Уралу — коротких, на несколько часов, на один день и на выходные, так что три года подряд, каждый выходной Вы можете узнавать что-то новенькое на Урале. Но информации столько, что вся она в книгах не уместится, поэтому мы активно развиваем портал НАШ УРАЛ. www.nashural.ru Это единственный в своем роде портал, которому скоро будет 10 лет, на котором туристическая информация по всему Уралу. После этого мы задумались, а чем еще наш регион может привлечь гостей — и поняли, что гостям хочется познакомиться с местными жителями, вкусно поесть и увезти сувенир. Но, впрочем, это классика продвижения и брендирования территории.
— То, что кухня и местные изделия могут быть брендом, — это понятно, но неужели понятие «уральский характер» реально существует и тоже может стать интересным для туристов?
— Общаясь с героями книги «Уральский характер. Люди-звезды»» мы поняли, что он реально существует. Ведь исторически так сложилось, что на Урал, в регион не с самым лучшим климатом для освоения природных богатств людей либо привозили насильно, либо сюда приезжали самые отчаянные и непокорные. Ну и конечно, очень предприимчивые, иначе не выживешь. От Урала одинаково далеко и Восток, и Запад, так что силу, и идеи уральцы черпали, видимо, прямо с небес, Еще больше мы убедились в особом характере уральцев, когда делали уникальную книгу, посвященную 70-летию Победы «52 уральца рассказывают о войне». Мы разговаривали с обычными людьми, задавали им обычные вопросы, на которые они очень просто отвечали. И что нас больше всего поразило, это оптимизм ветеранов. Самой молодой нашей героине было 76 лет, самому старшему 103 года, и они выжили благодаря оптимизму и трудолюбию. Рассказывая страшные вещи о войне, никто низ них не жаловался, а одна блокадница, которой было за 80, и вовсе кокетничала с нашим 42 -х летним фотографом.
— Наверное, особый характер и у уральских мастеров, ведь работать с камнями, металлом тоже нужен особый склад?
— У нас как раз сейчас готовится к выходу книга «52 лучших подарков с Урала», и, общаясь с мастерами, я поняла, насколько это позитивные люди, с которыми отдыхаешь душой. Я, например, две одинаковые варежки не свяжу, терпения не хватит, а они создают изумительные, красивые вещи и делятся ими с миром Перед выпуском книги я изучала рынок сувенирной продукции Екатеринбурга и сильно огорчилась. Стильных вещичек, сделанных со вкусом, которые мне хотелось бы увезти, как напоминание о городе и регионе, кроме украшений и пары каменных вещей, я, увы, не нашла. И это тем удивительнее, что у нас есть сильная архитектурная академия, там готовят и дизайнеров, у нас есть очень сильная школа моды, у нас есть очень сильные ремесленники.. Так сложилось, что основные сувениры, которые сейчас увозят с Урала, либо общероссийские, либо связаны с камнями. То есть этот канал продвижения региона пока не используется. Но на самом деле, мастера на Урале делают очень много удивительных вещей — скульптуры из кости, булат и гравюры по металлу, которыми так славится Златоуст; глиняные игрушки; нижнетагильские подносы, роспись по дереву и множество других отличных подарков можно увезти с Урала.
— Но ведь для этого, нужно с чего-то начать. Чему бы вы в первую очередь уделили внимание?
— Столица УрФО — Екатеринбург, и практически, все кто приезжают на Урал, прежде всего, прилетают в аэропорт «Кольцово» — он — ворота региона, и абсолютно правильно, что аэропорт стремительно развивают. Но когда ты прилетаешь в столицу Урала, нигде в аэропорту (да и на вокзале, кстати, тоже) нет даже плаката «Добро пожаловать на Урал». На первый взгляд, это мелочи, но если начинать работу по формирования бренда, нужно начать именно с таких важных «мелочей». В Стокгольме, например, в зале выдачи багажа, все стены украшены портретами известных шведов, с коротким пояснением, почему мир и Швеция этими людьми гордятся. А на выходе — фото шведской королевы в полный рост и — «Добро пожаловать в Стокгольм на разных языках!» Почему бы нам так же не украсить пустые стены аэропорта? На Урале людей с мировой известностью достаточно! Например, Менделеев.
Но уж если Вы мне позволите уж совсем помечтать от души, я бы в зоне прилета и в зоне вылета за символическую арендную плату сделала бы такие торговые острова: «Я люблю Урал!» И там бы красиво, свободно, в соответствии со всеми современными трендами разместила бы те товары и сувениры, которыми может гордиться Урал: магнитики с Шигирским идолом и Каслинским павильоном, фартуки с уральскими лосями и медведями, уральскую керамику, бересту, роспись, одежду уральских дизайнеров, еду уральских фермеров, фарфоровые пары Сысертского завода… Но это должны быть не примитивные сувениры, сделанные в Китае. Формально место столицы всего Урала еще не занято.