Восхождение на Эльбрус с юга – маршрут категории сложности 1Б на высоту 5642 метра над уровнем моря. В этой статье я расскажу о дне штурма вершины: в каких условиях проходило восхождение, что такое «тропа зомби» и как чувствовали себя участники.

Штурм вершины – непосредственное восхождение на высшую точку горы. Подъём на западную вершину Эльбруса начинается с высоты 3880 и заканчивается на отметке 5642. По времени путь вверх занимает от 8 до 10 часов с отметки 3700 и около 5 часов с высоты 5000, спуск с вершины до тех же 5000 метров – 4 часа.

Подготовка восхождения на Эльбрус
На портале Наш Урал и весь мир опубликованы ещё 2 части, посвященные восхождению на Эльбрус:

Восхождение на Эльбрус: часть 1. Маршруты, физическая подготовка и горная болезнь

Восхождение на Эльбрус: часть 2. Акклиматизационные выходы

Хронометраж: подъём и сборы

У нас было 2 часа на приём пищи и сборы. Необходимо было проверить всё: бахилы, верхонки (теплые варежки), пуховку, кошки, ледоруб, заварить термосы со сладким чаем, надеть системы с карабинами, нацепить каски и налобные фонари. Принять лекарства и замотать ступни ленточным пластырем, если это было необходимо.

Сборы перед восхождением на Эльбрус, приют Бочки
Восхождение на Эльбрус с юга, сборы. Приют «Бочки». Фото: Anna Kozachuk

1:20: выход

Во втором часу ночи мы вышли из приюта «Бочки» до станции «Гара-Баши». По прибытии все надели бахилы, кошки и пуховые куртки. Пожалуй, на мне никогда не было так много одежды и снаряжения… Вес всей экипировки составлял порядка 5 килограммов: я чувствовала себя хоккеистом, на которого надели всю защиту за раз.

Туристические бахилы — это тканевые мешки-чехлы, которые надеваются на треккинговые ботинки, чтобы предотвратить попадание снега и камней внутрь.

2:00: выезд на ратраке

Ровно в 2 часа ночи мы выехали на ратраке до отметки 5000 метров. После того, как мы ступили на склон Эльбруса, я с ужасом осознала, что ветер не просто дул: он сносил с ног.

Ратрак – снегоуплотнительная машина на гусеничном ходу для подготовки трасс на горнолыжных склонах. В силу способности поднимать большой груз на большую высоту, ратрак стал незаменимым помощником для спасателей и альпинистов. Благодаря таким снежным тракторам можно быстро эвакуировать человека с 5000 метров, или наоборот – комфортно довезти до нужно высоты.

Эльбрус с юга, маршрут восхождения
Восхождение на Эльбрус с юга

Если на сайтах туристических компаний вы видели фотографии людей в пурпурных заливах рассвета, со счастливыми лицами на привале с кока-колой в одной руке и «сникерсом» – в другой, с живописными видами на горы Кавказского хребта… То увы, я вам такого не покажу. В ту ночь всех засыпало снегом и сносило с перил из-за сильного ветра, а одежда и горнолыжные маски покрывалась инеем и ледяной коркой.

Когда мы слезли с ратрака на высоте 5000 метров, первой эмоцией стал… шок. Ничего не видно, дует ветер, и ты понимаешь: это не шутка, здесь свободно можно потеряться, если отстать от группы. На акклиматизационных выходах я всегда шёл в стороне, но тут, на тропе Косой полки, я уперся в спину впередиидущему и шел, боясь сделать шаг в сторону.Павел Ильин, 26 лет. Участник моей группы.

В темноте, с порывами ветра до 40 км/ч нам предстояло преодолеть следующие участки:

• Косая полка (5100). Шли по темноте около 2-х часов
  • Седловина (5300–5370) – 30 минут
  • Купол с перилами (самый сложный и экстремальный участок с использованием системы самостраховки и ледоруба, 5500 метров) – 2 часа
  • «Тропа зомби» – 20 минут
  • Последние метры до вершины

Косая полка

Косая полка – тропа шириной до полуметра на восточном склоне вершины. Этот участок отличается крутым боковым наклоном, и двигаться по нему нужно с максимальной осторожностью.

Косая полка, 3 часа ночи
Переход с Косой полки на седловину, 4 часа ночи. Фото: Anna Kozachuk

Косую полку мы преодолевали в темноте, лишь блёклый свет налобных фонарей освещал впереди идущие спины. Треккинговые палки я переставляла с трудом: ветер вырывал их из рук. Путь занял около 2-х часов.

На косой полке сильно хотелось спать от монотонности происходящего. Страха и волнения не было, я просто шел вперед. Пару раз мне показалось, что я словил слуховые галлюцинации – слышал автомобильную сигнализацию и звук бьющегося стекла.Влад Наумов, 26 лет. Участник моей группы.

Седловина (5370 метров)

Седловина или «седло» – участок между западной и восточной вершиной Эльбруса. Когда крутой подъем Косой полки подошёл к концу, и мы вышли на равнинную местность, я вспомнила слова нашего гида:

– Высота 5300 – ключевой момент. Именно здесь всех накрывает «горняшка»…

Я чувствовала себя прекрасно, если не считать обмороженного носа. Остальные участники тоже держались бодро. Одолевала жажда, но доставать руки из варежек ради термоса с чаем совсем не хотелось. На седле мы оставили часть вещей: бутылки с заледеневшей водой и одну из двух треккинговых палок, отстегнули ледорубы и отправились дальше, к самому сложному участку восхождения – перилам.

Купол с перилами

Перила на участке «купола» вершины – самый сложный и экстремальный этап, который преодолевается с использованием системы самостраховки и ледоруба.

Путь представлял собой тропу с натянутыми веревками, которые шли вдоль склона. Необходимо было идти друг за другом, перестёгивая карабины от одного участка страховочной веревки к другому.

Рыхлый снег заметал тропу, и ставить кошки становилось всё труднее. Люди оступались, падали и срывались, судорожно пытаясь вернуть равновесие. Один из участников другой группы упал без сознания и не мог пошевелиться. Спустя 10 минут его привели в чувства гиды. Наблюдать, как человек теряет рассудок и чувство пространства – страшно. И ты боишься, как бы такого не произошло с тобой, здесь, в условиях высокогорного холода.

Участок с перилами был пройден за 2 часа.

Самым незабываемым участком были перила. Я и не подозревал, что будет так сложно. Помню: передо мной упал и повис на карабине человек, потом ещё одному участнику стало плохо: его пытались поставить на ноги, привести в чувства, оттащить в сторону, чтобы пропустить других. Смотришь на это всё и становится жутковато. Потом на перилах упал я сам. После того, как я выкарабкался и прошел 5 метров, стал очень резко снимать у себя все с горла, расстегивать капюшон, потому что не мог отдышаться… Воздуха не хватало.Павел Ильин, 26 лет. Участник моей группы.
Восхождение на Эльбрус с юга по перилам
Восхождение на Эльбрус с юга по перилам. Фото: turclub-pik.ru

Сделать фотографии местности мне не удалось: не было ни сил, ни желания. Фото выше взято из стороннего интернет-источника.

«Тропа зомби» и вершина

«Тропа зомби» или «плато зомби» – последние метры на пути к западной вершине Эльбруса. От недостатка кислорода альпинистов здесь часто настигает горная болезнь: мысли окутывает туман, теряется ясность сознания. Это и называют «зомбированием», когда тело переключается на режим «автопилота», пропадает чувства времени, исчезают эмоции и человек идёт без понимания, зачем ему вообще нужна вершина и что он тут забыл.

Как мы прошли плато зомби, я вообще не заметил. Говорят, что это из-за погоды. Даже когда нам сказали, что мы уже на вершине, я даже этого не понял…Павел Ильин, 26 лет. Участник моей группы.

Достигли высшей точки мы и вправду неожиданно. Об этом говорил лишь характерный «взлет» на несколько метров вверх и памятный знак с наклейками и надписями, установленный на пяточке вершины. Именно с ним все делают фотографии на фоне Кавказских гор… Но наше фото, как вы уже догадались, было на фоне пурги и метели.

Наша группа состояла из 13 человек, лишь 7 из которых приняли решение идти на штурм. Отметки 5642 метра достигли все, кто отправился ночью на вершину.

Подъём на Эльбрус с 5000 метров занял 5 часов. Высшую точку Европы мы достигли 1 сентября 2022 года в 7 часов утра.

Западная вершина Эльбруса, 5642 метра. Восхождение на Эльбрус с юга
Восхождение на Эльбрус с юга, 5642 метра. Фото: Anna Kozachuk
Восхождение на Эльбрус с юга, 5642 метра
На вершине Эльбруса, 5642 метра. Фото: Anna Kozachuk

Спуск

Вершина – это не конец. Восхождение заканчивается у подножия.

Негласное правило, аксиома, которую важно помнить всегда, отправляясь даже в самые безопасные участки гор. Спуск – не менее важный этап, от которого напрямую зависит успех восхождения.

На обратном пути с вершины Эльбруса ветер достиг отметки около 45 км/ч, что значительно ухудшило условия спуска. Если честно, страшно вспоминать, что творилось на участке с перилами: я несколько раз слетала с них сама. Руки коченели, маска леденела, кошки соскальзывали, и всё это – в условиях видимости 10 метров.

Группы, которые достигли участка перилл на 2 часа позже нас, в тот день не достигли отметки 5642 метра из-за сильного ветра.

Мы помогали друг другу, как могли: кричали сквозь ветер слова поддержки, перестегивали карабины, страховали на каждом участке спуска. Этот день научил меня быть терпеливой ради достижения цели, думать о ком-то кроме себя и благодарить за каждый знак проявления заботы.

Самое неприятное в горах – спускаться. Почему-то спуск был намного дольше, чем подъем. В какой-то момент я подумал, что назад мы идём другим, более длинным маршрутом. Но нет, все то же самое – непродолжительный спуск, перила, седловина, косая полка и под конец фары нашего шаттла, который вернул нас обратно в цивилизацию. Восхождение оказалось очень увлекательным. Было нелегко, но выполнимо, а именно за этим я и шел.Влад Наумов, 26 лет. Участник моей группы.

Душу греет памятная отметка в книжке альпиниста и сертификат, который заслужил отдельное место на стене в комнате. И каждый раз, вспоминая пережитые эмоции, хочется испытать чувство восторга и радости вновь, уже в других условиях и с иными горизонтами…