В конце 1766 года императрица Екатерина II задумала совершить инспекционную поездку по волжским городам Российской империи и распорядилась заложить на верфи, в Твери, целую флотилию парусно-гребных судов для будущего путешествия.

Императрице захотелось с царственным блеском явить себя перед своими подданными, а заодно и посмотреть, как живёт российский народ вдалеке от столицы.

Строительством кораблей поставлен был заведовать капитан 2-го ранга Пётр Пущин, а непосредственно работой руководил галерных дел мастер Михаил Щепин. Несмотря на крайне сжатые сроки, ответственный заказ был выполнен
вовремя, и уже 2 мая 1767 года, под громы орудийного салюта флотилия двинулась в путь. Галеры «Тверь», «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород», «Синбирск», госпитальное судно «Ржев Владимиров» и ещё 14 судов меньшего размера отправились из Твери вниз по Волге.

Екатерина II с фрейлинами расположилась на галере «Тверь». Это судно специально строилось в качестве императорской галеры, и потому в отличие от традиционных галер имело удлинённую кормовую надстройку с апартаментами
для высочайшей гостьи и её приближённых.

Галера ТВЕРЬ
Галера «ТВЕРЬ»

14 мая Императорская галера «Тверь» Екатерины II и эскадра сопровождения бросили якоря в устье реки Костромы, напротив Ипатьевского монастыря. Вид растянувшейся вдоль берега императорской флотилии потрясал воображение своим величием.

При вступлении флотилии из Волги в устье Костромы был произведён приветственный салют: с городского вала сделаны были 31 выстрел, из Ипатьевского монастыря — из 37 пушек; во всех городских церквах произведён был колокольный звон. Екатерина объявила, что вечер и ночь проведёт на галере, а торжественную встречу назначила на следующий день.

15 мая в 9 часов императрица взошла в специально приготовленную для неё шлюпку. У пристани Ипатьевского монастыря, при выходе на берег, Её Величество приветствована была речью епископа Костромского и Галичского Преосвященного Дамаскина.

Выслушав её и приложившись к святому кресту, Государыня торжественно
вступила в Троицкий собор, где изволила слушать божественную литургию на царском месте. В 4 часа пополудни Екатерина II со всей блестящей свитой, при пушечной пальбе с флотилии и городского вала и колокольном звоне со всех городских церквей, отправилась на богато убранной шлюпке по реке Костроме к городской пристани, где изволила сесть в карету, и в сопровождении депутатов верхами направилась в Успенский собор.

После собора Государыня посетила дом воеводы Малыгина, где были представлены Её Величеству костромские фабриканты и купечество, и все были допущены к руке. По принятии поднесенных фабрикантами тканых полотен, которыми славилась Кострома, Государыня возвратилась обратно в Ипатьевский монастырь, где предводитель местного дворянства и депутаты имели счастье с ней отужинать.

Вечером на правом берегу Волги, не входившем в ту пору в городскую черту, светился царский вензель, как писал один из участников того путешествия: «На нагорной стороне противъ галеры ​зазжены​ были иллюминаціи, представляющия вензелевое ​Ея​ Величества подъ императорскою короною имя, и ​вѣсь​ городъ и монастырь во всю ночь иллюминированы​ были». После ужина, затянувшегося до 12 часов ночи, Государыня оставила обитель и отправилась на галеру. 16 мая утром флотилия снялась, и Императрица отправилась в дальнейшее путешествие.

В благодарность за восторженную встречу её костромичами Екатерина II отписала генерал-прокурору Сената А.А. Вяземскому: «Прикажите в Геральдии сделать городу Костроме и уезду Костромской герб».

Позже царица решила, что именно галера станет гербом города. Таким образом, герб Костромы стал первым, официально утвержденным городским гербом в России.

Герб Кострома 1767 г. из Винклера

А ещё бытует легенда, согласно которой императрица Екатерина II оказала влияние на городскую планировку Костромы.

При посещении города и осмотра достопримечательностей, императрица отметила хаотичность планировки улиц, большую пожароопасность деревянных строений и дала указание перестроить город. Когда городские начальники спросили, каким она хотела бы видеть город, императрица развернула веер, который держала в руке и сказала — «Вот так и стройте».

Через несколько лет городская планировочная комиссия представила в Петербург на высочайшее рассмотрение генеральный план застройки Костромы, который был одобрен, утвержден и скреплен царской печатью.

После завершения путешествия галеру «Тверь» было велено «хранить вечно не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия» в Казани.

Необходимо отметить, что галера поражала изяществом и красотой, гармонией подбора деталей отделки.

Галера «Тверь» на галерном дворе Казанского адмиралтейства

Снаружи надстройку украшали многочисленные рельефные изображения Нептуна, сирен, русалок, тритонов и амуров, вырезанные из дерева неизвестными русскими мастерами. Особенно богатое декоративное убранство имел транец, в центре которого помещались государственный герб и вензель императрицы.

Основной материал, из которого была построена «Тверь», – сосна, набор корпуса был из дуба, а для резных украшений использовались липа и береза. Качество постройки вызывало восхищение: например, стыки палубы и бортовой обшивки были подогнаны настолько плотно, что их не требовалось конопатить. В кормовой
надстройке были оборудованы небольшая каюта капитана и большие роскошно отделанные каюты.

Особым убранством отличались спальня императрицы и столовая на 12 персон. В трюме, под кормовой надстройкой, располагались каюты фрейлин и статс-дам, а также кладовые для припасов, всего десять помещений.

Галера «ТВЕРЬ»
Галера «ТВЕРЬ»

С момента постановки на вечное хранение «Тверь» находилась в ведении Казанского Адмиралтейства, с упразднением его – Морского министерства Российской империи, затем Министерства государственных имуществ.

С начала 60-х годов позапрошлого века галера состояла в ведении городского общественного управления, устроившего для нее в 1888 году специальное помещение – типа эллинга, в котором она и простояла до дня своей гибели.

Здание, где хранилась галера «Тверь», В.П. Бебин 1879 год.

В павильоне размером 10х40 метров галера пережила все перипетии российской истории: Февральскую революцию и Октябрьский переворот 1917 года, Великую отечественную войну 1941-1945 гг., но из-за отсутствия охраны сгорела от банальной детской шалости с огнем в 1956 году.

Галера «Тверь» после пожара. 1956.

Уникальный памятник русского кораблестроения XVIII века оказался утраченным навсегда.

Посмотреть на легендарную галеру можно на немногочисленных сохранившихся фотографиях и на картине Александра Карловича Беггрова «Галера «Тверь» под штандартом императрицы Екатерины II».

А. Беггров ГАЛЕРА «ТВЕРЬ»

Автор: Владимир Гирин. Иллюстрации предоставлены автором.

Подписывайся на нас в соцсетях!
Стань автором портала!
Опубликуй свою статью на портале «Наш Урал и весь мир»! Если вы путешествуете, фотографируете, ведете свой блог — вы можете написать материал, и принять участие в ежемесячном конкурсе статей! Свяжитесь с нами, мы расскажем все подробности! :)
ПИШИТЕ на почту: uralnash@yandex.ru 
Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments