Как провести один день в Санкт-Петербурге? КОНЕЧНО, у каждого, кто там был и любит Санкт-Петербург, есть свой собственный рецепт, но я поделюсь тем, как я недавно провела здесь целый день, полностью посвятив его любимому городу.
Город я полюбила ещё в детстве и заочно, прочитав когда-то книгу «Санкт-Петербург Пушкина» . Возможно, книга называлась как-то по другому, но она была точно посвящена Александру Сергеевичу и описывала многие из достопримечательностей города, так или иначе связанные с жизнью поэта. В те далёкие времена, «когда деревья были большие», ещё не было многообразия путеводителей, поэтому знакомилась я с городом через Пушкина. Первое моё знакомство с городом случилось еще в советское время. Я помню 2 недели, когда мы с подругой с утра до вечера бегала по городу, чтобы увидеть все те, места которые мне казались очень важными в Ленинграде (на всякий случай в Санкт-Петербурге) . До сих пор помню (а мы ехали в Ленинград и обратно на поезде) как горели ступни ног всю обратную дорогу. В этот раз было все не так драматично, без ажиотажа и неуемной энергии, да и Яндекс-такси реально облегчает передвижение по городу.
Очень много в бриллиантовой комнате бриллиантов, накопившихся за 300-летнюю историю у обитателей Зимнего дворца (как они все не сгинули в пучине революций??) : это и роскошные подарки иностранных послов, и украшения российских императоров и императриц. То есть мечта простых американок о кольце с каратником на день рождения, как подтверждение любви мужчины, здесь выглядит смешно, этими каратниками сплошь покрыты парадные попоны царских коней. Увы, фотографировать здесь запрещено.
Конечно, украшения Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Второй поражают воображение, но я ещё раз поняла, в какую далёкую от их жизни реальность попали члены семьи Николая II, особенно его дочки, после того, как император отрекся от престола и попал с семьей в Тобольск, в маленький дом Губернатора, где все четыре царевны жили в одной большой комнате, без привычного комфорта. В этой части музея (4 больших музейных зала) понимаешь, что эти удивительные предметы роскоши для людей, выросших в Зимнем Дворце, были предметами повседневной жизни.
После бриллиантовой комнаты мы немножко захватили Египетский зал Эрмитажа, где прекрасные саркофаги египетских мумий поражают своей монументальностью, немножечко греческого зала, немножечко Римского зала и ушли дальше в город, не повторяя нашу историю с Томасом Вайсером 15 лет назад — обежать весь Эрмитаж за один день.
По пути полюбовались колоссальной вазой из ревневской яшмы, которая не только поражает красотой камня и его обработкой, но и размерами.
И ещё раз поразились предприимчивости уральцев, ведь такую махину доставить в Зимний Дворец без железной дороги было очень непросто.
Следующим пунктом нашей программы был Музей эмоций. Сама бы я его не нашла и не собралась бы в него пойти, но у молодёжи другие приоритеты.
Тут уж никакого высокого искусства, несколько комнат в одном из петербургских дворов, полностью в согласии с сегодняшним клиповым мышлением, познакомят вас с разными эмоциями. Вернее, скажем так, в этом музее воплощена попытка выразить эмоции с помощью клише и китча.
Как ни странно, это работает. В общем-то, мне кажется, стоит сходить познакомиться с собственными эмоциями поближе таким вот образом. Все равно, сколько вас человек (но мне кажется, больше 7 будет тесно) вам дают гида и вперёд.
Вы идёте по странным тесным коридорам, а гид всегда появляется откуда — то сбоку, и время от времени попадаете в комнату, выражающую ту или иную эмоцию.
Там была комната радости — синее нарисованное небо и картонные ромашки, была комната отвращения — отвращение должны были вызывать огромные тараканы, черепа, кладбище навозных мух и прочие вещи, которые почти у каждого из нас вызывают отвращение. Но, из-за отсутствия неприятного запаха, отвращение было все-таки не полноценным.
Мне очень понравилась комната страха смерти. В тот момент для меня это была реально очень сильная эмоция и я с ней последние пару лет никак не могла справится. Здесь же страх смерти был выражен просто, с одной стороны, с другой стороны — оригинально.
Во первых, посредине небольшой комнаты установлен большой, обитый красным бархатом, гроб, копия гроба графа Дракулы, как говорил нам наш гид — очень уютный, в нём очень комфортно лежать, что нам предложили и сделать — я на такой эксперимент не решилась, но страх смерти как то через месяц поутих, как не странно. Во-вторых, в этой же комнате стоит макет первого в мире электрического стула, на нем можно посидеть, как оказывается у него не было шлема на голову и ток поступал только через руки и казнимый человек мог мучиться, умирая от электрического тока в этом кресле до 6 — 8 часов, в зависимости от того, насколько у приговоренного было здоровое сердце. А знали ли вы, что первыми жертвами этого варианта приведения смертельного приговора была супружеская пара из России? Их обвинили в шпионаже против США и казнили, а потом оказалось, что напрасно, люди были невиновны. А в-третьих, этой же комнате есть модель одиночной камеры, в которой долгое время сидел (а всё это происходило в Санкт-Петербурге) молодой человек, который съел своего любовника из-за большой любви к нему, причём по взаимной договорённости.
Находясь долгое время в одиночной камере любовник-убийца рисовал интересные рисунки и копии тех рисунков можно увидеть на стенах копии той камеры.
Последняя комната призвана повысить вашу самооценку: в ней есть королевский трон и королевские короны, бутафорская королевская мантия и несколько кривых зеркал, выбирая которые вы можете быть тем, кем хотите: стройными, одно из зеркал вытягивает любую толстушку до уровня Анджелины Джоли. А для мужчин, мечтающих о мужественности, есть зеркало, увеличивающее зрительно ширину плечей. А ещё есть комната с выраженными желаниями и пожеланиями. Просто пишешь и вешаешь на стену.
Проходя по этим комнатам ты реально переживаешь и так насыщается эмоциями, что выходя из музея, ты хочешь эмоции как-то выплеснуть. Поэтому очень кстати на выходе из музея эмоций есть небольшая творческая галерея, а впрочем, я даже не знаю, как это место назвать.
Ярко освещённый вход в подвал увлекает любого: а теперь заходи и сбрось свои эмоции в художественном творчестве. Здесь тебе могут дать традиционный мастер-класс по рисованию, а ещё можно рисовать картину самыми нетрадиционными методами. Да, я выбрала стрельбу из Макарова по резиновым шариками, заполненным акриловыми красками, висящим над крутящимся полотно. Только осторожно! Выбор краски, полотна, количества шариков и количества выстрелов может так увлечь, что придётся выложить серьёзную сумму за «творчество». Творя, я все не могла отогнать кромольную мысль — бедные (счастливые???) свободные дети — занимаются ерундой (ерундой?) и счастливы, или все-таки творят на свободе?
Картину мне пообещали прислать за 1.000 руб и прислали.
Потом мы пошли в Акваторию. В общем, обязательно сходите в этом отличный музей. Там ты чувствуешь себя немного Гулливером в стране лилипутов.
Но ощущения потрясающие! Тебя словно носит из века в век и ты видишь жизнь людей в незнакомых тебе подробностях: как строили корабли на верфях, как наводнение захлестывало город, как проходили балы и охоты, как развлекались в городе зимой.
А четвертая локация за этот длинный день — музей современного искусства Эрарта . И, честно скажем, это один из лучших музеев современного искусства, которые я видела в своей жизни.
Может быть он не такой большой, как некоторые европейские музеи, но тем не менее это огромное пятиэтажное здание. Я понимаю, что, возможно, для музея современного искусства не важно качество полов и стен, но для меня стены и полы должны быть нейтральны и идеально чисты, для того, чтобы их состояние не отвлекало моего внимания от произведений искусства.
Ну вот в этом помещении так и было: все идеально чисто, качественно и нейтрально. Судя по объявлениям в музее «Эрарта» проходит до 40 новых выставок в месяц, из которых мы посмотрели минимум четыре. В тот день два этажа музея были закрыты на спецобслуживание. В общем-то это и хорошо: иначе мы бы отравились искусством))) .
Мне очень понравилась выставка молодого малайзийского фотохудожника Заракуйи Исмаила, который выискивает в интернете интересные фотокадры и, соединяя их без видимых границ и швов, создаёт новую реальность.
Эта новая реальность в работах мастера — очень неожиданная, свежая, провокативная и даже пугающая. Словно рядом с нами существует другой мир с альтернативными правилами: там зебра превращается в пружину, у цветов есть глаза, а в кофейных чашках вместо кофе — коты… И хотя в Малайзии есть какой-то документ (прочитала в аннотации) от 1971 года, который определяет культурную политику в стране, и согласно ему — вся современная культура должна развиваться на основе национальной культуры и на основе ислама, ни того, ни другого в работах фотоманипулятора я не заметила.
Хотя, конечно, сказочность новых ситуаций базируется на цветистом азиатском разнообразии Малайзии. В общем, обязательно познакомнесь с работами Исмаила.
Вторая выставка называлась «Сладкая жизнь» скульптора Лоранс Жанкель. Объектом внимания автора стали конфетки — разные: карамельки, тянучки, леденцы. Вы не поверите, но мир конфет удивительно разнообразен, особенно в исполнении Лоранс: на выставке были представлены конфеты и из пластика, и из мрамора))) Как бы то ни было, но с детства мы помним то чудо ожидания, когда слышишь шуршание фантика, а потом сладость во рту и ощущение маленького праздника)))
Мраморные фантики автора открыть нельзя, но рот все равно невольно наполняется сладостью.
Третья выставки — представление календаря Пирелли. Календарь изменился — это больше не соблазнительные красотки в неглиже, все стало современно актуально, политкорректно, гендерно нейтрально. Тренды, что поделать.
В правом крыле проходят выставки и перфомансы, а в левом находится постоянная экспозиция.
Между крыльями очень неплохое кафе, что в общем — то необходимо при таком количестве выставок.
Постоянная выставка особо не вдохновила, но это возможно потому, что мы сначала посмотрели правое крыло)))
Уголок Сажаева немного развлек: там и мастерская художника и гротескный портрет Екатерины Великой: этакая воплощенная в цифры фатальная зависть русских мужчин к любовникам Екатерины. Кстати, распространению этой зависти способствуют и гиды водных экскурсий в Санкт-Петербурге (единственное, что я помню с давней экскурсии) : «Посмотрите налево, это дом Григория Потемкина, подаренный ему Екатериной Второй, посмотрите направо, это дом… Ну и так далее.
Но вот что мне понравилось в Эрарте безусловно — этакий художественныц ликбез — два зала, в которых показывали мультфильмы и с помощью этих мультфильмов ты можешь получить представление о разных направлениях искусства, мы посидели-посмотрели три мультфильма и, с одной стороны, это был такой хороший отдых, потому что мы устали к концу дня, а с другой стороны — очень такая качественная образовательная составляющая.
Рабочее время тоже отличное: до 22.00.
Для меня Санкт-Петербург, как ни странно, город высокой кухни. Да-да. У меня есть Фейсбучный друг , Александр Сысоев, я его вживую ни разу не видела, но Александр каждый раз делится со мной новыми вкусными адресами в Санкт-Петербурге и я регулярно и успешно пробую на вкус самую интересную, на мой взгляд, кухню города. Да. И я с Вами поделюсь моими (с подачи Александра) находками. Прошу пройти по ссылке :
Здесь есть два варианта меню: мои фавориты от Александра Сысоева (Александр рекомендует — я пробую) и список ресторанов от Владимира Никитенко, главы Российско-Германской торгово-промышленной палаты в Санкт-Петербурге.