Путешествие на маяк Анива на Сахалине — это невероятная поездка на самый край земли. Заброшенный маяк напоминает сказочный замок, рядом с которым хозяйничают чайки, а рядом шумит ветер и с грохотом бьют волны о прибрежные скалы.
На мысе Анива возникает ощущение нереальности происходящего, это колдовское место очаровывает своей историей и притягивает энергетикой: хочется подолгу любоваться бескрайним морем с самой высокой точки маяка, дышать свежим воздухом, слушать прибой.
Маяк на скале Сивучья возле мыса Анива — визитная карточка и достопримечательность Сахалина, один из самых труднодоступных маяков Сахалина и России. Несколько десятилетий маяк спасал корабли от гибели у каменистых берегов, до него сложно добраться по морю и практически нереально — по суше.
История
Остров Сахалин за свою историю несколько раз переходил от России к Японии и обратно, и на его территории остались памятники японской культуры, архитектуры и инженерной мысли.
С начала освоения острова Сахалин у мыса Анива проходил сложный морской путь: густые туманы, сильнейшие подводные течения, опасные подводные скалы, — в этих местах разбивались многие корабли.
В 1930-е годы остров принадлежал Японии (префектура Карафуто). С 1937 по 1939 год продолжалось строительство маяка Анива (на японском языке мыс называется Нако-Сирето-Мисаки). Проект разработал японский инженер Миура Синобу.
Строительство маяка было крайне сложным: все материалы приходилось доставлять морским путем (привозили на судне «Рошу-мару» — корабль, который обслуживал японские сигнальные сооружения, бывший пароход общества Китайско-Восточной железной дороги «Аргунь»).
Строители столкнулись с огромными сложностями: сначала они срезали выпирающий участок скалы, а после наращивали ее при помощи бетонного укрепления.
На маяке работали четыре человека, и после конца навигации на зимовку маячники уезжали в специально построенный для них поселок Сатоо (сейчас это застава Южная). Этот населенный пункт также создавался по проекту Миура Синобу, в него входили восемь железобетонных зданий, склад, радиостанция и два двухквартирных дома для слуг. В Японии служителей маяков причисляли к категории государственных служащих, и им по статусу полагалось иметь прислугу.
Интересный факт: когда маяк был построен, — его уменьшенную копию строители вручили в подарок Хирохито, императору Японии.
В годы СССР маяк работал дизельных генераторах и резервных аккумуляторах.
С 1990 года постоянных работников на маяке не стало, его оборудовали радиоизотопными термоэлектрическими генераторами, сооружение стало автономным. Маяк закрыли в 2006 году. К сожалению, сейчас маяк заброшен и постепенно разрушается под действием морской воды и ветра.
Устройство
Маяк Анива заработал в 1939 году. Бетонная башня практически не отличалась своим цветом от окружающих ее скал, и гармонично слилась с окружающим ландшафтом.
Цокольный этаж оборудовали двигателями и аккумуляторами. На первом этаже был склад продовольствия, на втором — радиорубка и аппаратная. На третьем, четвертом и пятом этаже можно было жить, на шестом хранились ценные припасы.
Седьмой и восьмой этаж занимали механизмы пневматической сирены (ее рупор стоял на крыше эркера). На девятом был вращательный механизм оптической системы. Осветительный аппарат приводил в движение часовой механизм. Внутри винтовой лестницы, ведущей до самого верха башни, проходила труба. Там была подвешена 270-килограммовая гиря, которая опускалась за три часа, вращая осветительный прибор. После этого маячник заводил систему вновь.
В сооружении были открыты туалет и баня. Девять этажей соединялись винтовой лестницей.
Технические характеристики
Высота сооружения — 31 м. Длина фокуса линзы маяка — 500 мм, диаметр — 1000 мм. Также здесь имелся наутофон (прибор для излучения высоких звуков, высота света составляла 40 м над уровнем моря, а дальность действия — 28,16 км (17,5 мили)).
Интересные факты
Про достопримечательность Сахалина — маяк Анива экскурсоводы и жители острова рассказывают туристам легенды.
Например, есть история, что огни маяка, которые хорошо заметны с моря и с берега каждую ночь призывают к себе души моряков, которые погибли у этих скал. У моряков была традиция тела погибших «хоронить» в море — предавать морским волнам.
- В 75-летнюю годовщину победы в Великой Отечественной войне жители Владивостока на одну ночь зажгли сигнальный огонь на маяке при помощи фонаря.
- С 1939 по 1946 год маяк назывался по-японски Накасирэтоко.
- Среди маячников попасть на работу на сахалинский маяк считалось огромным везением и большой удачей!
Экскурсии
Как попасть на Маяк Анива? Путешественники могут выбрать экскурсии на лодке (экскурсии на маяк проводятся с апреля по октябрь).
Продолжительность экскурсии — с 6.00 утра примерно до 17.00 (в экскурсионный тур входит трансфер из Южно-Сахалинска до Новиково и обратно, морская поездка на мыс Анива, обзор маяка). В тур к маяку Анива может входить прогулка по мысу Белый камень.
Стоимость экскурсии на маяк Анива — от 6000 — 7000 рублей (цены 2023 года).
В незабываемом морском путешествии к маяку Анива на Сахалине туристы будут любоваться живописными скалами, водопадами, гротами. Награда отважным путешественникам — встреча с величественным морским стражем — таким притягательным и труднодоступным сахалинским маяком!
Интересный факт: если повезет, то в морском путешествии к маяку Анива можно встретить касаток — морские обитатели подпускают туристов к себе на близкое расстояние, и позволяют сделать уникальные фотографии! У вас останутся невероятные воспоминания, а если вы с детьми, то искреннему восторгу не будет предела!
Советы туристам
- Перед поездкой на экскурсию туристам нужно проверить погодные условия (экскурсию на маяк могут отложить из-за сильного ветра, дождя, шторма на море).
- Путешественники должны выбрать подходящую одежду (непродуваемая и ветрозащитная одежда (куртка с капюшоном, штаны, непромокаемая обувь).
- Нужно следовать инструкциям гида и не отклоняться от маршрута.
- Перекус.
- С собой следует взять средство от укачивания, солнцезащитные очки.
Как добраться
Как добраться из Екатеринбурга до Южно-Сахалинска (расстояние между городами 5400 км)? Можно долететь на самолёте, рейс Екатеринбург – Южно-Сахалинск — в полете придется провести около 10 часов. Есть рейсы с пересадками во Владивостоке или Москве и прямые. Билет стоит от 23 000 (цены 2023 года).
На Мыс Анива к маяку туристы могут попасть в составе экскурсий (самостоятельно добраться до него почти невозможно). В тур входит трансфер до села Новиково (оттуда начинается морской путь на катере к мысу Анива). Расстояние от Южно-Сахалинска до Новиково — 119 км (дорога на машине займет один час — полтора часа).
Из Южно-Сахалинска до Новиково можно добраться на рейсовом автобусе № 115 (с пересадкой в городе Корсаков). Время в дороге — час, автобус ездит ежедневно. Цена билета — от 135 рублей (цены 2023 года).
Затем из города Корсаков нужно добраться в Новиково на автобусе № 521 (расписание движения лучше уточнить, в 2023 году он ездит в четверг, пятницу и воскресенье, стоимость —150 рублей).
Из села Новиково стартует морская часть экскурсии на маяк Анива (до маяка нужно плыть примерно 40 минут — 1 час).
Карта
GPS-координаты
46.018915, 143.414066
Карта
При подготовке материала использовалась информация с сайта https://dzen.ru/lightgait
Интересные конечно места. Прошло много лет. Но помнится все до мелочей. Прилетели на пару дней на О.Сахалин, . В этот момент случается Путч ГКЧП в стране под названием СССР, аэропорт в Москве заблокирован и самолёты на Сахалин не прилетают и не улетают. Океан. Остров. Подземные толчки . Чашечки и блюдца на полочках звенят, мебель тихонько наклоняется и возвращается обратно. Рядом Япония,-она видна, но туда нельзя. На жизнь смотришь иначе- реальнее. Туризм для сильных (возможно случайно отважных)
Сахалин завораживает своей историей, удивительно красивой природой. Очень понравились люди. У них другие ценности и ориентиры в жизни