В начале XX века была построена церковь в Большой Ченчери. Само расположение деревни у пригорка, на возвышении, определило выбор для строительства церкви именно в Большой ЧенчериБольшеченчерский приход состоял из числа верующих близлежащих деревень: Большой Ченчери, Малой Ченчери, Вознесенки, Романовки, Старой Ченчери, Новопокровки, Михайловки, Вакорино. Есть три версии того, в каком году строилась церковь. 

Первая: в справочной книге Омской епархии И.С.Голошубиным написано, что «…в селе Новоченчерском церковь деревянная с колокольней, время постройки 1906 год. В честь Покрова Пресвятой Богородицы». 

Вторая: в документальной повести земляка, уроженца Вознесенки Алексея Кезикова «От Ишима до Перекопа» о событиях 19181919 годов в главе 6 сказано: «Давно это было, лет семь тому назад, построили новую церковь. А когда летом 1911 года священник затеял перенос из Ишима в Большую Ченчерь иконы Казанской Богоматери, то устроил невиданное шествие». 

Третья: жительница Малой Ченчери Федосья Ивановна Юркова, 1907 года рождения, умершая в 1993 году, вспоминала, что крещена была в Ларихинской церкви, так как в Большой Ченчери церкви еще не было. 

Житель Большой Ченчери Ефрем Григорьевич Сафронов, 1894 года рождения, умерший в 1972 году, тоже вспоминал, что Большеченчерская церковь была построена в 1908 году. Таким образом, можно предположить, что строительство церкви относится к 19061910 годам. Церковь была построена на пригорке, видна издалека. Срублена была из сосновых бревен, в «лапу», обшита сосновым тесом, покрашена в голубоватый цвет. Колокольня пристроена к основному зданию, церковь стояла на высоком фундаменте. Сначала она была обнесена чугунной решеткой, позднее – простой деревянной изгородью. Севернее, со стороны колокольни, стояла рубленая изба – церковная сторожка, в которой жил сторож, он же звонарь. 

Сейчас на месте храма остался только крест. Автор фотографии: Анастасия Старикова

В церкви было три наружных двери: южная, северная, западная, покрашенные в темно-зеленый цвет. Над основным зданием церкви возвышался купол тоже темно-зеленого цвета. С восточной стороны храма располагался восточный притвор для входа священника в алтарь. На главе храма стоял крест золотистого цвета, ярко сверкающий на солнце. На колокольню можно было попасть через внутренний притвор: вверх вела лестница с северной стороны, а прямо был вход в церковь. На колокольне висело несколько колоколов, должно быть, не менее пяти, один из них большой. 

Внутреннее устройство храма 

  1. Церковь начиналась с притвора –преддверия к храму, состоящего из паперти (наружное крыльцопри входе в храм) и трапезной (место для трапезы, где в Пасху освещают пасхальные куличи). 
  2. Средняя часть храма называласьораториум – это место для молящихся, для чтения Евангелия, для проведения проповедей, принятия Святого Причастия, для проведения всех других обрядов. 
  3. Алтарь –это восточная часть церкви, предназначенная для священнослужителей. В алтаре находился святой престол, жертвенник и горнее место. На восточной стороне алтаря, за престолом, помещалась запрестольная икона – это могла быть икона Иисуса Христа на царском троне или Воскресение Христово, Святая Троица или Божия Матерь. Престол – это главная принадлежность храма, который представлял собой небольшой четырехугольный столик посредине алтаря, покрытый двумя одеждами: срочицей и верхней парчовой, напоминающей одеяние Иисуса Христа. На престоле размещался антиминс (шелковый или льняной платок), дарохранительница (металлическиий ящик в форме гробницы), крест, Евангелие. У престола стоял крест-распятие, за престолом висел семисвечник. 
  4. Ораториум это средняя часть храма, отделенная иконостасом. Иконы располагаются горизонтально в несколько рядов, их количество зависит от размера иконостаса. Бывает пять рядов. Наша церковь была небольшая, поэтому иконы располагались в три ряда. В первом ряду имелись три двери, ведущие в алтарь. Центральная двустворчатая, округлая, именуется Царскими Вратами. Через нее входят только священнослужители. По бокам располагались две одностворчатые двери: северная и южная. Расположение икон строго определенно: например, над Царскими Вратами висела икона Святой Евхаристии (Святого Причастия). Справа от Царских Врат помещалась икона Спасителя и храмовая икона Покров Пресвятой Богородицы. Слева – икона Божией Матери. 
Автор фотографии: Анастасия Старикова

Во втором ряду располагались иконы 12 главных годовых праздников (двунадесятых), посвященных Иисусу Христу и Божией Матери: 

  1. Рождество Христово.
  2. Крещение Господне.
  3. Сретенье Господне.
  4. Благовещение Пресвятой Богородицы.
  5. Вознесение Господне.
  6. Троица.
  7. Преображение Господне.
  8. Успение Пресвятой Богородицы.
  9. Рождество Пресвятой Богородицы.
  10. Воздвижение.
  11. Пасха,СветлоеВоскресенье (это особый праздник). 
  12. Введениевохрам Пресвятой Богородицы. 

Третий ряд – это центральная часть иконостаса, олицетворяющая собой моление церкви за мир. Здесь расположено большинство икон Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов, апостолов. 

Все помещение церкви было побелено, а может, и покрашено в белый цвет. Всюду царила тишина, чистота, покой и уют. За порядком следили верующие из числа прихожан, зачастую мальчики и девочки. В алтаре убирали только мальчики. В церкви было много свечей в подсвечниках. Посредине зала висело паникадило – это светильник со многими свечами. 

Церковь жила по своему церковному Уставу. Должен был работать избранный приходом на общем собрании верующих мирян церковный совет, который избирал старосту. Священники в его деятельность не должны были вмешиваться. 

В церкви свершались обряды: крещение, венчание, отпевание. Богослужение проводилось согласно предусмотренным церковью порядкам. Сюда входили службы: заутренние, обедня, вечерняя. С чего начиналось богослужение? Сколокольного звона, который носит троякое название: 

Автор фотографии: Анастасия Старикова
  1. Благовест –призывает мирян к богослужению, оповещает о времени его начала. Это мерные удары в какой-либо один колокол.
  2. Трезвон –мерные удары в несколько колоколов в три приема. Раздается перезвон после благовеста во время праздничного богослужения.
  3. Перезвон, перебор –удары в каждый колокол по очереди от большого кменьшему, перебрав все, удар во все колокола раздается во время крестного хода и перед богослужением в храмовый праздник. По звону колокола определялось, какой он: праздничный, воскресный, будничный. Зазвонный звон малых колоколов – как сигнал о чем-то свершившемся, например, о пожаре. 

Богослужения были различными: с причащением, молением, крестным ходом. Богослужения сопровождались пением молитв. Отдельного хора в Большеченчерском храме не было. Помогали из прихожан те, кто мог. Во время праздников Пасхи, Троицы, Покрова – это теплое время года – при богослужении все двери храма раскрывались и песнопение было слышно по всему селу. 

Обряды: крещение младенцев, венчание – производились по мере надобности. Специальных дней не было. Священник мог посоветовать имя младенцу. Во время венчания совершался крестный ход новобрачных вокруг аналоя (это высокий столик с покатым верхом для чтения Евангелия). Во время богослужения священник находился на солее (это возвышение перед иконостасом, по которому ходят церковнослужители) перед царскими вратами на амвоне (часть солеи полукруглой формы в две ступени перед царскими вратами), отсюда он вел проповеди. Певчие и чтецы стояли на клиросе – это боковая часть солеи. С кадилом ходили дети по просьбе священника или кто-нибудь из прихожан. Вспомнили жителя Большой Ченчери Михаила Игнатьевича Фоминцева. 

Каждая наружная дверь имела свое предназначение. Через западную дверь шли прихожане, через южную вносили покойников для отпевания, через северную выносили после отпевания и прямо на гору, на кладбище, которое позже было закрыто. Рассказывают, что в 1956 году, распахав его, присоединили к полю, на котором выращиваются зерновые. 

Автор фотографии: Анастасия Старикова

Церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По церковному Уставу храмовая икона располагалась на иконостасе справа от царских врат второй. В Большеченчерский храмовый праздник Покрова Пресвятой Богородицы слышен был перезвон колоколов. Сначала удар по очереди в каждый колокол от большого к меньшему, а затем удар во все колокола. Вцеркви бывало многолюдно. Священник одет в священные одежды. Молились только крещеные. Богослужение заканчивалось крестным ходом, то есть торжественным церковным ходом вокруг храма с хоругвями, иконами, крестом. 

В Большеченчерской церкви было несколько священников, которые сменяли один другого. Был звонарь, он же сторож. Священники были женатыми людьми, имели детей. У кого-то из них, по воспоминаниям, был сын Олег, дочь Ольга. 

Исходя из данных документальной повести А. Р. Кезикова «От Ишима до Перекопа», первым священником в Большой Ченчери был Топорнин Дмитрий Алексеевич. Он же был законоучитель (то есть заведующий) Большеченчерского сельского одноклассного училища, которое открылось в 1897 году. Священник Топорнин во время гражданской войны в 1918 году ушел вместе с белыми. В повести Кезикова сказано: «Убег патлатый». Односельчане припомнили священника Сахарова, помнят еще священников – одного детного, другого бездетного. Таким образом, за все время действия церкви сменилось несколько священников. 

Дом первого священика Топорнина находился на задворках сегодняшнего сельского дома культуры. Этот дом был большой, с высоким крыльцом. По повести А. Р. Кезикова поп жил зажиточно, имел добротные надворные постройки, амбары, засыпанные зерном. Он держал работников, у него в работниках был отец Алексея Кезикова Роман Максимович, большеченчерский житель Лучак Алексей, Силиванчук Константин – он же служил церковным сторожем и звонарем. В повести Кезикова сказано: «…не от бога в его усадьбе водились породистые лошади, коровы, овцы. Местные батраки потом поливали поповские угодья». 

Во время гражданской войны сгорели поповские амбары, подожженные односельчанами. А когда восстановилась советская власть, дом священника был национализирован и стал избой-читальней. Для богослужения у Топорнина была роскошная риза, праздничное облачение. Кезиков в своей книге пишет: «…в праздничном облачении плыл Топорнин». Вероятно, что все это богатство ушло вместе с Топорниным. Односельчане припоминали только то, что позднее у священников была черная ряса, головной убор и нагрудный крест. 

Церковь действовала до 1934 года. Жительница Малой Ченчери Федосья Ивановна Юркова вспоминала, что крестила свою новорожденную дочь в Большеченчерской церкви летом 1934 года, и это было последнее крещение в храме. В полной сохранности, в ожидании того, что церковь заработает, она еще простояла года два-три. Но ничего этого не случилось. Все убранство куда-то исчезло. А сколько было икон! Куда жители их девали? Трудно достоверно ответить. Но говорили старожилы, что частично верующие разнесли их по домам, а большую часть сплавили по реке, якобы это наиболее пристойно. 

Дальнейшая судьба Большеченчерской церкви

Сначала в церкви разместился пожарный пост, и колокольный звон теперь стал только сигналом бедствия. Затем в церкви было зернохранилище, поэтому лишние двери и окна заколотили. Где колокола, кто их снял – припомнить не смогли. 

Автор фотографии: Анастасия Старикова

Кресты или крест (сколько их было, не припомнили) на церкви находились до 1963 года. Их пытались снять несколько раз, но не смогли. По просьбе местных властей (председателем тогда был Григорий Третьяков) весной 1963 года житель поселка им. Челюскинцев Андрей Фогель залез на церковь, снял крест и сбросил его на землю. Реакция жителей на этот счет была очень отрицательной. Андрей повесился в ближайшем от церкви леске. А кресты? Кованые кресты бросили в металлолом. 

После разукрупнения совхоза им. Челюскинцев образовался совхоз Большеченчерский. Директором начинающего совхоза был Александр Иванович Григоров. Весной 1970 года в помещении церкви разместили МТМ. Церковь полностью разрушили, убрав все лишнее, оставив только основное помещение. Купола долго не могли снять, тянули тремя тракторами, затем подпилили стойки изнутри и только тогда удалось их сбросить на землю. Купола еще какое-то время лежали возле МТМ – бывшей церкви, потом куда-то исчезли. 

МТМ действовала до весны 1980 года, затем сгорела. Причиной послужило то ли неосторожное обращение с огнем, то ли замыкание электропроводки или же человеческий фактор. А вобщем труднообъяснимое стечение обстоятельств. Трагически погиб первый директор совхоза Александр Иванович Григоров (убило током в городе Ишиме во время командировки). Трагически погиб тракторист, который снимал крест с церкви – Левчук Данил (он, возвращаясь домой в зимнее время во время бури, заблудился, ушел далеко в лес и замерз), оставив четверых детей. Может быть, с печальной историей Большеченчерской церкви связана гибель этих троих людей, кто знает 

Старшее поколение было связано с церковью. Они с любовью вспоминали и сожалели, что так сложилась судьба этого храма, так украшавшего деревню. Это и их история, их жизнь. В этом храме многие из них крестились, венчались, отпевали своих умерших родственников. Все это они чтили. Многое о храме рассказали жители села: Воронина Матрена Григорьевна, Денисова Евдокия Андреевна, Синицына Марфа Михайловна, Юркова Федосья Ивановна, Лебедева Юлия Константиновна.  

В описании использованы материалы Казанского краеведческого музея им.В.С.Аржиловского, повесть А.Р.Кезикова «От Ишима до Перекопа». 

 

Автор: Анна Трофимовна Дегтярева 

Село Большая Ченчерь 

19982013 гг.   

Фото: Анастасия Старикова 

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar