На легендарный крейсер «Варяг» осенью 1915 года в очередной рекрутский набор в армию из села Абдулино, которое тогда входило в Самарскую губернию, были призваны четверо друзей — Никифор Филиппович Попов, Андрей Матвеевич Чариков, Иван Григорьевич Галактионов и Аркадий Федорович Еремеев. Все четверо были рабочие: Попов, Чариков и Галактионов — помощники машинистов, а Еремеев работал слесарем на паровой мельнице. Как специалисты по машинам, все они были направлены для прохождения службы во флот на Дальний Восток. Во Владивостоке друзья закончили краткосрочные курсы по изучению морских судовых машин и вспомогательных механизмов и в апреле 1916 года были зачислены машинистами 2-ой статьи в экипаж прибывшего из Японии крейсера «Варяг».
Из Владивостока в Мурманск
Из Владивостока «Варяг» был направлен к месту своей службы — в порт Мурманск.
Переход из Владивостока в Мурманск продолжался 5 месяцев. По пути следования крейсер останавливался во многих портах, и простаивал по 5-7, а иногда и по 10 суток.
18 июня 1916 года из бухты Золотой Рог экипаж вышел в море. 26 июня утром
«Варяг» бросил якорь в бухте Гонконга, оттуда ушел 7 июля, и он заходил во многие другие порты, находящиеся на его пути в Тихом и Индийском океанах, в Средиземном море и Атлантическом океане. За переход из Владивостока до Мурманска потеряли из экипажа крейсера Варяг 27 матросов. Это результат деспотических порядков и мордобойства матросов офицерами обветшалого царского строя.
Только 17 ноября 1916 года корабль встал на якорь в порту Романов на Мурманске,
который тогда еще строился. В Мурманске они работали на строительстве порта и железной дороги, а затем был получен приказ кораблю следовать для ремонта его котлов в английский порт Ливерпуль. Это был один из последних приказов правителя царской России…
В самый канун февральской революции, 25 февраля 1917 года «Варяг» снялся с
якоря и взял курс на Ливерпуль, куда он прибыл 5 марта. Через три дня моряки избрали судовой комитет и удалили с корабля нескольких офицеров, которые особенно издевались над матросами, применяли побои. В Ливерпуль крейсер пришел под красным флагом.
Экипаж в Нью-Йорке
В апреле часть экипажа отправили в Россию, а около 300 человек, в том числе и
четверку абдулинцев, направили в США, чтоб принять и привести в Россию купленные в Америке еще царским правительством, четыре тральщика: «Рассвет», «Прорыв», «Единение», «Восход». 12 мая 1917 года русские матросы высадились в Нью-Йорке. Их разместили сначала на интернированном американцами немецком пароходе «Кайзер Вильгельм», а через два месяца перевели на тральщике, где матросы занимались ремонтом судовых машин. На каждом тральщике было по 70-80 матросов.
В период октябрьских событий в России отношение к русским матросам резко изменилось. Матросы стали приходить из города с синяками. По прибытию в Ливерпуль английские власти пытались склонить русских матросов к борьбе против русского правительства. А когда эти попытки не увенчались успехом, 300 матросов заключили в ливерпульскую тюрьму и занимались запугиванием, чтобы завербовать. Там их продержали 2 месяца.
По требованию советского правительства их освободили и под конвоем доставили в Нью-Кастль, где у причала стояло судно. В сопровождении конвоя из двух английских эсминцев отправились в Мурманск, куда прибыли 9 марта 1918 года. Как известно исполком Мурманского Совета в то время был в руках меньшевиков и эсеров, а председателем его был троцкист Юрьев. 2 марта он заключил с англичанами предательское «Устное соглашение», по которому англичане получили право высадить в Мурманске десант якобы для защиты побережья от немецкого флота. Фактически это было начало Интервенции.
Судьба крейсера
Что касается судьбы самого крейсера «Варяг», то после отъезда матросов — одной части в Россию, другой в США за тральщиками — на «Варяге» для его охраны осталась небольшая группа матросов. Но когда в России было свергнуто временное правительство и установлена власть Советов, англичане с силой удалили с корабля охрану, спустили русский андреевский флаг и подняли английский.
О дальнейшей судьбе «Варяга» сведения противоречивые. В июле 1918 года в газетах появилось сообщение: «На пути между Ливерпулем и Глазго в Ирландском море затонул русский крейсер «Варяг» с английской командой, подорвавшись на
мине». В таком же духе ответило позднее и английское правительство на запрос Советского правительства. Однако эти сведения опроверг тогда же бывший (до Октябрьской революции) военно-морской атташе в Англии контр-адмирал Волков. Он сообщал, что сведения о гибели «Варяга» не верны крейсер стоит на одной из английских бухт.
Согласно сведениям 1962 года, «Варяг» был продан на слом одной частной английской фирме самим же контр-адмиралом Волковым. Если же посмотреть на историю с современной стороны, которое выдвинуло правительство в 2003 году, то получается, что в 1920 году «Варяг» перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.
В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции. 13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасниках Метрополитен-Музея корейского города Инчхона. 25 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота, экспозиция передвижной выставки «Крейсер „Варяг”. Обретение реликвий» была открыта в Государственном Эрмитаже. Впоследствии выставку увидели в Москве, Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на базах Черноморского флота.
После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор штурвал «Варяга» является одним из экспонатов.
11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг», который до 2010 года хранился в музее Инчхона. Туда его поместили на временное хранение в течение пяти лет с правом продления этого срока. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.
Абдулинские герои
Но подвиги абдулинских героев не закончились. В конце мая начался антисоветский мятеж чехословацкого корпуса. И недавние матросы «Варяга» без колебания взяли в руки оружие, чтобы защищать молодую Советскую республику. В составе красногвардейского отряда, организованного абдулинскими большевиками, Н.Ф. Попов, А.М. Чариков, И.Г. Галактионов и А.Ф. Еремеев приняли участия в боях с белочехами.
8 июля белочехи захватили г. Самара. Враг подходил к станции Абдулино. В
первых числах июня 1918 года Аркадий Еремеев и Александр Цинк были направлены ревштабом на разведку в район ст. Филипповка. Но не повезло парням на этот раз. В степи они были захвачены в плен белочехами, доставлены в с. Артемьевка и помещены в сарае, где уже сидели арестованные разведчики-абдулинцы.
Утром арестованных повели в Абдулино. В километре от Артемьевки к конвою подъехал русский офицер и стал просить устроить самосуд над арестованными. Чешский офицер согласился отдать Аркадия Еремеева, т. к. он был в матросской форме и с оружием в руках. Белогвардеец подошел к Аркадию и сказал: «Матрос, отойди в сторону!». Аркадий спокойно отошел. Офицер подал команду чешским солдатам расстрелять. Он подошел к лежащему матросу и выстрелил еще раз.
Матрос для белогвардейцев был страшен даже мертвый. Его похоронили на старом
кладбищем (за детским домом). А в 1919 году, после изгнания колчаковцев из
пределов района, при стечении тысяч абдулинцев товарищи перенесли прах Аркадия в братскую могилу (около школы №1). В его честь назвали улицу города Абдулино.
Андрей Матвеевич Чариков во время борьбы с колчаковщиной вступил в ряды Красной Армии, был назначен в железнодорожный батальон и работал в паровозной бригаде в прифронтовой полосе, а после демобилизации трудился в депо станции Абдулино. В 1923 г. его перевели в Самару. Здесь он работал помощником
паровозного мастера, а с 1931 г. — мастером производственных мастерских
железнодорожного техникума. Скончался он в конце декабря 1971 года.
Иван Григорьевич Галактионов вместе с другими абдулинцами был заключен в
Самарской тюрьме. Через 2 месяца они вырвались на волю. Иван Григорьевич и Никифор Филиппович после изгнания белочехов до 1920 года работали в Абдулинском отделении железнодорожной чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, а затем водили поезда в качестве машинистов. С конца 20-х годов Галактионов несколько лет был на другой работе, а потом снова перешел на паровоз. Умер он в 1960 году.
Никифор Филиппович Попов с января 1919 года назначен в ЖЧК. С 1920 года паровозным машинистом, а с февраля 1935 года до ухода на пенсию в 1956 году был машинистом 1-ого класса на паровозах пассажирского парка. За время 36-летней работы на железнодорожном транспорте был удостоен правительственных наград и других поощрений. И после выхода на пенсию Никифор Филиппович был участником патриотических мероприятий проводя воспитательную работу среди молодежи. Умер в 1977 году.