Ямальские археологи открыли четыре новых памятника в Приуральском районе. Во время археологической разведки, проведённой в сентябре в окрестностях озера Большой Полуйский сор, они обнаружили два могильника XV-XVI веков и два XVIII-XIX веков. Особый интерес для учёных сектора истории и археологии Научного центра изучения Арктики представляют некрополи позднего средневековья. Они являются промежуточным звеном между уже известными памятниками Приуралья Зелёный Яр (VI-XIII век) и Нюрымпосллор (XIX век).
— Погребальные обряды свидетельствуют об уровне культуры. Изучение памятников эпохи средневековья также является источником новых знаний о пищевых привычках, уровне здоровья и продолжительности жизни населения севера Западной Сибири в прошлом, – комментирует директор Научного центра изучения Арктики, кандидат технических наук Дмитрий Фролов.
Один из четырёх могильников, относящийся к позднему средневековью (XVI век), продемонстрировал совершенно новые погребальные обряды для севера Западной Сибири. В ходе его осмотра в рельефе было зафиксировано 16 могильных впадин. Для уточнения характера памятника участники экспедиции заложили разведочный шурф и вскрыли одно захоронение. Оказалось, что оно принадлежит ребёнку 6-7 лет. Умерший лежал на спине, ногами к реке. Из погребального инвентаря в могиле находились железный черпак, уложенный у головы ребёнка, серебряная фольга, железный нож и ручка от железного котла в районе пояса, а также серьга из тонкой медной проволоки со стеклянной зелёной бусиной. Аналогичные серьги фиксируются на археологических памятниках XIII- XVI веков. Но больше всего учёных удивил медный котел, одетый на голову захороненного ребёнка.
– Котлы как в древности, так и на современном этапе погребального обряда всегда располагались рядом с погребением или укладывались на них. В захоронениях XIII века на некрополе Зелёный Яр фрагменты медного котла использовались для обкладки тела погребённого и создания лицевых масок. Использование котла в виде «шлема» мы увидели впервые. Это говорит о трансформации погребального обряда населения севера Западной Сибири в XVI веке, – комментирует руководитель экспедиции, научный сотрудник сектора истории и археологии Научного центра изучения Арктики Александр Гусев.
В ходе обследования памятника был зафиксирован ещё один интересный факт. Весь могильник расположен на небольшой возвышенности площадью 25 на 30 метров. Традиция выбирать сухие и высокие места для захоронений существует с древних времён. Но при проведении шурфовки выяснилось, что этот холм искусственного происхождения.
– Средневековое население, подыскивая место для будущего могильника, вручную сделало возвышение для совершения захоронений. Что им двигало: желание расположить могильник на искусственной возвышенности или определенные представления о загробной жизни, – сейчас ответить сложно. Две версии имеют право на существование, – считает Александр Гусев.
Этот необычный могильник XVI века получил рабочее название Нюрымпосллор-2. Ямальские археологи планируют вернуться к его изучению в следующий полевой сезон. В секторе истории и археологии считают, что комплексное исследование памятника способно дать значительное по своим масштабам количество материалов и исторических данных для реконструкции средневековой истории региона и сопредельных территорий. В планах учёных также продолжить археологическую разведку в поисках ранее неизвестных памятников Средних веков и Нового времени.