Многим кажется, что Месячник защитников Отечества проводится в Екатеринбурге с советских времен. Однако, стартовал он лишь в 1997 году, 25 лет тому назад, и этим мы обязаны Владимиру Александровичу Говорухину, ветерану-«афганцу», работавшему тогда в Администрации Свердловской области. Оглянемся назад, вместе с проектом «Афганцы в городе», который реализуется на средства Фонда Президентских грантов, чтобы понять, как и почему возник Месячник, без которого сегодня сложно представить историю Урала.

Владимир Говорухин, ветеран-афганец
Владимир Говорухин, ветеран-афганец

Владимир Александрович, два слова о себе.

Я родился в Свердловске, 29 января 1949 года. Закончил школу, поступил в лесотехнический нститут, но через год ушел, понял, что не мое. В то время как раз открылось Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище, я решил подать документы туда. Я ведь из поколения, для которого День Победы – культовый праздник. Мой отец фронтовик, мы, мальчишки, считали карьеру военного по-настоящему достойной для мужчины. Бегали на фильмы о подвигах, они были, как мы тогда говорили, «законными», не то что всякая там любовь. В танковом сказали – надо отслужить. Так я оказался в морской пехоте. Вернулся, отучился, попал в Одесский военный округ, стал замполитом учебной танковой роты. Рос в званиях, в 1984 году заочно закончил военно-политическую академию имени Ленина, и в том же году мне предложили «выполнить интернациональный долг» — отправиться в Афганистан.

Что было дальше?

Прилетел туда в сентябре 1984 года, после небольшой адаптации начал выезжать к местам боевых действий, как инспектор отделения организационно-партийной работы политического отдела 40-й армии. Был в Кабуле, Джелалабаде, Газни, Хайратоне, Гардезе, Кандагаре, Ургуне, Файзабаде, Баграме, других точках. Несколько операций провел вместе с будущим Героем России Виктором Петровичем Дубыниным, близко не сходился, но оценил его тактическую грамотность, сдержанность и немногословность. Не знал тогда, что мы земляки, выяснил это позже, уже вернувшись. После его смерти, пытался связываться с администрацией Каменска-Уральского, добивался, чтобы увековечили память героя, но в середине девяностых мне это не удалось. Памятник генералу армии и начальнику Генштаба РФ поставили там только в 2013 году.

На службе

Война закончилась. Какой оказалась жизнь?

Я вернулся из Афганистана в 1986 году, в звании полковника. Завершил службу в Одессе, в штабе округа, в 1992. В 43 года уволился в запас, а в ноябре 1994 года вернулся в Свердловск, тогда уже Екатеринбург. Долго привыкал к новому имени города, к новому времени, к своему новому положению. Страна кипела, Советский Союз прекратил существование, слово «патриотизм» стало ругательным. Ни пенсий, ни зарплат, все разваливается на глазах. Однажды случайно зашел в отделение Свердловской областной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» Октябрьского района, поговорил с его председателем, Владимиром Мезенцевым, попросил помочь найти работу. И в апреле 1995 года меня пригласили в Администрацию Губернатора Свердловской области, где я проработал до 2010 года, взаимодействуя с общественными организациями ветеранов. Они тогда только складывались, посредник между властями и их руководством был необходим. Постепенно работа наладилась – был организован первый Координационный общественный совет по делам ветеранов, стали проводиться встречи губернатора с ветеранами Афганской войны и семьями погибших воинов. Вспомнили про Героев Советского Союза Великой Отечественной войны, незаслуженно забытых всеми в девяностые. Странные это были годы – казалось бы, совсем недавно каждый  человек гордился своей страной и ее военными подвигами, куда все это ушло? Непонятно. В те годы, военные фильмы показывали только по большим праздникам, словно стесняясь. А для меня, мальчишки из поколения Победы, слово «патриотизм» всегда многое значило. Нас, политработников, учили четко – ты должен быть в ответе за все, как и командир. Поэтому я решил – надо что-то делать. К тому же, в феврале столько особенных дат, а люди помнят только про 23 число. А ведь 15 февраля – День вывода советских войск из Афганистана. 2 февраля разгромили немцев в Сталинградской битве. Рядом с этим днем – 27 января, день снятия блокады Ленинграда. И я подумал – а что если провести целый месяц мероприятий, посвященных воинской славе России, защитникам нашего Отечества?

Идею приняли?

Не все и не сразу. Помню, был у меня разговор с тогдашним директором Департамента образования. Я ему – надо как-то воспитывать патриотизм в детях. А он отвечает – у меня такой задачи в нормативных документах не значится. Я должен давать образование. А воспитывать кого-то как-то – цель не наша, нам ее не ставили. Вот прикажут официально – тогда пожалуйста. Хотя, конечно, были люди, которые поддержали и помогли. Например, Эдуард Павлович Войцицкий, легендарный человек, бывший глава Свердловского КГБ, а в тот момент, так же как я, работавший в Администрации. Владислав Антонович Середа, тогда начальник военной кафедры и помощник ректора УрГПУ, тоже идею одобрил. Я составил комплект документов и губернатор, Эдуард Эргартович Россель, их подписал. 15 января 1997 года вышло распоряжение о проведении первого и в городе, и в России Месячника защитников Отечества. Многие потом, конечно, удивлялись – как вы вообще решились на это, как смогли?

Встреча с губернатором

А в чем были трудности?

В девяностых был период, когда человека в военной форме на улице и побить могли, такую грязь лили на армию. Месяцами не платили ни зарплат, ни пенсий, о пособиях вообще речь не шла. Когда я предложил Юрию Павловичу Грекову, командующему Уральского военного округа, бывшему «афганцу», в рамках Месячника, выступить перед студентами, он долго отказывался, он, несгибаемый! Потом признался – не знает, что сказать, если какая-нибудь девочка его спросит – как нам жить, мой папа военный, ему не платят, мы голодаем…И в самом деле, что тут скажешь? Хотя потом приехал к ребятам и был этому даже рад – молодежь хорошо его приняла. У меня был составлен график – когда и где говорят с людьми директора департаментов, представители Администрации, Военного округа, ветераны Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войны. Выезжали на предприятия, в школы, в институты, всюду. Каждое утро начиналось с трансляции очередного выступления на «Утренней волне», была такая передача на радио. Вечером отчет с событий Месячника транслировали по местному телевидению. Все делалось широко, были подписаны распоряжения к исполнению всем – Администрации, министерствам, ведомствам, ГУВД, ФСБ, и так далее. Сейчас все не так, мероприятия идут как бы по инерции, официальных распоряжений, как в первые годы, больше не делается.

Вы рады, что традиция прижилась?

Да. И все большую роль в Месячнике играют ветераны-«афганцы». Участников Великой Отечественной, к сожалению, все меньше, их место заняли те, кто прошел Афган и Чечню. Эстафета передана и значит, память о российской, советской воинской славе будет сохранена.

Статья написана в рамках проекта «Афганцы в городе», реализуемого на средства Фонда Президентских грантов

Фото из личного архива В.А. Говорухина

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments