Мы специально сделали этот перепост. Может быть, покупая машину, Вы проверите, есть ли в ней эта функция: ESP. Итак, пишет Мымрин Эдуард:
«ESP. Спасти Еву. Еву уже не спасти. Еве было 4 года и она погибла в автомобильной аварии 23 января 2022г на на 367-м километре федеральной трассы «Вятка» Орловского района Кировской области.
Представлюсь: Мымрин Эдуард. Главный конструктор в ООО «Ф-МоторСпорт». Ф-МоторСпорт разработчик и производитель скоростных автовездеходов и спецтехники.
По образованию: Инженер-конструктор, МАДИ(ТУ), Мастер Спорта по багги в ралли-рейдах, эксперт в области управляемости транспортных средств.
Воскресенье. Утро. Около 9.30 утра. Я с сотрудником фигачу на Хайлюксе в командировку в Пермь. До Кирова примерно 50 км.
Погода ясная, видимость хорошая. температура минус 10. Асфальт без снега. И кажется, что дорогая сухая.
Длинный, хорошо просматриваемый прямик. Наверное, больше километра. Вижу вперед стоят машины. Слева от нас фура с аварийкой, справа на обочине Лада Ларгус с разбитой мордой, Фольксваген Поло седан, с сильно разбитым правым крылом. Правое заднее крыло очень сильно вмято в салон.
Мы останавливаемся. Авария произошло буквально 5 минут назад. Мужики только начинают вызывать скорую.
Я открываю водительскую дверь Поло. На откинутом сиденье ( оно сломалось) лежит женщина лет 30. Худая. Без сознания. Тяжело дышит. Плохо дышит. Я выключил зажигание.
Мужики вызывают скорую через 112. Говорят, что трогать никого не надо. типа непонятно, что с позвоночником.
Отрываю заднюю дверь. Там в детском кресле пристегнутой сидит симпатичная девочка 4 лет в красном зимнем комбинезоне. Сидит за сиденьем матери. Сиденье водительское зажало ей ноги. Но не сильно. я проверил. Девочка без сознания. Совершенно целая, только голова вперед наклонена и глаза закрыты. Беру ее за руку — теплая рука. Только пульс никак нащупать не могу. Вот думаю — неумелый я, пульс нащупать не могу. Сейчас же врачи приедут и всё хорошо будет. Только на шее я тоже нащупать не могу. Ну она же тепленькая такая, все же в порядке, просто без сознания, поэтому и пульс слабый. Все будет нормально. Но глаза совсем не двигаются… совсем….
через минут 5-10 перестала дышать мать.
Но девочка же тепленькая, нашли плед какой-то, укрыли девочку, чтобы не мерзла.
Никогда так синим маячкам проблесковым я не радовался, когда появилась скорая.
Врачи констатировали смерть обеих.
Ларгус отработал прекрасно. Смята морда, целый салон, двери открываются, подушка сработала. У водителя была травка руки – текла кровь. Но вроде перелома не было. Мой электрик сделал ему перевязку.
Когда девочка 4-х лет умирает практически у тебя на руках — это крепко бьет по мозгам.
После приезда спасателей мы уехали. Наше присутствие не требовалось больше.
Мы начали анализировать ситуацию. Что же произошло и что сделать, чтобы такого больше не было. Никому не желаю быть свидетелем подобного. Очень больно.
Реконструкция событий сделана со слов водителя фуры, Ларгуса и водителя РенжРовера, который ехал за Ларгусом, на основе осмотра места происшествия и личного опыта.
Итак. Фольксваген Поло седан 5-го поколения ( до 2020г) движется в сторону города Орлов. Внутри за рулем находится молодая женщина 34лет, пристегнута. Сзади за водителем в детском кресле находится девочка 4 лет. Пристегнута. Больше пассажиров в машине нет. Покрышки зимние. Шипованные. Начинается длинный прямик с легким подъемом и перегибом. Поло догоняет фуру и готовится к обгону. Скорость фуры 80-90 км/ч, скорость Поло около 110 км/ч. Обычный трассовый режим.
В этом месте стоят знаки разрешающие обгон.
Водитель Поло выходит на обгон фуры ( т.е. «высовывается» на встречную полосу) и видит движущийся на встречу светло-серый Ларгус. Я специально акцентирую цвет Ларгуса, потому что он мог слиться с окружающей средой и его сложно было заметить издалека.
Понимая, что маневр ( обгон) безопасно закончить не получится, женщина сбрасывает газ ( и/или нажимает на тормоз) и дает руль вправо. И пытается уйти за фуру. Т.е. она сделала все штатно.
В этом месте на трассе легкий левый уклон ( если смотреть из Поло) и дорога была покрыта прозрачным льдом. Это становится понятно, когда выходишь из машины. На ходу это не очень очевидно.
В этот момент ( под сброс газа) передние колеса загружаются ( сцепление с дорогой улучшается) а задние наоборот разгружаются. Сцепление ухудшается и т.к. руль повернут, то начинается на льду развиваться занос задней оси и Фольксваген переходит в неконтролируемое скольжение по часовой стрелке.
Поло разворачивает больше чем 180 градусов и летит вперед по встречной полосе кормой вперед. В этот момент в нее врезается Лада Ларгус. Удар приходится в правое заднее крыло. Т.е. по диагонали от водителя.
Из-за сильного удара сзади ломается водительское сиденье и как бы раскладывается. Несильно зажимая ноги девочке. Место правого заднего пассажира в смятку.
Причину смерти я назвать не могу. Не врач. Но могу предположить, что так как оба человека были целыми, без внешних повреждений, то дело было в хлыстовой травме позвоночника, от диагонального удара в заднюю часть.
Теперь надо разобраться с причиной потери контроля над Фольксвагеном – в заносе.
На переднеприводном автомобиле занос – редкость. И водитель с обычными навыками не готов к борьбе с заносом на переднем приводе. Занос на короткобазном автомобиле развивается резко. И чтобы стабилизировать авто нужна активная работа рулем и увеличение тяги на колесах. На газ надо нажать. А это сложно психологически, тем более нужно наоборот снизить скорость, чтобы успеть спрятаться за фуру. Все решают доли секунд. И Поло вышел из-под контроля.
Да, мы все гонщики, любители быстрой езды, знаем как использовать и контролировать занос, но надо уметь смотреть глазами обычного водителя. И тут не нужно говорить про контраварийную подготовку и прочее. Надо просто представить женщину, мать, которая использует автомобиль просто как средство передвижения и доставки необходимых грузов для семьи. При этом отмечу, что при покупке был выбран свежий ( или может быть новый) Фольксваген, шины зимние, водитель пристегнут, ребенок в детском сиденье. Водителя сложно назвать безответственным.
Значит сработал пакет событий. Что могло бы в данной ситуации спасти женщину и девочку Еву?
Отвечаю: Электронная система стабилизации устойчивости автомобиля ( ESP — Elektronisches Stabilitätsprogramm — «электронная программа устойчивости») Разработана компанией Bosch в 1995г. Т.е. 27 лет назад.
Основным исполнительным механизмом ESP является блок АБС ( антиблокировочной системы), который по сигналам от блока управления (ЭБУ) подает сигнал на увеличение давление в тормозной линии идущие раздельно на каждое колесо.
Если стоит ESP, то датчик разворота авто по вертикальной оси, датчику поворота руля, положению педали акселератора, тормозной педали ( датчику давления в тормозной системы), датчики скорости вращения колеса дают сигнал на блок управления и при необходимости АБС начинает подавать давление в тормозные механизмы колеса по сложному алгоритму, чтобы прекратить занос и стабилизировать машину. Происходит это очень быстро ( опрос 25 раз в секунду) и в самом начале заноса.
Т.е. если бы ESP работало, то женщина просто то бы обратно ушла за фуру и все. Она бы даже не заметила проблемы. Электроника сохранила бы стабильность авто. Но базовая комплектация Фольксваген Поло Седан 5 поколения до 2020г не оснащена ESP. Справедливости ради надо сказать, что Фольксваген Поло 6 поколения с 2021г оснащается системой ESP в базовой комплектации даже в бюджетной комплектации Origin. И возможно, не просто так.
Возвращаемся к конструкции ESP. Насколько конструктивно сложна и дорога система ESP? Как я уже указывал – основным исполнительным узлом системы является блок АБС с гидроаккумулятором и насосом. Напомню, что в России с 01 января 2016г. АБС является обязательной. Т.е. во всех новых авто с 2016г установлен реально сложный и дорогой узел.
А ESP это дополнительно несколько датчиков + софт(ПО). И всё. Просто несколько датчиков. Предположу, что в закупке дооснастить авто ESP стоит баксов 50. Даже если это 50 тыс. руб – то это не высокая цена за безопасность!
Причем на большинство автомобилей ПО для ESP уже разработано ( например Лада Калина, Уаз Патриот). Т.е. деньги за ПО уже уплачены! Но из коммерческий соображений заводы систему ESP делают в качестве опции.
Важный момент: в США и Канаде ESP входит в базовую комплектацию с 2010г, в Европе с 2014г!
Т.е. мы опаздываем минимум на 12 лет.
При этом уже подсчитано, что более 250 миллионов систем ESP выпущено компанией Bosch с 1995 года. На сегодняшний день 82% новых автомобилей оснащены ESP. По мнению специалистов Bosch, за последние четверть века на дорогах Евросоюза ESP спасла около 15 тысяч человек. Ещё порядка 500 тысяч человек не получили травмы в ДТП также за счёт ESP.
А ведь кроме потерянных молодых жизней мы же получаем дикие трагедии в семьях. Невосполнимое горе на долго.
А врачи скорых? Вы видели глаза врача, когда он понял, что девочка умерла?
А спасатели, которые вырезают трупы из машин?
А сотрудники ГИБДД, которые оформляют эти аварии?
И все думают, что это бездушные роботы? Поверьте – нет.
А они с этим живут.
Вопрос: сколько мы еще будем ждать решения об обязательном использовании ESP? Сколько людей еще должно погибнуть, чтобы в МинПромТорге вспомнили про обязательное использовании ESP?
Также хочу отметить, что на большинстве автомобилей среднего и дорого классов уже оснащены ESP. Без ESP продаются автомобили бюджетного класса в районе 1 млн. руб, которые в основном продаются в регионах. Необходимо спасти Еву.
Хочу обратиться к автомобильным журналистам (Денис Филатов, Макс Поляков, Артем Ачкасов, Артем Краснов, Леонид Голованов, Юрий Урюков— активизировать тему необходимости в обязательном использовании системы динамической стабилизации автомобиля (ESP) на всех новых легковых автомобилях и легком коммерческом транспорте, с целью снижения аварийности и смертности на дорогах общего пользования в РФ.
Через некоторое время подготовлю обращение к Премьер Министру РФ Мишустину М.В. по данному вопросу.
Репост приветствуется.
Фото и текст Эдуард Мымрин.

Интересно? Расскажи друзьям!
Мне нравится жить, работать, общаться с самыми разными людьми, выстраивать отношения, строить планы. У меня есть замечательная работа: мы занимаемся очисткой сточных вод и делаем воду на этой Планете чище. Ещё мне нравится быть директором: это не только развитие бизнеса, но и развитие людей. Я люблю улучшать жизнь вокруг себя. У меня есть замечательное хобби: проект "Двигаем Урал в России и в мире!" Сегодня он состоит из 15 книг на русском, английском, немецком и китайском языках. Будет еще минимум пара книг. Кому интересно - присоединяйтесь!
Подписаться
Notify of

3 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Валерий
2 лет назад

В 2005г. ЦТС при МГТУ им. Э.Баумана разработал и совместно с КЗТА (Калуга) запустил в серию россискую, сертифициррванную АБС (пневмо, Правила 13-09). Показатели выше чем у Wabco и KB. Ставились на ЗиЛ в серии (пока ЗиЛ не развалили). Предложили КАМАЗу, но он «гордо» отказался в «пользу» W и KB. В итоге: после смерти ЗиЛ развалили и КЗТА. А Россия осталась без пневмо АБС. Вообще……..

Олег
2 лет назад

«если бы ESP работало, то женщина просто то бы обратно ушла за фуру» — не факт, не так уж и быстро отрабатывает ESP Думаю, несчастная слишком прижалась к фуре перед началом обгона. Была бы больше дистанция, могла «высунуться посмотреть», и спокойно вернуться в свой ряд без сброса газа и/или торможения. Могу ошибаться, т.к. не эксперт в области управляемости транспортных средств, водительский стаж 44 года, первая машина м-412, затем порядка 30 шт. разных классов и марок, всех типов приводов, не менее 20 перегонов авто из Европы в Сибирь, не считая поездок по Сибири (в любое время года), и из Сибири на… Читать дальше »

Марина Чеботаева
2 лет назад
Reply to  Олег

Спасибо за развёрнутый ответ. Обязательно, особенно для женщин, которые более эмоциональны на дороге.