Ян Посадский создал на фестивале уличного искусства STENOGRAFFIA ленд-арт проект «Радио». Художник вместе с волонтерами превратил геодезическую вышку в арт-объект при помощи черной краски и около 7000 точек из светоотражающей пленки. Узоры на башне напоминают электромагнитные волны, которые притягивают внимание к работе художника. Также арт-объект сейчас страдает от рук вандалов, поэтому стоит как можно скорее увидеть его вживую.
Художник из Воронежа, Ян Посадский, один из победителей в конкурсе портфолио от VK TALENTS и STENOGRAFFIA создал уникальный для Екатеринбурга проект. Он превратил бетонную триангуляционную вышку в Шарташском лесном парке в арт-объект «Радио». Ян уже несколько лет занимается уличным искусством и современным краеведением, поэтому для своих проектов глубоко погружается в историю места. Во время работы над вышкой художник анализировал информацию о жизни Юрия Левитана на Урале, разбирался в деталях вещания радиостанций во время ВОВ.
В поисках радиостанции РВ-5 им. Свердлова у озера Шарташ, откуда сводки Совинформбюро передавались на всю страну, Ян соотнес идею своего проекта с реальной геодезической вышкой в парке. Вот как он это комментирует:
«При поиске той самой радиостанции близ озера Шарташ, я случайно обнаружил бетонную триангуляционную вышку в Шарташском парке. Рисунок на ней силуэтно напоминает колебания электромагнитных волн, бесшовно завихренные вокруг башни. Свет, отражающийся от башни — также электромагнитное излучение, только воспринимаемое человеческим глазом».
На башню вручную было наклеено около 7000 точек из светоотражающей пленки. В создании объекта также участвовало 8 волонтеров и 1 альпинистка. Была проделана огромная сложная работа, чтобы башня стала местной достопримечательностью и гордостью парка. В ближайшее время планируется установка таблички с экспликацией и публикация instagram-маски, в полной мере раскрывающей содержание проекта. Сейчас арт-объект страдает от рук вандалов, которые отрывают светящиеся кружочки и портят стены надписями. Команда STENOGRAFFIA призывает всех хранить искусство и относиться к нему с уважением, а также приглашает всех желающих в Шарташский лесопарк, чтобы увидеть ленд-арт проект «Радио» своими глазами.
Полный текст художника:
«Внимание, говорит Москва!» — вся страна слушала передававшего сообщения диктора Юрия Левитана, но мало кто знал, что работала эта радиостанция в Свердловске.
Огромное антенное поле на границе Екатеринбурга и Верхней Пышмы, возле Веера — бывшая радиостанция РВ-96, ещё её называют «Радиоцентр №3».
Два десятка вышек высотой от 70 до 110 метров — это одна большая ромбическая антенна. Со времён Великой Отечественной Войны и до развала СССР объект был засекречен, поэтому информации о нём совсем мало.
Радиостанцию РВ-96 построили в 1938 году в Подмосковье по проекту прославленного академика Александра Львовича Минца. Тогда это была самая мощная коротковолновая радиостанция в мире. Здесь впервые применили так называемую «систему сложения мощностей в пространстве»: колебания двух передатчиков по 60 кВт поступают на две полуантенны, их мощности суммируются, и в месте приема эффект оказывается эквивалентен работе одной 120-киловаттной радиостанции. Большая мощность и широкий диапазон позволяли передавать сигнал на Дальний Восток, в США и в Австралию.
В начале Великой Отечественной Войны радиостанцию эвакуировали из подмосковного Ногинска в Свердловск и за три месяца смонтировали на новом месте. Рядом с Москвой оставлять её было нельзя — фашисты бомбили радиопередатчики едва ли не в первую очередь.
Тогда же, в обстановке строжайшей секретности, в Свердловск был эвакуирован диктор Юрий Левитан, «главный голос страны» и враг Гитлера №1. И вот здесь разные источники пишут разное.
Из подвала на Радищева 2, где он работал, подземные кабели были протянуты к радиостанции РВ-5 им. Свердлова у озера Шарташ, и оттуда сводки Совинформбюро передавались на всю страну.
Голос Левитана на весь СССР передавала длинноволновая станция РВ-5, а коротковолновая РВ-96 вещала за границу.
Говорят, что во время войны с их помощью «глушили» радиосвязь на фашистской оси Токио-Берлин и подавляли антисоветское вещание немецких радиостанций, которые пытались посеять панику, распространяя разные слухи.
Во времена железного занавеса радиостанция, как считают, глушила сигнал с Запада. Западнее Свердловска приёмники их ещё ловили, а в самом городе и восточнее — уже нет».