Астана — отличный вариант поездки выходного дня, это я подтверждаю. Хотя сейчас это уже не Астана, а Нур-Султан. Итак, отличный план поездки в столицу Казахстана от Андрея Ермоленко. С этой публикации мы начинаем интересные рассказы о поездках по миру!

Нур-Султан  — отличный вариант поездки выходного дня.
За минувшие пару недель больше десяти друзей спросили у меня, как можно съездить на майские праздники в Казахстан. Для всеобщего удобства, подготовил большую памятку для екатеринбургских автопутешественников в Казахстан — в Нур-Султан и далее.
Внимание: текст большой и очень полезный! Актуальность: весна 2019.

1. Сроки

Чтоб приехать к обеду, надо выезжать вечером накануне. Если выехать из Екатеринбурга после работы, к примеру, часов в 19, то приедете в Астану около 10-11 утра на следующий день. Или позже, если остановитесь ночевать. Впрочем, тут я ориентируюсь на собственную манеру вождения: я легко могу тысячу километров ехать «в один присест». Если у вас есть второй водитель – проблем нет вообще. Если тяжело без передышки проехать тысячу км – можно переночевать по пути, посередине, поспать несколько часов. Тогда вы приедете часам к двум дня в Астану. Учитывайте разницу во времени: в Нур-Султане +1 к екатеринбургскому.


2. Маршрут

До Астаны – 1100 км. Я всегда езжу через Курган-Петропавловск, дорога простая и понятная. Есть еще второй вариант, через Челябинск-Троицк-Кустанай, но тут дорога длиннее на 150 км, там нет скоростного участка – ехать часа на два дольше. К тому же, погранпереход в Троицке более загружен: там больше пассажирских автобусов из Киргизии. Соответственно, есть риск дольше простоять на границе. У дороги через Курган-Петропавловск лишь один условный минус в сравнении со второй: после погранперехода перед Петропавловском идут дорожные работы примерно на протяжении 30-40 км.

Итак, маршрут, подробно:
Екатеринбург – Каменск-Уральский (в объезд города по указателям на Курган) – Шадринск (в объезд города по указателям на Курган) – Курган (поворот перед городом на кольцевом движении налево, т.е. третий съезд, по указателям на Омск) – Каргаполье – Петухово (погранпереход, затем небольшой участок ремонтируемой дороги) – Петропавловск – Кокчетав (не заезжая в город – объездная через аэропорт) – Щучинск (тут начинается автомагистраль) — Нур-Султан. В общем, любой навигатор вам покажет то же самое.

3. Дороги

Дороги хорошие практически по всему маршруту. В Свердловской области единственный нюанс – многочисленные поселки перед Каменском-Уральским (Логиново, Златогорова, Часовая, Покровское и т.д.), где нужно сбрасывать скорость. В Курганской области дороги по нашему маршруту отремонтированы недавно, состояние хорошее. На объездной Кургана, если вы едете в выходной день, может быть много дачников. После погранперехода перед пос. Петерфельд в сторону Петропавловска в течение всего 2019 ремонт участка дороги. Его нужно объезжать рядом с ремонтируемым полотном, дорожники накатывают грунтовую дорогу по грейдеру. Получается своего рода грунтовка с утрамбованным щебнем, там можно ехать примерно 50 км/ч. Петропавловск проезжается справа по окраине (поворот по указателям на Астану сразу при въезде в город после ажурного моста через реку Ишим). В Кокчетав тоже можно не заезжать – объездная дорога через аэропорт по указателям на Астану. Сразу после Кокчетава начинается четырехполосная дорога с разделительным барьером. Примерно через сотню километров от Кокчетава, близ города Щучинск, начинается автомагистраль – дорожные знаки на зелёном поле, разрешенная скорость 140 км/ч. Дорога платная, 250 тенге, оплата на выезде с трассы возле Астаны.

3. Покушать, заправиться

Если вечером выезжаем из дому не поужинав, можно остановиться поесть около Кургана, там после кольцевого движения вдоль дороги множество неплохих кафе. Обедаем обычно между Петропавловском и Кокчетавом, после пос. Келлеровка, примерно в 110 км после Петропавловска и в 60 км до Кокчетава. Сразу после поселка Келлеровка там два кафе, одно справа от дороги, какая-то чайхана, второе слева напротив него, в украинском стиле, с плетеным забором и небольшой мельницей. Вообще, в Казахстане можете спокойно поесть в любом придорожном кафе, которое вам приглянулось. Дешево, сытно, вкусно, по-домашнему. Наверняка в меню будут национальные блюда. Советую попробовать куырдак (тушеное мясо – баранина и говядина). Кофе. Это очень актуально, если в ночь ехать без остановок .

Натуральный кофе в Казахстане на трассе есть не везде, на крупных автозаправочных комплексах сети «КазМунайГаз» есть отличная ЛаВацца. В Курганской области натуральный кофе на заправках «Подсолнух» — это Роснефть. На Газпромнефти и Лукойле тоже есть натуральный кофе, но заправок этих в Южном Зауралье немного. Мой любимый кофе в селе Каргаполье в «Подсолнухе», меня там даже кассиры некоторые помнят, часто езжу. Кстати, в Каргаполье – первая заправка после Екатеринбурга, если выезжали с полным баком. Ну и туалет на заправках «Подсолнух» Роснефти теплый и чистый, тоже важно.  Перекусы. Берите с собой, как и кофе в термосе. В России и в Казахстане на всех нормальных заправках есть магазинчик с водой-шоколадками.
В Казахстане советую пользоваться АЗС сети КазМунайГаз или Helios. Качество бензина – в норме. Дизель тоже есть. 92й и 95й бензин есть повсеместно, 98й – пореже. Кстати, литр 95го бензина в Казахстане стоит около 170 тенге, по нынешнему курсу это примерно 29 рублей.

4. Переночевать

Если не осиливаете дорогу в один присест – советую переночевать после границы, примерно на середине пути (это Петропавловск). Можно переночевать и в районе Кургана, на объездной есть несколько мотелей. Я пару раз ночевал в придорожной гостинице около Петропавловска. Очень дешево, в принципе чисто и тихо, без излишеств: комната с кроватями и столиком, всё. Тут же столовая – могут приготовить покушать в любое время. Название комплекса – «Петрович», его очень легко опознать: это первый перекресток после погранперехода, примерно в 30 км от границы. Там Т-образный перекресток – направо село Мамлютка, налево Петропавловск. И гостиница с кафе – сразу у перекрестка, не ошибетесь. Гостиницы есть и в Петропавловске, но заезжать в город ради переночевать не очень удобно. В 2016 открылась отличная гостиница в самом городе, а не на трассе – «Хижина», рекомендую. Чистенько, с туалетом и душем, с чайником, и можно заплатить не за целые сутки, а за половину. Только позвоните туда заранее, если решитесь вдруг там ночевать, чтоб номера точно были.

5. Граница

Если выезжаете вечером часов в семь, на границе будете за полночь или в час ночи. Это самое удобное время, народу поменьше. Пересменка бывает часов в 7-8 утра, если что.
Порядок перехода границы очень простой. Нужны документы: паспорт российский (или загран), св-во о рождении ребёнка, техпаспорт на машину.
Прохождение границы, по порядку:
— подъезжаете к российской границе. Если видите на русской или казахской границе очередь из фур – смело объезжайте и вставайте перед ними, для фур – отдельная очередь.
— Заезжаете на российский пост, ставите машину в зону досмотра, выходите с документами, проходите через паспортный контроль, даёте досмотреть машину (очень поверхностно смотрят, тока открыть двери просят и капот, и всё), выезжаете с погранпоста.
— Проезжаете пару км по нейтральной зоне. Подъезжаете к казахстанской границе.
— Останавливайтесь перед шлагбаумом, встаете в очередь легковых авто, выходите, идите в будочку около шлагбаума. Там предъявляете паспорта и техпаспорт на авто, вам дают бумажечку с номером авто и – если вы путешествуете не с загранпаспортом – миграционные карты. Заполняете миграционные карты (актуально, если вы с российским паспортом. Если загранпаспорт – миграционные карты не надо).
— Въезжаете, когда откроют шлагбаум. Ставите авто на досмотр. Идете на паспортный контроль, предъявляете документы, заполненные миграционные карточки (вам ставят в неё штампик, карточку не теряйте, она нужна для выезда, на обратном пути вернуть. Если вы с загранпаспортом – не надо, штамп ставят в загран), возвращаетесь к авто, быстро и поверхностно проходит досмотр.
— Подъезжаете на выезд с погранпоста, отдаете в будочке бумажечку, которую дали в будочке на въезде.
Кош кельдиниздер! – «добро пожаловать», вы в Казахстане. Всего на переход границы (оба поста, российский и казахстанский) вы потратите от получаса до полутора часов. Ночью народу меньше, днём и в праздники – больше.
Сразу после границы, за шлагбаумом, стоит несколько киосков, где делают казахстанское ОСАГО. Делать надо обязательно!!!. На 10 суток (минимальный срок) стоит около 1500 руб, зависит от возраста машины. Еще целесообразно наклеить сзади на стекло наклейку RUS. Хотя по правилам с российскими госномерами она не обязательна, но каждому казахстанскому гаишнику устанете это объяснять. Проще наклеить. А наклейку «Ш», шипы, в Казахстане отменили еще раньше, чем у нас. Тут же – обмен валюты, круглосуточно, курс нормальный – как в городе в банках. Тут же – сим-карты казахстанских операторов. Купите, выбрав нужный пакет интернета.

6. Дорожная полиция

Требования к ПДД примерно такие же, как у нас. Есть нюансы – за городом в Казахстане разрешенная скорость 100 (на дороге без разделительной полосы) и 110 (с разд. полосой, это или заборчик, или газон с поребриками). На автобане Щучинск-Астана – 140. Запрещена тонировка передних стекол, категорически. Запрещены большие трещины на лобовом стекле в зоне работы щеток стеклоочистителя. Госномера – протирайте тряпочкой если грязно или снег, и задние номера тоже! Очищайте от снега или грязи задние фонари и стоп-сигналы. Если остановят – обязательно проверят. Автоматические скоростемеры в Казахстане, как правило, снабжены заранее дорожными знаками, как в Европе. Часто контроль скорости ведется из патрульных машин, в том числе – едущих навстречу. Это для нас непривычно и особенно опасно (ведь их заранее не видно), поэтому скоростной режим старайтесь сильно не нарушать, особенно в населенном пункте и в плотном потоке машин! Поворот и разворот через сплошную – лишение (а не штраф, как у нас)! Также строго контролируется пропуск пешеходов по знаку перехода и знак STOP. Этот знак стоит перед всеми стационарными постами полиции, и перед ним нужно обязательно остановиться! На 1-2 секунды, но до полной остановки обязательно.
Ночью у постов полиции часто горит светофор красным цветом. В таком случае нужно остановиться и подождать. Если инспектора не видно – идите с доками на машину на пост и вас запишут в тетрадочку, это называется «регистрация». В Казахстане у дорожной полиции какое-то особенное отношение к передвижению за городом в темное время суток.
Что спрашивают гаишники. Всегда – казахстанское ОСАГО, ну права и св-во о регистрации авто. Часто просят диагностическую карту (для не новых автомобилей, в качестве свидетельства о прохождении ТО). Могут попросить дыхнуть. Но это полная ерунда, конечно – если у них есть сомнения, предлагайте проехать вместе в медучреждение на освидетельствование.

Общение с полицией. Конечно, не помешает иметь видеорегистратор и радар-детектор, это не запрещено. Общайтесь вежливо, по-простому. Из машины, пока вас не попросил это сделать инспектор, не выходите (формально это нарушение)! Если видите, что повода для остановки нет – вежливо поинтересуйтесь причиной остановки. Скорее всего, у вас просто проверят документы, спросят откуда и куда едете и отпустят. Если видите, что реально нарушили – будьте готовы заплатить штраф.
Штрафы в Казахстане большие. Так, превышение от 10 до 20 км/ч – 12600 тенге (больше 2000 рублей). При оплате по квитанции в недельный срок – скидка 50%. Если вам доведётся платить штраф по квитанции – кассиры в банках будут делать большие глаза, если предъявите им российский паспорт. Будут требовать «ИИН» — индивидуальный идентификационный номер, у граждан Казахстана такой есть поголовно. Вот вам лайфхак, если что – в поле ИИН при оплате штрафов нужно вбивать двенадцать нулей. Кассиры в банках этого не знают.


Однако если вы и нарушили, до квитанций дело может и не дойти. Коррупция среди гаишников в Казахстане распространена очень широко. Никаких советов на этот счет давать не буду – решайте сами, как поступать. Ну а лучше не нарушать – тогда вас и не накажут. Страшные рассказы про казахстанских гаишников, которые «разводят» российских водителей на деньги на ровно месте – это байки. По крайней мере, на вашем маршруте в северном и центральном Казахстане ничего такого не грозит. Если накажут – по закону.
Кстати, дорожных полицейских можно спрашивать, чего там впереди с дорогой – ремонты, состояние, туманы, гололед, снег и т.д. Во-первых, вам будет полезно, во-вторых, им приятно.


7. Разное

Автобан Щучинск — Нур -Султан платный и очень крутой! Дорога реально европейского качества. Натурально как Берлин-Гамбург. Оплата в конце, на выезде – прямо не выходя из машины, как на европейских платных дорогах. Оплата невелика (250 тенге, т.е. 40 рублей), лучше всего пользоваться наличными тенге. Запаситесь мелочью заранее, около киоска с ОСАГО после границы есть обменники. Или в кафе сдачу возьмите мелкими монетами. Если будете оплачивать купюрами – терминал сдаёт сдачу. Теоретически терминал и карты принимает, но оплата по картам не всегда работает стабильно.
Снегопады. Актуально для конца зимы и начала весны, но мало ли. Следите за прогнозом погоды. Если снег и сильный ветер – есть риск, что дорогу в степи будет переметать (не редкость в январе и феврале). Имейте это в виду, планируйте заранее, смотрите прогноз погоды. Если очень сильный снегопад и ветер – даже трассу А1 могут вообще перекрывать, на несколько часов. Казахстанское МЧС присылает сообщения о перекрытых трассах заранее – так что симку на границе всё-таки купите.
По пути есть красота. В начале автомагистрали Щучинск-Астана вы увидите очень красивые горы. Если по пути есть время – можете заехать, ориентируйтесь на поселок Бурабай (по-русски Боровое). Там национальный парк, горы-сосны-озера, можно погулять. В некоторых озерах – минеральная солоноватая вода. Такая маленькая Швейцария посреди степи.
Вообще, дорога очень красивая: от среднеуральских лесов и гор – к полям и перелескам Южного Зауралья, затем мелкосопочник Северного и степи Центрального Казахстана, неожиданно прерывающиеся горами Кокше-Тау под Щучинском.
Деньги. В Казахстане повсеместно можно рассчитаться банковской картой. Магазины, кафе, отели, АЗС КазМунайГаз, Helios и другие крупные сети принимают карты. Но кросс-курс по карте может быть невыгоден на 5-7% в отличие от использования наличных. При снятии тенге в банкомате с рублёвого счета вы также потеряете примерно 10% в отличие от налички – зависит от вашего банка.
В общем, лучше везите рублевую наличность с собой. Обменять деньги можно прямо после погранперехода (см. выше), курс везде практически одинаковый. В Астане множество обменников – можете поменять наличные рубли на тенге там. А карту везите в качестве резервного варианта. Кстати, чем ближе к границе – тем охотнее у вас могут принять даже наличные рубли в магазинах или кафе по выгодному курсу.
Навигация. В пути вполне достаточно навигаторов из Google.maps или Яндекс.Навигатора. Для Астаны: скачайте 2ГИС Астана – очень удобная офлайн-карта, ею же можно пользоваться для перемещений по городу и выбора достопримечательностей к посещению. В городе работает Яндекс.Такси.

Продукты и сувениры

В Казахстане очень недорогие и качественные продукты. Отличные молочные продукты, особенно хороши из Темиртау, марка Renmilk. Пиво казахское неплохое, особенно из Алма-Аты – там качественная горная вода («Корона Алатау» мое любимое). Очень хороши конфеты и другие кондитерские изделия фабрики «Рахат» — в Казахстане почти все шоколадные конфеты делают с какао-маслом (в отличие от России). Местный алкоголь (коньяк и водка) недорогой и приличный. Если коньяк – рекомендую фабрики «Бахус», марка «Казахстан экспортный», во всех крупных магазинах есть. Кому интересно — есть молдавские вина и коньяки и европейские сыры (в России они под санкциями). Кстати, крепкий алкоголь в Казахстане продают только после 11 утра – как в Советском Союзе в 80-е годы. Вяленая конина – отличный местный сувенир.

Общение

В Казахстане принято простое общение между незнакомыми людьми. Обращение, как правило, на «ты». Надо к этому привыкнуть и отвечать так же, отставив в сторону свою природную интеллигентность – она будет восприниматься как надменность. Мужчины, как правило, жмут руки друг другу при любом вступлении в коммуникацию, даже инспектор дорожной полиции может пожать вам руку, попросив выйти из машины. Между мужчинами при общении очень часто используется обращение: «брат», не гнушайтесь и вы. Русский язык знают все. Многие казахи, особенно в городах, знают только русский и сами не говорят по-казахски. Отношение к россиянам очень тёплое и приветливое.»

Фото: Вячеслав Пестриков По Уралу с «Уральскими покатушками» и Нашим Уралом и Андрей Еременко.

Текст Андрей Ермоленко.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

1 Комментарий
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Кацап
5 лет назад

3 миллиона русских ноги унесли от чего не догадываетесь? Восточного гостеприимствп и национализма.