Известно, что на Руси основной обувью крестьянина, а где-то и рабочих некоторых специальностей, вплоть до первых десятилетий двадцатого века оставались лапти. Однако в Сибири эту обувь не практиковали. И только переселенцы из центральных районов страны конца позапрошлого и самого начала прошлого века напомнили местным жителям об этом виде крестьянского гардероба.

Впрочем, коренные сибиряки так и не приняли лапти в свою бытовую практику. Они за годы жизни в суровых климатических условиях давно нашли ей замену. Поэтому лапти долгое время считались отличительной чертой новоселов. Где-то прибывших на постоянное место жительства в эти края людей так и называли – «лапотники». Но и приезжие крестьяне не торопились менять своих привычек и продолжали пользоваться лаптями как дешевой, удобной, хотя и не самой практичной обувью.

фото с сайта: http://zvd-museum.ru/

Факту деления местных жителей по виду обуви можно удивляться, так как практически все русское население Сибири прибыло сюда из западных регионов. Среди переселенцев разных времен могли оказаться бывшие земляки и даже родственники. Не может быть, чтобы лапти для них были в диковинку.

К приезжим в Сибири того времени вообще относились с некоторым предубеждением. На страничке сайта https://pikabu.ru/story/shtraf_razmerom_v_korovu_i_sibirskie_motivyi_na_oregonshchine_5880800 приводится интересный диалог, который был записан со слов старожилов-сибиряков во время этнографической экспедиции 1960–1970-х годов. Здесь четко показано, как встречали «понаехавших» сибиряки, считавшие себя коренными.

Если этот разговор слегка адаптировать к нашему времени, то получится чисто московский вариант, когда бывшая «лимита» вдруг начинает предъявлять свои претензии новым столичным жителям и просто гостям города.

Представим этот диалог для понимания того, какое недоумение у сибиряков могли вызывать ответы переселенцев:

«– А чего в Сибирь поехали?

– Так земли мало…

Обычно на этом месте у сибирского крестьянина наступал, говоря современным языком, разрыв шаблона: как земли может быть мало? И они начинали искать подвох.

– Плохая земля что ли? Пшеницу, картошку не родит?

– Все родит, – отвечали поселенцы, – но мало земли, на всех не хватает.

Сибирякам той поры это казалось дикостью…».

Возвращаясь к заявленной раньше теме использования лаптей в Западной Сибири, стоит познакомиться с историй этой обуви. Замечательный материал об этом опубликовал в социальной сети «Одноклассники» краеведческий музей города Заводоуковска. Публикация самая свежая и приурочена к юбилею города, что говорит о том, что интерес к истории одежды, которую носили наши предки, не иссякает. Предлагаем данную работу нашим читателям в полном объеме:

«5 июля 30 лет, г. Заводоуковск, Россия

фото с сайта: http://zvd-museum.ru/

Лапти

Лапти («верзни»; «лычники»; «рачки») – низкая обувь, самая распространенная на Руси в старину, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетенная из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты.

Первые упоминания о лаптях встречают в документах, относящихся к X веку, хотя сам кочедык («свайка»; «швайко») – инструмент, которым пользовались для плетения лаптей, находят в древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.).

Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти назывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса – волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеро лаптей сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7–8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5–6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так сноровисто, то есть быстро.

В современное время редко кто носит лапти. Однако оберег данный не потерял актуальности и сегодня. Его делают специально и продают в эзотерических магазинах. Как правило, в доме необходимо иметь несколько пар лаптей, каждая из которых выполняет свою функцию.

Например, лапти, вывешенные над порогом, не пустят в дом непрошеных гостей, притянут счастье и достаток, защитят от порчи и сглаза. Пара, помещенная в прихожей с левой стороны от входной двери, убережет супругов от разлучников и разлучниц. Кладут пару такой обуви и на кухню, а в них – кусочек сахара или сухого хлеба. Данный амулет способен привлечь в дом благополучие, защитит от нечисти, оградит от беды».

Краеведческий музей города Заводоуковска

Адрес музея: ул.  Вокзальная, 44, zvd-museum@mail.ru  т.+7 (34542) 2-26-40

Автор статьи: Алексей Герасимов

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar