В нашем районе проживает более 50 национальностей, из них более 70% — русские, 10% — марийцы, 8% — татары. Мы живем по соседству, и нам предоставлена удивительная возможность узнать об уникальных национальных культурах нашего края. Благодаря проекту «Этнокультурная карта Артинского района» вот уже десятый год проходит слет краеведов, организуемый специалистами ЦДО.

Село Малая Тавра

21 июня школьники образовательных организаций округа отправились по маршруту «Арти — с. Малая Тавра — Арти», чтобы познакомиться с марийской культурой. Путь был длинный, около 60 км, во время следования мы проезжали д. Большие Карзи, с. Барабу, д. Омельково, д. Андрейково, с. Свердловское, д. Полдневую, д. Рыбино, о которых участники слета даже не знали. Из окон автобуса мы наблюдали за жизнедеятельностью селян.

Вот, наконец, село Малая Тавра. Когда мы подъехали ко школе, у ее дверей нас встретили в национальных марийских костюмах с песнями и плясками хозяева праздника. Марийцы — народ гостеприимный. По обычаю, встречая гостей, хозяин выходил навстречу. В одной руке он держал кружку национального напитка — пуры, в другой чарку вина, а хозяйка подносила хлеб с маслом. Приехавший должен был все выпить, испробовать хлеб с маслом и только после этого открывались ворота. Все вместе заходили в дом. Пуру нам не предложили, а вот хлеб с маслом мы отведали.

Этнокультурная карта Артинского района: село Малая Тавра
Валерий Борисович Бакетов

У дверей школы приветствовали гостей слета директор Малотавринской школы Любовь Анатольевна Иванова и я как методист центра дополнительного образования.

Слет совпал с открытием мемориальной доски Герою Социалистического Труда Анне Ивановне Пегашевой. За свою трудовую деятельность она была награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, ее имя — в ряду Почетных граждан Артинского района.

История села

В школьном музее познакомились с историей заселения Малой Тавры. Оказывается, с середины XVIII века на кущинские земли большими массами начали приходить беглые крестьяне Среднего Поволжья, которые из-за оброка пускались башкирами в их вотчины. По договорному плану в 1761 году возникло село Малая Тавра (Ака-Тавра), сюда прибыли новоселы из Бирского уезда. Жители внесли семь рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам по три рубля. В 1908 году в селе проживало 1274 человека, в 2006 году — 800, в 2011 году — 1247. Марийцы — народ мужественный, смиренный, незлобивый и нековарный. Среди малотавринцев есть участники Русско-Японской, Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войн.

Мастер-классы и другие активности

В фойе школы участники слета учились танцевать, услышали народные песни, тематика которых разнообразна. Радость и боль, горе и счастье, любовь и разлука таятся в незатейливых народных песнях мари. Мы узнали, что структура песни состоит из четырех строчек: первые две — зачин, предисловие к главной мысли песни, повторяются два раза, следующие две строчки — это и главная мысль, и концовка. Песни короткие, но в них содержится глубокая мысль, слова подобраны емкие, точные, бьющие прямо в сердце. Это и есть меткость марийской песни.

Этнокультурная карта Артинского района: село Малая Тавра
Радость и боль, горе и счастье, любовь и разлука таятся в песнях мари…

В другом кабинете учащиеся и учителя школы рассказали об устном народном творчестве мари, национальном костюме и праздниках. Марийцы празднуют Святки — шорыкйол, Масленицу — уарня, Великий день — куэче, Семик — семык, Летнее жертвоприношение кюсё, праздник сохи — ага-пайрем.

Марийский костюм

Одно из самых ярких проявлений культуры этноса, где отражаются представления о красоте и целесообразности — народный марийский костюм, он богато украшался вышивкой. Орнаментация имела специфические особенности, различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием (преобладание красного цвета), сортом ниток, мотивами вышивки. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, как и расположение вышивки, определяется давними традициями. Пояса, передники и поясные украшения являются важной частью марийского костюма.

Марийская кухня

В следующем школьном кабинете на нарядных столах стояли блюда национальной кухни. Сколько же их там было! Глаза разбегались, и хотелось все попробовать. Марийская кухня отличается простотой и разнообразием. В блюдах много трав и ягод, молочные блюда и каши, множество колбас и супов на основе мяса, салаты, уха, жаркое. Не обошлась марийская кухня и без выпечки: блины, пироги с разной начинкой, колобок, овсяный кисель. На праздники подавали хлебное пиво -пуру. Молодцы женщины, которые приготовили все это, нас угостили и рассказали рецепты некоторых из них: «Тувыртыш подкогыльо», «Туара», «Уяча» и др.

Сельский дом культуры

В сельском доме культуре нам показали мастер-классы: изготовление пояса, изготовление ткани для национального костюма на ткацком станке, украшение головных уборов, марийские забавы и игры и др. В одном из домов пекли вкусные оладьи в печи и угощали всех.

Языческая религия мари

Онаен (священник) Леонид Иванович Канакаев рассказал нам о языческой религии мари, сутью которой является преклонение перед силами природы, которое способствует воспитанию у человека бережного отношения к ней, оздоровлению организма, порождает веру в будущее. Места богослужений мари — ото, кусото — священные рощи. В роще находится онапу — «космическое» дерево. Роща неприкосновенна. В ней нельзя пилить, ломать деревья, выносить оттуда хворост, собирать грибы, цветы: за это роща может покарать виновного. В роще не позволяется мусорить, ругаться, ссориться, туда приходят в дни праздников в чистой одежде, помывшись в бане, как в место общения с высшими силами природы. Моление происходит при жарких кострах. Участники обряда становятся на колени и с караваем хлеба, солью просят у бога урожая, скота, здоровья, мира и согласия. Культовые деревья мари — береза, липа, дуб.

Мари поклоняются своим богам: Верховному богу — творцу Ош Кугу Юмо (Большой Белый Бог), Земле Матери — Мланде Ава, Богу всего живого — Мер Юмо, Матери Солнца — Кече Ава Юмо, Богу святой горы — Курык кугыза.

Итоги поездки

Участники слета были в восторге от такого праздника, это неудивительно, ведь педагогами школы, работниками СДК, общественностью Малой Тавры была проведена огромная работа. Хочется поблагодарить их за организацию и проведение слета краеведов в рамках проекта «Этнокультурная карта Артинского района». Спасибо всем жителям села Малой Тавры за теплый и радушный прием. В данном мероприятии приняло участие более 190 человек, из них более 160 детей.

Как добраться?

Координаты для GPS-навигатора

56.162907, 58.156231

Село Малая Тавра на карте

Автор текста: С. МАКСУНОВА, методист ЦДО
Автор фотографий: Л. КУСТОВА, с. Сухановка

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar