Посёлок Ключевая, где находился центральный участок Афанасьевского леспром­хоза (ЛПХ), имеет вековую историю.

Строительство железной дороги

Началом создания посёлка послужило проложение линии железной дороги Казань-Екатеринбург. Благодаря строительству железнодорожной линии акционерным обществом Московско-Казанской железной дороги, появилась станция Ключевая. Именно ей обязан своим названием посёлок.

Участок железной дороги проходил по таёжным болотистым местам. В 1912 году появились первые артели рабочих для прорубки просеки на участке строительства железнодорожной линии. Для них был построен барак.

Вдоль левого и правого берегов реки Средней селились люди задолго до строительства железной дороги. Приехали они сюда из Центральной России в период Столыпинской реформы: «Тогда людям давали вагон, где было место для живности, вещей, утвари, людей. Пособие на переезд обустройство на новом месте. Вагоны эти стали называться столыпинские (потом в них перевозили, заключённых). Сначала люди приезжали, осматривали место поселения, потом перевозили семьи на новое место. Так возникли хутора. С хуторов молодежь бегала за 12 км туда, 12 км обратно на строительство железной дороги в Ключевую, там возили тачками щебень, за день получали 20 копеек. Так зарабатывали себе денег на новое платье. Отпускали их родители только осенью, когда заканчивались уборочные работы на хуторе» (из воспоминаний Чернышевой Ирины Михайловны – матери Копыловой Марии Николаевны, её дочери).

Поселок КлючеваяРабочее движение по новой дороге должно было открыться к октябрю 1916 года, а линия должна была быть сдана к 17 мая 1917 года, но социальные потрясения, первая мировая война, затем гражданская, отодвинули срок пуска.

В 1917 году строительство железной дороги было национализировано. В 1919 году были проложены первые рельсы. В 1920 году строительство на участке Ключевая – Щучье Озеро было закончено. В 1921-1922 годах железная дорога сдаётся в эксплуатацию.

Село расцветает

Население станции Ключевая растёт. Если в первые годы строительства железной дороги было несколько десятков дворов, то в 1928 году началось строительство частных домов железнодорожниками. Первый дом построен Сахоневичем Иваном Адамовичем, второй Гребневым Михаилом Сафроновичем. К 1940 году в основном была закончена улица Железнодорожников.

В 1923-1927 годы на станции Ключевая идёт строительство водокачки, для снабжения водой паровозов. Паровозы нуждались в воде для производства тяговой силы — пара. Тогда же была построена водокачка на берегу реки Бисерть. Для перекачки воды поставили мощный венгерский локомобиль, а на станции построили две водонапорные башни. «Тогда же была проложена узкоколейная железная дорога от ст. Ключевая до р. Бисерть. По ней доставляли оборудование до водокачки. Везли бутовый камень, им укрепляли плотину на реке (в том месте, где сейчас перекат). Вода требовалась для паровозов и жителей посёлка. Когда перешли на тепловозную и электротягу, необходимость в эксплуатации узкоколейки отпала. А насыпь ещё долго служила людям. По ней в тапочках можно было дойти до р. Бисерть, хотя вокруг было болото» (Из воспоминаний Никулина Алексея Николаевича).

Поселок КлючеваяНо вернёмся в 1925 год. Пошли первые пассажирские поезда. Паровозы были маленькие. В сутки мимо станции проходило 4-5 поездов. Движение составов осуществлялось по однопутке вплоть до 1972 года. К 1958 году закончен переход на тепловозную тягу. В 1965-70 годах осуществляется переход на электровозную тягу. В 1972 году была пущена в эксплуатацию вторая ветка железной дороги сообщением Свердловск–Москва. Сразу же начался процесс электрификации ж/дороги и закончился в 1981 году.

Ж/д вокзал

Интересная история строительства железнодорожного вокзала станции Ключевая. Первоначально планировалось, что станция будет в селе Кленовское. Дело в том, что проектируемая трасса проходила в этом селе через усадьбу Алексея Степановича Серебренникова, который был среди не последних домохозяев, так как владел небольшим кожевенным предприятием. Бесспорно, он как-то договорился с руководством 8-го участка дороги.

Поселок КлючеваяВ списке на отчуждение земли под строительство дороги 16 кленовчан фамилии Серебренников не было. Земли изымались агентом по отчуждению Сергеем Николаевичем Кемарским в мае–июне 1914 года, а расплачивался он в мае 1919 года. Так вместо Кленовского вокзал был построен в Ключевой. В мае 1919 года вокзал сгорел и был в кратчайшие сроки возведён повторно (это со слов Таисии Никифоровны Крохолевой, матери Петра Михайловича Гребнева, участника Великой Отечественной войны, бывшего старшего электромеханика ШЧ-14).

История вековой давности

За свои 100 лет станция и посёлок с поэтическим названием Ключевая видели многое: через неё прошёл рабочий поезд из Дружинино, первый пассажирский поезд из Москвы, пережила она лихолетия 2-х войн, на безлюдном месте разрослась, дала работу, приют эвакуированным в Великую Отечественную войну, была свидетелем эпохи паровозов, тепловозов и электровозов. Ключевая — одно из живописнейших мест на участке Красноуфимск–Екатеринбург. Видимо, не зря были выбраны места, которые удивляют проезжающих пассажиров.

Поселок КлючеваяЖители поселка Ключевая помните, что у вашей Малой Родины большая и богатая история вековой давности.

Как добраться?

Координаты для GPS-навигатора

56.830000, 58.477459

Поселок Ключевая на карте

Автор статьи: Н.В.Колмакова 

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

1 Комментарий
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Михаил
5 лет назад

Очень интересно. Сам из Ключевой. Интересует история. Большое спасибо Надежде Васильевне, отличный педагог.