Мертвая дорога… Этот жутковатый эпитет появился в обиходе сравнительно недавно, когда об этой истории стали писать статьи, книги, рассказы. Так уж сложилась судьба, что в отличие от Транссиба, БАМа и даже Печорской железной дороги, у строительства магистрали Салехард — Игарка не было своего устоявшегося названия. Полярная, заполярная, трансполярная дорога – как только ее не называли. В историю она вошла по номерам строительных управлений — №501 и 503 ГУЛЖДС НКВД СССР, причем чаще всего вспоминают именно «пятьсот-первую», распространяя этот номер на все протяжение. Но больше всего ей подходит именно название «Мертвая дорога», отражающее судьбу, как самой магистрали, так и многих ее строителей.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Выход на насыпь

Строительство дороги

После Великой Отечественной войны руководство страны и И.В. Сталин четко осознали уязвимость стратегической трассы – Северного морского пути. Его главные порты, Мурманск и Архангельск, располагались слишком близко к западным рубежам СССР, и в случае новой войны сообщение по СМП могло быть легко парализовано врагом. Было принято решение создать новый порт в Обской губе, в районе Мыса Каменного, и соединить его 700-километровой железной дорогой с уже существующей линией Котлас — Воркута. Основные положения будущего строительства были определены постановлением Совета министров СССР №298-104сс от 04.02.1947, а постановлением №1255-331сс от 22.04.1947 строительство было поручено ГУЛЖДС (главному управлению лагерного ж-д строительства) НКВД-МВД СССР.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Стрелка в депо

Строительство линии началось одновременно с изысканием места для будущего порта. Через некоторое время выяснилось, что Обская губа совершенно не подходит для подобного строительства – очень малые глубины, большие ветровые сгоны и нагоны воды не позволяют построить сколько-нибудь крупный порт на ее берегах. Уже в январе 1949 года состоялось судьбоносное совещание И.В. Сталина, Л.П. Берии и Н.А. Френкеля – начальника ГУЛЖДС. На нем было принято решение свернуть работы на полуострове Ямал, прекратить строительство линии к Мысу Каменному, и начать прокладку железной дороги длиной 1290 км к нижнему течению Енисея, по трассе Чум – Лабытнанги – Салехард – Надым – Ягельная – Пур – Таз – Янов Стан – Ермаково – Игарка, с устройством порта в Игарке. Это было закреплено постановлением №384 -135сс от 29.01.1949. В дальнейшем планировалось продлить линию черед Дудинку до Норильска.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)Строительное управление №502, занимавшейся прокладкой линии от ст. Чум Печорской железной дороги к Мысу Каменному с ответвлением на Лабытнанги, было упразднено, и создано два новых управления – западное №501 с базой в Салехарде, в ведении которого был участок от Лабытнанги до р.Пур, и восточное управление №503 с базой в Игарке (перенесенной позже в Ермаково), строившее дорогу от Пура до Игарки. Сосредоточение живой силы, материалов между этими строительствами распределялась примерно как 2:1.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Вопреки некоторым мнениям, на Полярной магистрали применялись и металлические стяжки. Они помогали удерживать ширину колеи при слабых шпалах и скреплениях.

Технические условия прокладки линии были до предела облегченными, мосты через Обь, Пур, Таз и Енисей на первом этапе не планировались – их функцию должны были исполнять летом паромные, а зимой – ледовые переправы. Земляные работы выполнялись преимущественно вручную, дальняя перевозка грунта – на немногочисленных автомобилях, отсыпка насыпи — ручными тачками. В год на западном участке сдавалось 100-140 км трассы, на восточном – много меньше: сказывались недостаток людей и трудность подвоза материалов.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Колесная пара со спицами. Теперь таких почти нет.

На этой стройке обрела свой буквальный смысл страшная фраза, родившаяся еще на строительстве Печорской магистрали – о «человеке под каждой шпалой». Так, И.Симонова из Ташкента, работавшая в 1970-е годы инженером на изысканиях и достройке участка Надым-Уренгой, лично видела груды скелетов после размыва берегов р. Хетта, и трупы в насыпи 616-620 километров линии.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Эти паровозы уже никогда не заедут ни в одно депо…

В октябре 1949 г. лед сковал Обь, а в начале ноября на него уже уложили шпалы и рельсы. Требовался смельчак, который первым испытал бы «ледянку». Среди вольнонаемных машинистов такого не оказалось. «Кто перегонит паровоз – тому вольная», приказал начальник стройки. Нашелся доброволец из заключенных, который взялся вести паровоз. Поначалу все шло хорошо, но к середине реки лед стал трещать и ломаться. Машинист выглянул из будки и обомлел – обская пучина, поглощая шпалы и рельсы, угрожающе подбиралась к паровозу. Но лед и рельсовые плети выдержали. Машинист дотянул до берега, и получил вожделенную свободу. В канун 7 ноября начальство рапортовало Сталину о новой трудовой победе на 501-й.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Дизель на берегу р. Таз. Возможно — более поздних времен. Ни одно половодье не может сдвинуть его с места…

Движение от Салехарда до Надыма было открыто в августе 1952 года, стал курсировать рабоче-пассажирский поезд. К 1953 г. отсыпка насыпи была произведена почти до Пура, уложена часть рельсов. На восточном же участке дела шли не так хорошо. Был отсыпан и уложен 65-километровый участок от Игарки до Ермакова, а также около 100 км. В западном направлении до Янова Стана и далее. В район реки Таз завозились материалы, здесь было построена около 20 км главного хода и депо с ремонтными мастерскими. Наименее освоенным оказался 150-километровый участок между реками Пур и Таз, построить который планировалось к 1954 г.

Вдоль всей трассы была сооружена телеграфно-телефонная линия, которая до 70-х годов связывала Таймыр с внешним миром. Эксплуатация ее участка от Ягельной до Салехарда была прекращена только в 1992 г.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Дальше этого места рельсы сохранились

Остановка строительства

После смерти И.В. Сталина, когда было уложено уже более 700 из 1290 км дороги, отсыпано почти 1100, до сдачи в эксплуатацию оставалось около года, строительство было остановлено. Уже 25 марта 1953 г. Вышло постановление №395-383сс о полном прекращении всех работ. Вскоре было расформировано 293 лагерей и управлений строительства. Сотням тысяч заключенных была объявлена амнистия, однако выехать на юг им удалось только с началом навигации – других путей еще не было. По некоторым подсчетам с 501 и 503 строек было вывезено около 50 тысяч заключенных, и примерно столько же вольнонаемного персонала и членов их семей. На «Большую землю» вывезли все что могли, но большинство построенного было просто брошено в тайге и тундре.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Промоина

Экономисты впоследствии подсчитали, что решение бросить строительство в такой степени готовности привело к убыткам для бюджета страны намного большим, чем, если бы дорога все же была достроена, не говоря уже о ее перспективном продолжении до Норильского промышленного района, где уже осваивались богатейшие месторождения железа, меди, никеля, угля. Гигантские газовые месторождения Западной Сибири еще не были открыты – кто знает, может тогда судьба дороги была бы совсем иной.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Дореволюционный рельс. Завод Демидова, Нижний Тагил

Судьбы отдельных участков дороги очень различаются. Головной участок Чум — Лабытнанги принят в постоянную эксплуатацию МПС в 1955 г. Полностью готовая линия Салехард — Надым была брошена, и не восстанавливалась. До начала 90-х по нему на полусамодельной дрезине ездили связисты, обслуживающие ту самую телеграфно-телефонную линию. Участок от Пура (ныне ст. Коротчаево) до Надыма был восстановлен Министерством нефтяной и газовой промышленности в 70-х годах, а вначале 80-х в Коротчаево с юга — из Тюмени — пришла новая магистраль. Состояние пути от Коротчаево до Надыма было неважным, в середине 90-х годов пассажирские поезда с юга укоротили до ст. Коротчаево, и лишь в 2003 году участок Коротчаево — Новый Уренгой (бывш. Ягельная) был введен в постоянную эксплуатацию. С восточного участка дороги рельсы были сняты в 1964 г. для нужд Норильского комбината.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Зарастает линия

Мертвая дорога сегодня: заброшенные поезда

Практически нетронутым остался лишь «островной» участок в районе р. Таз – от пристани Седельниково на правом берегу примерно на 20 км в сторону Ермаково, с ответвлением к депо Долгое и балластному карьеру. Именно на этом участке, наиболее труднодоступном из всех остальных, почти нетронутым сохранился путь, здания, депо и четыре паровоза Ов – знаменитые «овечки» дореволюционной постройки.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Паровоз Ов-6154
Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Паровоз Ов-3821 у развалин депо Долгое

На путях около депо стоят несколько десятков вагонов – в основном платформы, но есть и несколько крытых. Один из вагонов попал сюда из послевоенной Германии, после переделки на отечественную колею 1520 мм. В 15 км от Долгое сохранились остатки лагеря, а неподалеку от депо, на другом берегу ручья – остатки поселка вольнонаемных рабочих и администрации стройки, состоящие из почти двух десятков зданий, а также лежащий на берегу деревянный паром. В этом районе мы и побывали.

Мертвая дорога (Трансполярная магистраль)
Крытый немецкий вагон. Видимо трофей, переделанный на нашу колею и переданный в ГУЛЖДС

Будущая судьба «Мертвой дороги» сейчас выглядит уже не так мрачно. Продолжающее освоение запасов углеводородного сырья в прилегающих районах, заставляет «Газпром» и администрацию ЯНАО искать новые пути снабжения и подвоза материалов. Уже рассматривается вопрос о восстановлении участка Надым — Салехард, постройки линии от Коротчаево к Южно-Русскому месторождению, проходящей, в том числе, и по трассе 503-й стройки. Один лишь Норильск при текущих объемах добычи руды смотрит на все это спокойно, довольствуясь круглогодичной ледокольной навигацией по СМП. Но запасы его месторождений весьма велики, а миру нужны никель и полиметаллы. Кто знает…

Как добраться до Мертвой дороги?

Самолетом или поездом до Тюмени, затем самолетом из Тюмени в Красноселькуп. Затем на моторной лодке с одним из местных жителей. Можете сплавиться сами (45 км.). Лучшее время — август (комаров мало, заморозков почти нет).

Координаты для GPS-навигатора

66.049722, 82.1175

Мертвая дорога на карте

Автор текста и фотографий: af1461

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar
сначала новые старые популярные
Леонид Якутович
Участник
Леонид Якутович

Так и проедает, проживает система отношений добытое людьми по нужде, отчего хромает достойная жизнь людей,где польза другим достаётся в лучшем случаю,в худшем просто использовали,выкинули и забыли!

Сергей
Гость
Сергей

А между тем,»Объект №503″ был делом все жизни Сталина.И дело тут вовсе не в практической значимости этой «дороги».Неспроста,с ведома Сталина,укладывали,старые,еще царские рельсы,выработавшие свой срок.Эта дорога ,в первую очередь,имела для Сталина большое эзотерическое значение….№503,Сталин умер(официально) 5.03.Совпадение?Не думаю…

Дуняшев
Гость
Дуняшев

При Сталине в 1950 год на севере Сахалина был основан спец-строй отряд для строительства тунеля Сахалин -материк .Погиби -Лазарево .Достроен не был в связи со смертью Сталина .Остались заброшенные развалины и заваленые входы .

вадим
Гость
вадим

После Сталина не было хозяина в стране. Все то что создавал Народ и Сталин — две пятилетки убивал Хрущев.

Владимир
Гость
Владимир

Кому интересно, путешествие по МЁРТВОЙ ДОРОГЕ в 2002 году. https://my.mail.ru/mail/gael41/video/_myvideo/13.html

стас
Гость
стас

работал я на вездеходе по участку салехард-надым. изыскания для жел.дор. по этой насыпи и этим рельсам ездил. до реки танопча. так-что дорогу восстановят.

Влад
Гость
Влад

Об этой дороге писали газеты в 80-х годах, во время перестройки. В связи с изменением климата движение по СМП становится круглогодичным, не зря Россия строит так много ледоколов. А что будет с железной дорогой, когда начнет таять вечная мерзлота, а она и начала таять?