Российская империя в начале XIX века обладала громадными, но не исследованными и малоизученными территориями. В начале 1840-х годов Российский император Николай I отдал приказ Департаменту горных и соляных дел о создании геологической карты Европейской части страны.

Печорский край. Кейзерлинг и Крузенштерн

Один из отрядов большой экспедиции, снаряженный Корпусом горных
инженеров, под руководством Александра Андреевича Кейзерлинга, в 1843
году, исполняя царский указ, работал на территории Печорского края. С
целью проведения астрономических и картографических работ в отряд был
прикомандирован военный моряк Павел Иванович Крузенштерн. Выехав из
Усть-Сысольска, по Южной и Северной Мылве, экспедиция вышла к реке
Печоре и исследовала её верховья, реку Илыч, поднялась на гору Сабля.

Барельеф Кейзерлинг, Крузенштерн
Барельеф Кейзерлинг, Крузенштерн

Пройдя по всей Печоре до ее низовий, отряд прошёл по Тиманской тундре,
где был исследован северный край низкой, но широкой (около 65 км)
утесистой гряды. Основываясь на собранных геологических материалах, А.
Кейзерлинг пришел к выводу, что эта гряда, как и возвышенности на р. Воль,
принадлежит «к неизвестной до сих пор системе поднятия… из-за своей
незначительной высоты, заметной лишь в безлесной тундре». Кейзерлинг назвал эту возвышенность Тиманским кряжем. Переправившись через Индигу, экспедиция возвратилась на Печору в Пустозерск, поднялась по Печоре и Ижме
до устья р. Ухты, где было сделано первое научное описание Ухтинского нефтеносного района. В Усть-Ухте экспедиция разделилась. Кейзерлинг через Ухтинский волок вышел на Вымь, спустился по ней на Вычегду и возвратился в Усть-Сысольск. Крузенштерн в Усть-Сысольск прошел другим маршрутом — через верховья рек Ижма, Чер Ижемская и Чер Вычегодская, Вычегда.

Маршрут экспедиции Кейзерлинга и Крузенштерна
Маршрут экспедиции Кейзерлинга и Крузенштерна

По итогам той экспедиции, в 1846 г., Кейзерлинг и Крузенштерн издали книгу. Их труд об итогах Печорской экспедиции был напечатан на немецком языке и назывался: Keyserling A. und Krusenstern P. «Wissenschaftlihe. Beobachtungen auf einer Reise in das Petschora-Land, im Jahre 1843» или «Научные наблюдения во время поездки в Печорский край в 1843 г.»

Обложка книги. Демидовская медаль за книгу
Обложка книги. Демидовская медаль за книгу

Авторы получили за книгу полную Демидовскую премию за 1847 год и медаль. Суммируя результаты проведённых исследований, Кейзерлинг А.А. составил первую геологическую карту Печорского края, а Крузенштерн П.И. — первую географическую, с подробным нанесением рек, озёр и населённых пунктов. На карте был выделен Тиманский кряж, как определил Кейзерлинг — более древнее горное образование, нежели Урал. Хочу отметить, что карта Крузенштерна, как основа для общих мелкомасштабных карт Коми-края, служила до Второй мировой войны.

Тиманский кряж на карте Архангельской губернии изд.1871 г.
Тиманский кряж на карте Архангельской губернии изд.1871 г.

В результате работы экспедиции на реке Соплес был обнаружен каменный уголь, на реках Вымь и Печорская Пижма — гипсы, дано первое научное описание Ухтинского нефтеносного района, выявлены водные минеральные источники, выходы медной руды на р. Мутная. Описаны и нанесены на карту Серёговское месторождение каменной соли и точильного камня на р. Вое, выходы кремня на притоках Вычегды. Кейзерлинг А.А. и Крузенштерн П.И. изучили достаточно обстоятельно Тиманскую малоземельную тундру — озёра и реки, их протяжённость, расстояния между ними,
основные притоки, выяснили, в какие бухты Тиманского берега Северного ледовитого океана могут заходить морские суда, в каких можно укрыться от бури. Наряду с подробным гидрографическим описанием авторы собрали сведения о том, какой лес растёт на берегах рек, дали материал о рыбной ловле, охоте и другой хозяйственной деятельности местного населения. Вполне понятно, что экспедиция Кейзерлинга за короткий летний период не могла провести полномасштабное геологическое обследование Печорского края и Тиманского кряжа в частности. Не попали в поле зрения исследователей и богатства Четласского камня — бокситовые руды, о которых пойдет мой дальнейший рассказ. Сразу скажу, путь к бокситам будет долгим и не лёгким.

Дорога к богатствам Четласа

Четласский камень — платообразная возвышенность Тиманского кряжа, между реками Мезень и Пижма, в Архангельской области и Республике Коми. Высота до 463 м. Сложена метаморфическими сланцами. Смешанные и хвойные леса, болота.
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012 г.

До 1917 года в Печорском крае побывало более десятка геологических экспедиций. И практически все работали в районе реки Ухты, исследуя Ухтинский нефтеносный район. Геология Тимана, из-за его сложной доступности, обусловленной полным отсутствием дорог и суровым северным климатом, мало кого интересовала.

Ленин — Ломову
Ленин — Ломову

Ситуация стала меняться в лучшую сторону после Октябрьской революции 1917 года. Завершение гражданской войны на севере европейской России позволило Советскому правительству обратить пристальное внимание на богатейшие природные ресурсы этого малоисследованного региона. Чего только стоит записка В. И. Ленина члену президиума ВСНХ Г. И. Ломову о нефтеносном районе реки Ухты. В начале марта 1920 года вместо Комиссии по изучению и практическому использованию Русского Севера президиум ВСНХ учредил Северную научно-промысловую экспедицию. Несмотря на ограниченность материальных средств, экспедиция уже в 1920-1921 годах направила в Печорский край 23 исследовательских отряда, объединивших свыше 200 специалистов по самым различным областям знаний, с целью дальнейших исследований его по географии и геологии. Однако планомерное начало поиска и разработки полезных ископаемых в регионе пришлось на 30–40-е годы прошлого века, когда в Коми автономную область, в состав которой вошла большая часть территории Печорского края, пришёл ГУЛАГ. Поисковые партии Ухтпечлага, руководимые геологами-заключенными, вели поисковые работы на нефть, газ, уголь и другие полезные ископаемые. В 1933 г. геолог Иван Григорьевич Добрынин обратил внимание на повышенное содержания алюминия в глинах на Среднем Тимане. А в 1949 г. геологом Алексеем Васильевичем Ивановым в керне опорной буровой скважины Зеленец-1 были установлены настоящие бокситы с содержанием
Al2O3 до 47,6–62,2%. Однако результаты работ положили на полку. Перспективы бокситоносности района были оценены отрицательно и дальнейшие поиски прекратили. Видимо «наверху» кто-то решил, что бокситы стране не очень нужны, а
того алюминия, который получают на Уральских заводах, вполне достаточно для изготовления алюминиевых вилок, ложек и чайников.

В 1957 г. при проведении геологической съёмки в долине небольшой речки Пурзин, правом притоке реки Мезень, были найдены обломки бокситовых пород. В них оказалось повышенное содержание глинозёма, но серьёзного значения этой находке не придали, и вскоре о ней забыли.

В 1965 г. в верховьях р. Мезени, а в 1969 г. на смежной площади, геологами были обнаружены обломки красноцветных пород с высоким содержанием глинозёма. Это стало основанием для более основательных поисковых работ. Прорыв случился,
когда в начале октября 1970 года, на Четласском камне, в верховьях реки Ворыквы при проходке, одним из шурфов, на глубине 3,3 метра были вскрыты коренные породы красного цвета. Минералогические анализы взятых образцов показали высокое содержание в них алюминия. Весной 1971 г. на этом участке была пробурена первая скважина, давшая сенсационный результат — толщина бокситового пласта оказалась равной 15 метрам! Впервые на Тимане был вскрыт такой мощный бокситовый пласт. Месторождение, названное Верхне-Ворыквинским, позже было объединено с
Вежаюским и получило название Вежаю-Ворыквинское. Его разведанные запасы — 260 миллионов тонн. Это крупнейшее бокситовое месторождение в нашей стране — по объёму это 30% всех запасов России. Более 90% этих запасов можно добывать открытым способом.

Но, как говорит русская пословица, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Одно дело открыть месторождение и совсем другое начать его разработку. Никто не решался взяться за освоение залежей Средне-Тиманских бокситов в условиях северной тайги, бездорожья и полного отсутствия инфраструктуры. От разведки до разработки месторождения пришлось ждать ещё долгих 27 лет.

Рудник и железная дорога

Первый шаг был сделан в 1992 году. Для разработки бокситов, 15 декабря 1992 г. по решению Правительства РФ в Ухте было учреждено акционерное общество «Боксит Тимана». Учредителями его стали девять юридических лиц, наиболее крупными из которых были Фонд имущества Республики Коми, Ухтинская геологоразведочная экспедиция и корпорация НИПЕК. В апреле 1995 г. состоялось утверждение ТЭО на строительство Средне-Тиманского бокситодобывающего рудника. Неизвестно, насколько затянулось бы начало освоения Тиманского месторождения, если бы в феврале 1998 г. ОАО «Боксит Тимана» не вошло в состав Группы «СУАЛ » (Сибирско-Уральской алюминиевой компании), которая решительно и полностью взяла дело развития рудника и всей сопутствующей инфраструктуры в свои руки. На юговосточной оконечности Четласского Камня началась активная деятельность по строительству рудника и добыче бокситов. Создание бокситодобывающего предприятия положило начало развитию горнорудной промышленности в Республике Коми и тесного сотрудничества со Свердловской областью. В этом большую роль сыграли помощь и поддержка региональных тяжеловесов: Главы Республики Ю. А. Спиридонова и Губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя.

Рудник. ОАО «Боксит Тимана»
Рудник. ОАО «Боксит Тимана»

Одним из первых шагов СУАЛа в установлении нормального функционирования Средне-Тиманского бокситового рудника (СТБР) стало строительство своего железнодорожного тупика на ст. Чинья-Ворык и приобретение современной, высокопроизводительной бульдозерной и экскаваторной техники. Результаты не заставили себя долго ждать. Первый миллион тонн боксита был добыт уже в 2000 году. Руда круглосуточно вывозилась по зимнику на промежуточный склад, с последующей погрузкой в вагоны и отправкой на Уральский алюминиевый завод. К этому времени уже стало понятно, что эффективная работа СТБР невозможна без изменения схемы логистики для поставки бокситов к потребителю.

Схема ЖД Чиньяворык-Тиман
Схема ЖД Чиньяворык-Тиман

И тогда руководством СУАЛа было принято решение о строительстве железной дороги от станции Чинья-Ворык непосредственно к руднику. Генеральным подрядчиком стала «Корпорация «Трансстрой». Договор на строительство был подписан в марте 2000 года, а уже в мае началось строительство первой в современной России частной железной дороги. 156 километров железнодорожного пути, десять малых мостов общей длиной 326 метров, 110-метровый однопролетный автомобильно-железнодорожный мост через реку Вымь и 130 водопропускных сооружений. Общая стоимость проекта — 72 миллиона долларов. Торжественное открытие железной дороги от ст. Чинья-Ворык до СТБР состоялось 20 сентября 2002 г. Под звуки военного оркестра красную ленточку разрезали Главы Республики Коми В. А. Торлопов, Губернатор Свердловской области Э. Э. Россель, президент СУАЛа В. Ф. Вексельберг и вице-президент «Корпорации Трансстрой» Е. В. Басин. В этот день с Тимана на Урал отправился первый железнодорожный состав с бокситами.

Открытие железной дороги Чиньяворык-Тиман. 2002 год.
Открытие железной дороги Чиньяворык-Тиман. 2002 год.

Дальнейшие планы СУАЛа были не менее грандиозными и сомнений в их исполнении не возникало. В 2007 году РУСАЛ, СУАЛ и швейцарский сырьевой трейдер Glencore объединили свои активы и сформировали «Объединенную компанию «Российский алюминий» (РУСАЛ), ставшую крупнейшим в мире производителем алюминия и глинозема. И уже под флагом РУСАЛа в Республике Коми планировалось создание современного алюминиево-глинозёмного комплекса. В рамках проекта «Коми Алюминий» предполагалось строительство в Сосногорском районе глинозёмного
завода мощностью 1200 тысяч тонн в год и завода по производству алюминия под Печорой мощностью 600 тысяч тонн в год. Только для снабжения алюминиевого завода электроэнергией компания намеревалась вложить 50 млн. долларов в реконструкцию Печорской ГРЭС для обеспечения ввода в действие шестого энергоблока станции. Но… не случилось. А вот глинозёмный, недалеко от п. Керки под Сосногорском, строить начали.

Начиналось всё очень здорово. Для строительства была подготовлена территория площадью 1200 гектаров.

Строительство глинозёмного Керки 2008 г.
Строительство глинозёмного Керки 2008 г.

Площадка только самого завода — 2,5 х 1,5 км. За короткий срок была построена и заасфальтирована автомобильная дорога до объекта с продолжением на Керки. На площадке проложены временные дороги и железнодорожные пути постоянной эксплуатации с врезкой в главный путь Северной железной дороги, построена ж/д станция Синегорье. Для нужд строительства построены закрытый склад строительных материалов и открытая площадка для хранения железобетонных и стальных конструкций. Введены объекты по электроснабжению и освещению строительной площадки, сданы в эксплуатацию питьевой водозабор, очистные сооружения, собственный мини-завод по производству бетона и раствора, возведено здание административно-бытового корпуса, столовая. По всей площадке выполнен дренаж и построен прудотстойник. Практически под все заводские здания и сооружения забиты сваи и на 50% выполнены ростверки. Однако грянул кризис 2008 года. Уже в следующем году РУСАЛ столкнулся с серьёзными трудностями. Спрос и цена на
алюминий снизились до критического минимума, что отразилось на финансовом состоянии компании. В ходе мероприятий, направленных на сокращение издержек и оптимизации производства финансирование строительства многих объектов резко сократили. Строительство Сосногорского глинозёмного завода заморозили. Всё, что было построено, законсервировали. До настоящего времени строительство так и не возобновили.

Но вернёмся к бокситам. Благополучно пережив кризисные годы ОАО «Боксит Тимана», вошедшее в состав компании РУСАЛ и ставшее одним из четырёх добывающих предприятий алюминиевого гиганта, развивается и наращивает производство. В 2018 г. началась добыча бокситов на Верхне-Щугорском месторождении, разведанные запасы которого составляют около 65 млн. тонн руды. А 17 марта 2020 года горняки добыли юбилейную 50-миллионную тонну руды с начала промышленного освоения Средне-Тиманского рудника.

Вахтовый поселок на СТБР
Вахтовый поселок

Автор: Владимир Петрович Гирин

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

5 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Имя
3 лет назад

Миллиарды одним, а убитую природу миллионам других

Алекс
2 лет назад

А кому теперь принадлежит РУСАЛ? Американцам?

Максим
2 лет назад
Reply to  Алекс

ВСЕМ.ТОЛЬКО НЕ НАМ.А ТАК ДЕРИПАСКА ГЕН ДИРЕКТОР

Гость
2 лет назад

Вот ведь как, грянул кризис 2008 года (девальвация рубля) и стройку заморозили. А кто автор обесценения рубля? Кто допустил такие последствия для экономики страны?

Иван
2 лет назад

Отец несколько лет работал в тех краях геологом. Говорил богатейшие и малоизученные места, много проявлений драг.металлов, но всю информацию об это «аллюминщики» кладут под сукно, пока там только бокситы они «царь и бог», а всплывет информация о других богатствах их просто подвинут более серьезные дяди.