Съездил в деревню Сёйты за парным молоком и деревенской экзотикой. От Сыктывкара, как говорится, рукой подать, но там совсем другое время, другие люди и другая жизнь. Рекомендую съездить.
Экскурсия в Озёл и Сёйты
Географически столица Республики Коми со всех сторон окружена Сыктывдинским районом. Но знания горожан о жизни сыктывдинцев зачастую ограничиваются только поездкой в Выльгорт. А ведь совсем рядом с городом сохранились старинные коми деревни и села. И туда можно съездить в экскурсионно-туристический тур. Например, за парным молоком. Именно так – «Парное молоко» – и называется туристский маршрут по двум населенным пунктам района – деревне Сёйты и селу Озёл. Тур, который популяризирует культурное наследие Коми края и способствует развитию внутреннего туризма в республике, разработали сами сельские активисты. Они совместно с Сыктывдинским Домом народных ремесел «Зарань» представили свой проект журналистам. А заодно приняли предложения и идеи по развитию тура.
За двумя реками
Если посмотреть на карту республики, то видно, что Сёйты и Озёл отделяют от Сыктывкара две реки. Вначале нужно по краснозатонскому мосту переехать через Сысолу, а затем в районе Седкыркеща форсировать Вычегду (зимой по ледовой переправе, летом на пароме). В самом Седкыркеще на улице Лизы Чайкиной туристам можно показать единственный в республике памятник этой героине Великой Отечественной войны.
Затем, проехав по лесной дороге через заснеженные живописные боры, туристы попадают в село Озёл. Уже пять тысяч лет назад эти места населяли люди. В семидесятые годы прошлого века археологи открыли между селом Озёл и поселком Седкыркещ на берегу озера Эньты древние поселения, относящиеся к эпохе неолита. Стоянку в честь озера назвали Эньты. Здесь нашли следы жилищ с системой вентиляции, множество костей животных, обломки глиняных сосудов, кремневые орудия. Правда, место археологических раскопок туристам не показывают. К тому же зимой и раскопок там не ведется. Но сам факт, что где-то в этих местах обитали первые жители Коми края, уже способен вызвать интерес к истории района.
Пока группа журналистов ехала из Сыктывкара в Озёл, об истории города и Сыктывдинского района рассказывали завсектором по связям с общественностью и инвестициям Дома народных ремесел «Зарань», известный экскурсовод Светлана Тюрнина и руководитель информационно-туристского центра «Зарань», менеджер проекта «Туристский маршрут «Парное молоко» Ольга Торлопова. Для «Зарани» это уже далеко не первый турмаршрут по району.
– В селе Ыб мы проводим экскурсию «Каргордские легенды», в Нючиме – «Нювчимские переливы», – рассказала Ольга Торлопова. – Наш маршрут по направлению Слудка – Прокопьевка – Ипатово – Шиладор называется «Истоки», и он межмуниципальный. Потому что, проехав по Пожегодской стороне, мы едем на Коквицкую гору в деревню Эжолты Усть-Вымского района в гостевой дом «Марьюш ордын» («В гостях у Марьи»). Там обедаем, а потом гуляем на берегу озера. Еще есть экскурсия «Легенды Пажги». Мы ее провели один раз для группы участниц проекта «Третий возраст» из Сыктывкара. Теперь участницы нашего проекта «Активная старость Сыктывдина», которые и подготовили эту экскурсию, водят на нее пажгинских школьников. Получаются прекрасные занятия по краеведению.
Автором и руководителем проекта «Туристский маршрут «Парное молоко» стала председатель ТОС деревни Сёйты Ольга Беляева. Несмотря на свой почтенный 77-летний возраст, она активно развивает сельский туризм и возрождает родную деревню, привлекая на это дело гранты.
– Всех приглашаю к нам на экскурсию, – обратилась она к участникам тура. – Вы увидите сказочный зимний лес, посетите церковь Вознесения Господня и часовню Модеста Иерусалимского, мини-музей в Озёльской библиотеке и музей крестьянского быта в Сёйты. После прогулки по красивым местам вас ждут горячие шанежки и парное молоко.
Земляничная поляна
Село Озёл появилось на правом берегу реки Вычегды в 1678 году – в этом году ему исполнится 340 лет. На русский язык название коми села можно перевести как «Земляничное озеро». Действительно, на берегах озера попадаются земляничные поляны. В 1860 году в селе была построена деревянная церковь Вознесения Господня, а через шесть лет открылась церковно-приходская школа. К 1916 году село насчитывало уже более четырехсот жителей, но сейчас их число упало почти вдвое. Детский сад в селе пустует, немногочисленных школьников возят на учебу в Седкыркещ.
Во время советской власти церковь Вознесения Господня несколько раз закрывали, но она сохранилась до наших дней, и сейчас в ней проходят службы. Эта церковь и построенный рядом с ней сельский клуб можно назвать культурным центром села. Директор клуба Марина Карманова рассказала историю села и поведала о том, как летом хорошо ездить на велосипеде по лесной дороге в деревню Сёйты. В Доме культуры действует библиотека, а при ней небольшой музей деревенского быта.
Помимо традиционных орудий труда, яндов и самоваров, здесь представлена хорошая подборка дореволюционных книг: Даниэль Дефо, Майн Рид, Мигель де Сервантес, Дмитрий Мамин-Сибиряк. Библиотекарь нашла их на чердаке дома одного из местных жителей.
– Все лежало в одной куче, – рассказала она. – Часть книг испортилась, и их пришлось выкинуть, а те, что сохранились, я принесла сюда.
Глинистое озеро
Конечной точкой маршрута стала деревня Сёйты, которая расположена на берегу одноименного озера. В переводе с коми сёйты – это глинистое озеро. На берегу озера издавна брали глину для изготовления кирпичей. Говорят, что здесь есть и целебная глина.
– Еще в 1991 году мы начали восстанавливать в деревне разрушенную часовню Модеста Иерусалимского, которую в советское время превратили в зерновой склад, – начала рассказ о родной деревне Ольга Беляева. – Модест Иерусалимский стал покровителем села. Модестом звали моего отца и деда, и это, наверное, неспроста. Хотя жителей у нас немного, но откликнулись почти все. Односельчане принесли старинные иконы, которые их предки спрятали в тридцатых годах прошлого века. Когда закрывали часовню, то представители власти решили сжечь иконы. Сложили все в кучу, но когда главному безбожнику сказали, что его жена родила, он побежал домой. За это время прихожане растащили и попрятали все иконы. Железный крест с купола часовни затем установили на могиле одной из сельчанок. Так он и сохранился. А недавно принесли совершенно почерневшую икону Воскресения Христова, которая почти восемьдесят лет пролежала за печкой. В часовне икона очистилась и посветлела без всякой реставрации. Икона «ожила», и сейчас мы хотим оживить деревню. К сожалению, сегодня в Сёйты практически нет никакой инфраструктуры, а у жителей нет работы. Основное население деревни – это пенсионеры, семей с детьми нет. Если мы привлечем туристов, дадим местным жителям возможность заниматься чем-то новым и иметь дополнительный источник дохода, то сможем возродить деревню.
Но часовня – это не единственная достопримечательность деревни. Здесь сохранился большой старинный дом, в котором летом жил и работал известный коми драматург, артист, режиссер, автор пьесы «Свадьба с приданым» Николай Дьяконов. Стараниями Ольги Беляевой этот дом стал настоящим этнографическим музеем. Две комнаты отданы под постоянную экспозицию, а в одной стоят кровати – это гостевая для туристов.
– Николай Дьяконов родился в Усть-Выми, а из нашей деревни была родом его жена – Мария Степановна, – рассказала Ольга Беляева. – Драматургу нравилось здесь отдыхать. Он рыбачил, собирал грибы и ягоды, мастерил поделки из дерева и бересты. И, конечно же, писал пьесы. Вначале, когда у Дьяконовых не было этого дома, они с женой ставили палатку на берегу озера, потом построили небольшой домик на базе передвижного балка для рабочих. И только потом они приобрели и обжили этот дом. После смерти драматурга дом пустовал, здесь проходили сельские посиделки, жили приехавшие «на картошку» студенты. И сейчас мы сделали здесь музей, в котором рассказываем гостям о жизни Николая Дьяконова и о нашей деревне.
Экспонаты музея крестьянского быта Ольга Беляева собирала вместе с мужем по чердакам и сараям. Особенность музея в Сёйты в том, что его экспонаты можно трогать и брать в руки. Есть здесь и старинный ткацкий стан, но его нужно еще освоить. Мастерицы из «Зарани» обещали обучить, и тогда в деревне начнут ткать половики.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в Сёйты было создано два года назад. Его возглавила Ольга Беляева. Первый грант ТОС выиграл в 2016 году – сто тысяч рублей, выделенные фондом «Добрый город Петербург», были потрачены на замену электропроводки в доме Дьяконова, закуплен триммер для косьбы травы у дома и часовни.
В 2017 году ТОСовцы приняли участие в грантовом конкурсе фонда Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых городов и сел» и получили более шестисот тысяч рублей на развитие проекта «Туристский маршрут «Парное молоко». На часть полученной суммы в прошлом году был обустроен заброшенный родник в овраге у деревни, выписан и заготовлен лес, изготовлен сруб для купальни на роднике, очищен старый колодец, который старожилы деревни назвали самым водоносным. Закуплены и завезены стройматериалы для восстановления дачного дома Дьяконова, приобретено мультимедийное оборудование и велосипеды для туристов.
В прошлом году на экскурсии в Сёйты побывали участники поэтических клубов из Сыктывкара, Эжвы и Зеленца. В зимние каникулы по приглашению своих сыктывкарских друзей в Сёйты приезжала гостья из Японии. Гостей угощали парным молоком, травяными чаями и выпечкой. Название тура «Парное молоко» дал председатель Федерации туризма Республики Коми Геннадий Марковский. Он привез в Сёйты на отдых велосипедистов, и им понравилось местное парное молоко. Сейчас угощение парным молоком стало пунктом программы.
В завершение февральского тура его участники высказали многочисленные пожелания и дали советы о том, как сделать путешествие еще интереснее. Одним из препятствий развития этого маршрута можно назвать труднодоступность. Если зимой можно на машине или автобусе добраться до Сёйты за час, то летом нужно пользоваться паромом, а в распутицу и вовсе не доехать. Все предложения участников тура были взяты на заметку специалистами «Зарани».
– Это большое заблуждение, что в наших деревнях и селах нечего смотреть, – подвела итог поездки Ольга Торлопова. – Ни один участник нашей экскурсии еще не сказал, что ему не понравилось. В деревню надо ездить. Там и воздух другой, и природа, и люди замечательные. Если каждый житель Коми съездит в такой тур – это и будет внутренний туризм. Ведь мы сами часто ничего не знаем даже о том населенном пункте, в котором живем. А кто, как не местный житель, может нам душевно и с любовью рассказать о родных местах. Таких людей нужно поддерживать. Чем мы и занимаемся по мере сил в подобных проектах.