С каждым месяцем в Пермском крае для меня все меньше и меньше легкодоступных достопримечательностей — львиная часть из них уже мною исследована и не по разу. Выгребаю со смаком остаточки чайной ложечкой — присоединяйтесь! ))

Что такое виадук?

В этот раз речь пойдет не о творении природы, а о следах рук человеческих со странным названием виадук. Наверное каждый из вас на уроках истории в средних классах сталкивался с понятием акведук. Хотя для многих это слово ассоциируется в основном с Древним Римом, происхождение это сооружение имеет из Древнего Египта и Вавилона. В широком понимании акведук это канал для подачи воды, а в узком — часть этого водовода в виде мостового сооружения над оврагом, ущельем, каналом.

По этимологии слова «акведук», даже не сильно сведущим в латыни, понятно, что речь идет о воде — «aqua». Вторую часть слова образует латинское «duco» — веду. В свою очередь виадук образован от «via» — дорога. Таким образом, виадук — мост по которому ездят поезда.

Октябрьские виадуки, Пермский край, ТрансибТрансиб

Полагаю, что ваше терпение уже на исходе: «К чем эта заумь и какое отношение к этому имеет Пермский край?» — спросите вы. Отвечаю — непосредственное.

Наверное все вы где-то да слышали про ТрансибТрансибирскую железнодорожную магистраль (Великий Сибирский путь). Развитие промышленности в XIX веке поставило Россию перед задачей транспортного развития и доступности Сибири и Дальнего Востока — строительства железнодорожного сообщения, позволявшего соединить западную часть России с берегами Тихого Океана (Владивосток).

Забегая вперед скажу, что на сегодняшний день Трансиб — это самая длинная железнодорожная сеть в мире (9288,2 км), местами проходящая на высоте более тысячи метров над уровнем моря, которая соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу, с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию.

Строительство Трансиба по указу Александра III было начато в 1891 году и к 1916 на ее возведение было израсходовано около 1,5 млрд. рублей. Движение поездов по данному пути было начато в 1901 году, а регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и Владивостоком началось двумя годами позднее (с использованием парома через Байкал), а еще через год поезда шли по этому маршруту полностью по рельсам. Таким образом, впервые в истории без использования паромных переправ на поезде можно было проехать от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана.

Октябрьские виадуки, Пермский край, ТрансибВ Пермском крае

Одной из важных частей реализации проекта был участок по маршруту Нижний Новгород — Казань — Красноуфимск — Екатеринбург — Тюмень. Линия Казань — Екатеринбург длиной 855 км (проект Е.В. Богдановича) была достроена в 1924 году и соединила железнодорожным сообщением Центральную Россию с Сибирью через Казань.

В Пермском крае данная дорога прошла через западный склон Сылвенского кряжа. Несмотря на то, что местность в данном направлении преимущественно равнинная, глубокие овраги вынудили строителей на данном участке возвести 7 виадуков, 2 из которых расположены на территории Пермского края. При строительстве виадуков применен инновационный для тех времён материал — железобетон, а облицовке использовались гранитные блоки.

Виадуки эксплуатировались вплоть до 80-х годов прошлого века, когда экспертиза показала их сильную изношенность. Вместо восстановления их вывели из эксплуатации, а железнодорожные пути пустили через насыпи.

Оба виадука расположены на территории Октябрьского района Пермского края, практически на границе с Свердловской областью.

Октябрьские виадуки, Пермский край, ТрансибБартымский виадук

Бартымский виадук относительно небольшой — 4 пролета в 100 метров длиной. Он переброшен через овраг, по дну которого пробегает небольшой ручей — Ирень, на низовьях становящимся крупнейшим притоком реки Сылва.

Октябрьские виадуки, Пермский край, ТрансибКак добраться?

GPS-координаты
56.462721, 56.918593

На машине

Едем в сторону посёлка Октябрьский, после отворота на Тюш по указателю на Чернушку сворачиваем направо. Далее через несколько километров поворачиваем налево на Усть-Каменку и едем до села Мостовая, где сворачиваем направо и через к татарские деревеньки Атнягузи и Верх-Ирень, доезжаем до посёлка Бартым. Переезжаем через ж/д-пути и едем направо вдоль путей 1,5 километра до виадука. Виадук будет по другую сторону от дороги. Зимой она проезжабельная на полноприводном транспорте.

На общественном транспорте

Если есть желание добраться на общественном транспорте, то из Перми едем на автобусе до посёлка Октябрьский, там пересаживаемся на электричку и едем до станции Бартым. На станции Бартым идем в сторону противоположную ж/д-переезду 1,5 километра вдоль путей.

Октябрьские виадуки, Пермский край, Трансиб
Октябрьские виадуки, Пермский край, Трансиб
Октябрьские виадуки, Пермский край, Трансиб

Сарсинский виадук

Сарсинский виадук представляет собой шесть пролетов общей длиной в 160 метров и имеет небольшой изгиб. В овраге под ним бежит речка Сарс — приток реки Уфа.

Октябрьские виадуки, Пермский край, ТрансибКак добраться?

GPS-координаты
56.482447, 57.123223

На машине

Едем до посёлка Октябрьский, проезжаем его по главной дороге и продолжаем его насквозь и поворачиваем направо по указателю на деревню Большой Сарс. По деревне едем по главной дороге (она сначала уходит налево) до подъема к насыпи, а там немного не доезжая сворачиваем по улице направо. Максимально проехав прямо бросаем машину и восходим на насыпь — виадук будет направо метров через 300-400.

На общественном транспорте

На общественном транспорте также едем и Перми на автобусе до посёлка Октябрьский, там пересаживаемся на электричку и едем до станции Сарс. Станция Бартым будет дальше в этом же направлении.

Октябрьские виадуки, Пермский край, Трансиб
Октябрьские виадуки, Пермский край, Трансиб
Октябрьские виадуки, Пермский край, Трансиб
Октябрьские виадуки, Пермский край, Трансиб
Октябрьские виадуки, Пермский край, Трансиб

Октябрьские виадуки на карте

Следующая заметка также будет связана с железнодорожным транспортом, но об этом позднее.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments