Паровоз «Красный коммунар», отремонтированный в 1920 году на субботнике (расположен на улице Цвиллинга, у здания ДК железнодорожников в Челябинске) — объект культурного наследия регионального значения.

Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Декабрь 2012 года. Фото Евгения Клавдиенко

Согласно данным энциклопедий, паровоз модели Ес-350 сошел с конвейера завода в Скенектади (США) в 1915 году. Выполнен по заказу Министерства путей сообщения Российской империи, в Гражданскую войну пришёл в негодность и был списан.

В феврале-марте 1920 года рабочие паровозного депо выступили с инициативой — отремонтировать во внеурочное время паровоз и несколько товарных вагонов, загрузить их хлебом и отправить голодающей Москве. Приурочить эту «акцию» решили к 50-летию Ленина. Хлеба и провизии насобирали 27 тыс. пудов. Ремонт паровоза «Коммунар» (так назвали паровоз Ес-350) производился после работы. При свете факелов, так как деповская электростанция еще не работала. Особо отличилась при ремонте паровоза дышловая бригада под руководством слесаря Годунова, поршневая — слесаря Аобарских экипажная бригада тов. Ветышева и многие другие. Всего участвовало в ремонте ежедневно до ста рабочих.

Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
«Великий почин» челябинских железнодорожников, 1920; из книги «Уральский исток Транссиба»

В конце апреля 1920 года паровоз был готов. По окончании ремонта в депо был проведен митинг, на котором присутствовало около 1000 человек. Было зачитано и принято приветствие В.И. Ленину в связи с его 50-летием и выбрана делегация от рабочих для поездки в Москву, в составе комиссара поезда — машиниста Гундарева, слесаря Муранова и от транспортной кооперации тов. Михалевича.

Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Ленин с делегатами «Красного коммунара»; из книги «Уральский исток Транссиба»

Для сопровождения поезда были сформированы две локомотивные бригады машинистов С. Новожилова и Ф. Альбова, помощников машиниста К. Гарагули, Ф. Малахова и кочегаров В. Хохлова и Ф. Блинова. Вагонники еще в апреле 1920 г. внеурочно отремонтировали 40 грузовых вагонов, которые были загружены хлебом для голодающих рабочих Москвы и красноармейцев Западного фронта.

Отправился поезд из Челябинска 3 мая 1920 года, и 7 мая уже был в Москве. Это был рекордно быстрый рейс, так как в то время при существующей разрухе грузовые поезда доходили до Москвы из Челябинска за 10-12 суток.

Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Участники восстановления «Красного коммунара»; из книги «Уральский исток Транссиба»

В 1957 году по инициативе краеведа А.И. Козырева паровоз нашли на Дальнем Востоке, на комбинате «Дальвостокуголь», и вернули в Челябинск, установив на постамент. Открытие памятника состоялось в апреле 1960 года.

Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Памятники Челябинска: Паровоз «Красный коммунар»
Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments