Есть в Тирлянском интересное место, жители села называют его «Выемка». Оно по праву считается местной достопримечательностью. И если вы приехали в Тирлянский, вам обязательно надо здесь побывать.

Сначала скажем кратко, что это за достопримечательность. «Выемка» — это место, где ранее проходили железнодорожные пути узкоколейной дороги, соединяющей город Белорецк (через него каждый путник проезжает, чтобы попасть в Тирлянский) и город Катав-Ивановск.

«Выемка» в Тирлянском

Где находиться?

Железная дорога проходила по восточной стороне пруда на реке с тем же названием — Тирлян. Сама же выемка, пробитая в скале дорога, находится в 50 метрах от плотины. Дойти пешком до «выемки» удобно из центра через мост на плотине, или доехать по улице Дзержинского, после моста повернуть на ул. Речную и до местного пляжа. Здесь можно оставить машину и далее прогуляться по бывшей узкоколейке. Проходя по выемке в скале, поражаешься, сколько трудов было вложено в строительство железной дороги.

По протяженности пробитый в скале участок небольшой, не более 100 метров. Высота стен — не больше 5 метров в высоту. Можно заметить остатки шпал, хотя их не так много. Железную дорогу полностью разобрали в 2007 году, но местные жители используют дорогу для мото- и автотранспорта.

Куда ведет дорога?

Дорога идет через Южно-Уральский государственный природный заповедник в город Катав-Ивановск. Белорецкая узкоколейная железная дорога была одной из красивейших во всей России. Здесь можно встретить перевалы через горные хребты, одинокие полустанки в заповедных лесах, мосты через бурные речки — бесконечная романтика горных долин. Дорога проходит мимо гор Игонин камень, Большой Шелом. С дороги открывается великолепный вид на самую знаменитую вершину Урала, на гору Иремель.

Вид на Тирлянское водохранилище с узкоколейной железной дороги

Немного истории

В 1909 году начинается строительство узкоколейной железной дороги. Дорога должна была соединить край заводов Белоречья с Транссибирской магистралью и дать новое экономическое развитие краю.

В 1909 году немецкая фирма «Вогау и К» — арендатор Белорецкого завода Пашковых — приступает к строительству узкоколейной железной дороги Катав-Ивановск — Белорецк. Дорога, проходящая через горы, длиною 150 км, была построена за 3 года. Поначалу в это было сложно поверить — проложить дорогу через горные хребты, тайгу! Строили дорогу таким образом: две артели шли друг другу навстречу, одна из Катав-Ивановск, другая — из Тирлянского.

Появление железной дороги в Белоречье дало огромный импульс развитию края. Поселок Тирлянский, через который прошла дорога, стал развиваться. Здесь появился вокзал, кольцо для разворота поездов.

По свидетельствам местных жителей, поезда ходили каждые два часа. Уже в советские времена многие ездили на них на покосы, за грибами и ягодами, к родственникам в Катав-Ивановск, по работе в Белорецк.

В Тирлянском еще можно встретить остатки железной дороги

Официально дорога прекратила свое существование в 2007 году.

Координаты: 54.221302, 58.594361

Текст: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов

О Тирляне и его достопримечательностях читайте также:
Посёлок Тирлян (Тирлянский)
Село Тирлян около Белорецка

Интересно? Расскажи друзьям!
1 Комментарий
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Воронов
3 месяцев назад

Замечательный материал. 8 августа 1994 года ехал машиной из Екатеринбурга в Белорецк. В районе Учалов нас остановили встречные машины и сказали, что дорога закрыта, мост смыт и проезда нет. Только объехав через Вехнеуральск мы добрались до Белорецка и узнали о страшной трагедии, которая обрушилась на Тирлян. При следующей поездке мы заехали в Тирлян. По узкоколейкам мне приходилось ездить. Нижняя Тура-Ис, Ис-Новая Ляля, Нижний Тагил — Висимо-Уткинск и множество рабочих веток. Но самая красивая Белорецк — Тукан. На товарном поезде, который перевозил руду и древесину с рудника на завод. Можно было всю дорогу стоять на площадке «штабной избушки» и смотреть по… Читать дальше »