В выходные 23-24 февраля команда туристов-лыжников турклуба Уральские тропы в составе 13 человек побывала на хребте Алабия, расположенном в Учалинском районе Башкортостана с восточной части Южно-Уральских гор.

Хребет Алабия, БашкортостанО хребте

Хребет Алабия довольно небольшой — его протяженность немногим более 10 км, а высота едва достигает 1000 метров — по этим показателям он сильно уступает многим хребтам Южного Урала.

Хребет Алабия, БашкортостанНо не высота и протяженность делает его таким интересным: главной «изюминкой» Алабии является огромное множество скал — останцев самых невероятных форм и очертаний, расположенных на гребне хребта.

Хребет Алабия, БашкортостанВосхождение

Наш маршрут начинался в поселке Вознесенка, в который мы прибыли рано утром, ночью проехав на заказном микроавтобусе от Екатеринбурга около 320 км. И уже с рассветом наша команда отправилась в путь по лесовозной дороге, с юга огибающей хребет.

Хребет Алабия, БашкортостанПостепенно сумерки стали расступаться, яркий диск полной луны начал бледнеть и первые лучи солнца осветили восточные предгорья Южного Урала. Природа здесь уже была совсем не такая, как в окрестностях нашего города: густые хвойные леса сменились березовым редколесьем и лесостепными участками. Но по мере набора высоты стали появляться сосны, а иногда и лиственницы. Свернув с дороги, мы начали крутой подъем на хребет Алабия. Глубокий снег серьезно затруднял продвижение вперед и пришлось применить тактику «челнока», когда участники по очереди тропили лыжню без рюкзака, чтобы максимально ускорить продвижение группы.

Хребет Алабия, БашкортостанГребень хребта сразу встретил нас первой порцией скал. Виды были великолепны: гребень, ощетинившийся выразительными скальными башнями, в лучах яркого солнца искрился белоснежными снегами, а к востоку до самого горизонта расстилались лесостепные просторы Зауралья с разбросанными башкирскими деревеньками.

Хребет Алабия, БашкортостанДальше наш маршрут проходил по хребту Алабия в западном направлении. Идти по самому гребню часто было невозможно — этому препятствовали мощные скальные бастионы, траверс которых требовал бы много времени, а зачастую и использования альпинистского снаряжения, поэтому скалы мы огибали с южной, более пологой стороны.

Хребет Алабия, БашкортостанНо мы старались по максимуму увидеть и запечатлеть эту каменную сказку, поэтому часто оставляли груз и уже налегке карабкались по каменным кручам наверх к наиболее интересным и впечатляющим вершинам хребта, по пути фотографируя каменные композиции. Скал было так много и все они были так живописны и непохожи друг на друга, что фотографы практически не выпускали фотоаппаратов из рук.

Хребет Алабия, БашкортостанНо преодоление сильно пересеченного рельефа требовало от участников значительных усилий и к концу дня многие порядком устали. Поэтому спустившись на одну из седловин хребта в удобном месте мы встали на ночевку. И по устоявшейся традиции, вечер мы отметили «высокой походной» кухней, которая в этот раз была представлена курицей с шампиньонами в сливочном соусе и просмотром вечернего киносеанса на «походном кинотеатре». После чего в тепле и уюте комфортабельного отапливаемого шатра легли спать, предварительно распределив по участникам график ночного дежурства у печки.

Хребет Алабия, БашкортостанСледующий день встретил нас отличной солнечной погодой и наша команда отправилась еще на одну из вершин хребта. Здесь скалы оказались самыми монументальными из всех увиденных на хребте, но так как у нас не было с собой альпснаряжения, вскарабкаться на все вершины бастиона нам не удалось, так как это было бы слишком рискованно.

Хребет Алабия, БашкортостанВдоволь налюбовавшись красотой каменного царства и сделав множество фотографий, мы отправились в обратный путь, так как время уже поджимало. Наскоро перекусив, мы быстро вышли на дорогу и понеслись по ней под горку с дикой скоростью и уже через полтора часа были у ожидавшего нас микроавтобуса.

Хребет Алабия, БашкортостанПоход закончен, но двух дней оказалось крайне мало, чтобы посетить все скалы этого удивительного хребта. И поэтому Алабия стоит того, чтобы сюда еще вернуться и может быть и не один раз.