Конжаковский горный массив находится в южной части Северного Урала на территории Свердловской области. Сам массив можно поделить на две основных части: Конжаковский хребет на западе и Серебрянский хребет на западе.
Вершина Серебрянского хребта украшена необыкновенным по красоте зубчатым гребнем с максимальной высотой 1305 метров над уровнем моря. Наивысшую точку называют Серебрянским камнем.
Конжаковский хребет являет собой целую россыпь горных образований, большая часть которых превосходит по высоте Серебрянский камень, и, как правило, имеет выраженную вершину. В состав хребта входят пики: Трапеция (1253 метра), Южный Иов (1311 метра), Северный Иов (1263 метра), Конжаковский Камень (1570 метра), Тылайский Камень (1471 метра), Острая Косьва (1403 метра).
Но настоящей изюминкой Конжаковского хребта являются красивейшие альпийские луга, Йовского плато, а так же Йовский провал, по ущелью которого начинает свой путь река Полудневая. Плато расположено как раз между Конжаковским камнем, Северным и Южным Йовом.
Как добраться?
По трассе Екатеринбург-Серов доехать до указателя на Краснотурьинск и повернуть налево (справа будет заправка Газпромнефть). Далее путь лежит до Карпинска. Нужно проехать через город до трассы Карпинск-Кытлым. Дорога вплоть до Кытлыма асфальтированная. После моста через реку Серебрянка-2 проехать около километра и свернуть направо на технологическую дорогу. Через 16 километров дорога по склонам Серебрянского хребта приведет к Йовскому плато, от которого начинается пеший маршрут.
GPS-коородинаты вершин Конжаковского массива
Серебрянский камень | N59.62877 E59.27515 |
Трапеция | N59.61628 E59.20923 |
Южный Йов | N59.62750 E59.18273 |
Северный Йов | N59.65033 E59.17824 |
Конжаковский камень | N59.63171 E59.13505 |
Тылайский камень | N59.61149 E59.09385 |
Острая Косьва | N59.60135 E59.10499 |
Вершины Конжаковского хребта на карте:
Проблема Конжаковского камня
В горной породе Конжаковского хребта содержится ценный минерал дунит (оливин), который используется в литейном производстве. По своему химическому составу дуниты близки к эталонному сырью – норвежским оливинитам; содержание платины – 0,6 г/тн. В настоящее время Норвегия удерживает монополию по добыче полезного ископаемого. Но Россия вполне может создать конкуренцию на рынке этих полезных ископаемых.
Запасы дунитов были обнаружены еще в советские времена. По некоторым расчетам объем месторождения оцениваются в 20 млн. тонн дунитов. Несмотря на такие объемы и ценность минерала, решение о разработке было принято только в 2007 году при правительстве Эдуарда Росселя.
По информации СМИ, «Дуниты Среднего Урала» выиграли аукцион на аренду участка земли за 5,25 млн. рублей и сроком на 20 лет. Стоимость инвестиций в данный проект оценивается в 794 млн. рублей. Согласно проекту, основная разработка будет производиться на южном склоне горы Йов. В ходе взрывных работ будет создан карьер диаметром 500 метров и глубиной 30 метров. Он будет расположен в 300-400 метрах от Иовского провала и приблизительно в 2-2,5 км от высшей точки Конжака. На данный момент технологическая дорога уже готова и ведутся работы по ее обустройству. На самом же плато уже снимается слой земли.
– Это очень неутешительная новость, – заявил Павел Куликов, кандидат наук, старший научный сотрудник Ботанического сада УрО РАН. – С точки зрения охраны природы это очень плохо. Данная часть Конжаковского массива ценна для природного разнообразия. На Иовском плато представлено много высокогорных видов, которые неизбежно пострадают. Я имею опыт оценки воздействия разработок месторождений выше уровня леса в свердловских горах. Растительность там уничтожается полностью и на большой территории.
По словам Павла Владимировича, наиболее удобных для горняков выходов дунитов в районе Конжака всего два: на Иовском плато и плече Косьвинского Камня (на других участках массива преобладают пироксениты и габбро). И на этих участках представлена особо ценная растительность. В числе редких видов: знаменитый Золотой Корень (Родиола Розовая), Горькуша Уральская, занесенные в Красную книгу РФ, Ясколка Игошиной из Красной книги Свердловской области и многие другие растения.
Павел Куликов уточнил, что сегодня статус природного памятника имеет только высокогорная часть Серебрянского хребта, входящего в массив Конжаковского Камня, так называемый Серебрянский Крест. Конжак и Иовское плато такого статуса не имеют.
В свою очередь, генеральный директор «Дуниты Северного Урала» Николай Кузьмин настроен более оптимистично. По его мнению, реализация проекта создаст отличный фундамент для развития туризма в данном месте.
– Посмотрите, что стало с Альпами. До войны Альпы были никому не нужны и сложны для прохождения, а когда появилась дорога, то построили курорты. Сейчас Конжак посещает горстка людей, ничтожное количество туристов. Когда появится дорога, горой будут любоваться даже люди с ограниченными возможностями. Что касается Иовского провала, то я никогда там экстремалов не видел, но его мы трогать не будем.
При этом Иовский провал, примыкающий к плато, в зимне-весенний период имеет горно-туристическую категорию 1Б, что для Свердловской области уникальный случай.
– Раньше, чтобы подняться на Конжак, надо было 20 километров рюкзак тащить, а теперь сел на машину и приехал, — говорит Кузьмин. — Сейчас и пожилые люди сюда приезжают, и с детьми маленькими, и инвалиды. Для зимы можно горнолыжные трассы сделать. На склоны Серебрянки приюты и базы прямо просятся!».
Кроме того, Кузьмин обещает, что его карьер не нарушит и горный ландшафт. «Мы горы не трогаем — ни Конжак, ни Иов, ни Трапецию — работаем только на Иовском плато, причем, оно занимает 8000 квадратных метров, а карьер наш — только 500 квадратных метров южнее озера. Само озеро тоже останется нетронутым. Озеро, горы — все как было, так и будет стоять», — обещает Николай Кузьмин.
Но при этом упускается из виду одна очень важная деталь. Ведь Конжак привлекал настоящих туристов именно своей первозданной красотой, возможностью проверить себя и побыть в одиночестве. Соответственно и отношение таких людей к природе отличается от городского обывателя. Организация туристического комплекса превратит нетронутый цивилизацией уголок природы в очередную свалку. Примеров таких по Уралу найти можно предостаточно.
– У нас в России любят загадить красивые места, – говорит Андрей Яговкин, директор Свердловской областной общественной организации «Федерация спортивного туризма – Туристско-спортивный союз». – Могли бы рыть на Косьвинском Камне. Там уже располагается военная часть и уже ведутся разработки. Возможно, этого бы хватило. Зачем превращать такой ценный для туристов район, как Иовское плато, в карьер? К тому же там еще будет дорога, все будет разбито… Конжаковский Камень всегда был притягательной вершиной этого участка Северного Урала. Обидно, что один из популярнейших районов изымают из нашего обихода. Теперь там будет сложно проводить какие-то мероприятия, такие, например, как ежегодный международный марафон «Конжак».
На основе статей сайта veved.ru и ura.ru
Понять каково же положение дел в данный момент времени поможет мой рассказ о поездке на Конжаковский массив в середине июля 2018 года.
Поездка на Конжаковский массив
Прошел целый год с нашей поездки на Косьвинский камень. На тот момент времени асфальтовая дорога между Карпинском и Кытлымом обрывалась за рекой Каква. Дальше шла грейдерная дорога. Сейчас же вся трасса полностью асфальтирована. Это позволяет наслаждаться очертаниями гор, не боясь отвлечься от дороги.
Так как еще на подъезде к Карпинску мы попали в сильнейшую грозу, и она следовала неумолимо за нами, приняли решение не подниматься на плато, а заночевать внизу. Прямо перед мостом через реку мы спустились по щебеночной насыпи в устье Серебрянки-2.
Место мы нашли благодаря дыму от костра другой группы туристов, уже расположившейся там. Под моросящий дождь поставили лагерь и развели костер. Благо, что «сушняка» в лесу было предостаточно. Небольшой ужин и легли отдыхать перед насыщенным днем. Приглушенный шум реки убаюкивал и уносил мысли вслед за потоками воды в безмятежное царство Морфея…
Так как мы не нашли никакой информации о возможности проезда по технологической дороге, в пять утра делаем пробный выезд одним экипажем. На случай перекрытия придется идти пешком около 16 км.
Уже в этот ранний час по дороге двигаются автомобили коммерческих групп.
Взбираемся на очередной пригорок, и вдали появляется макушка Косьвы. Слева от дороги огромный останец. Взбегаю наверх, чтобы увидеть Урал с высоты. Первый вздох полной грудью еще чуть прохладного горного воздуха… и время останавливается…
Под хмурым одеялом облаков спит громада Косьвинского камня.
В чаше каменного останца стоит палатка. Удобное место, скрытое от порывов ветра и с великолепной панорамой на Уральские просторы.
Продолжаем движение вперед. Палаточные лагеря встречаются все чаще по ходу движения. Люди уже знают, что не обязательно идти пешком 21 км по марафонской трассе, чтобы покорить «Конжак».
Проезжаем сквозь каменные ворота.
Сразу после них показываются зубцы Серебрянского камня. Становится ясно, что доехать до плато можно. Дорога открыта для всех. Никаких шлагбаумов и ограничений для туристов нет.
Возвращаемся в лагерь на завтрак. Пшенная каша с изюмом уходит из котелка в считанные минуты. На природе все вкуснее.
В 9.30 начинаем подъем двумя экипажами. Помните остановку у останца? Уже в этот час там довольно людно. Много семейных пар с детьми. Компания на темной Ниве, на багажнике которой лежит свернутый кат, интересуется у нас, где здесь находится река… На такие вопросы мы ответить не готовы.
На самом останце уже очередь из желающих сфотографироваться на фоне Косьвинского камня. Выглядит он уже не таким хмурым, но не менее впечатляющим. Кто-то из группы сравнивает его с грудой щебня.
Дорога вдоль склона очень живописная. Приходится постоянно делать остановки для фото. Очень хорошо, что многие останцы были сохранены во время взрывных работ при прокладке дороги.
Лес заканчивается прямо под дорогой, а выше идет уже растительность, характерная для тайги. От дороги и до вершины Серебрянского камня можно добраться за 20-30 минут. Технологическая дорога огибает Серебрянский камень с запада, делая 90 градусный поворот…
За поворотом нас ждет совершенно необыкновенное зрелище. Мы подъезжаем к альпийским лугам Северного Урала.
Справа, по ходу движения, видна вершина Северного Йова, а слева Южный Йов. Между ними Конжаковский камень, скрытый от взглядов белой ватой облаков…
Кто и зачем здесь оставил кузов от грузовика так и не ясно, но он однозначно портит пейзаж.
Перед нами бесконечный драйв Урала…
Под ногами стелется мягкий ковер из изумрудного мха. Лежать на нем и смотреть за медленно текущими облаками одно удовольствие. Жаль, что времени на это не так много, как хотелось бы. Нужно ехать дальше.
Делаем остановку у подножья Южного Йова. Отсюда хорошо виден Тылайский камень.
Несмотря на высоту в тысячу метров, под ногами болото. Кроссовки моментально промокают. Рядом вершина Йова. На нее плывет облако с Конжаковского камня.
Объезжаем Йов и перед нами открывается Йовское плато. Вдоль дороги стоят десятки автомобилей. Неподалеку установлены палатки. Наиболее предприимчивые автолюбители заезжают прямо на зеленый ковер. От зеленого ковра лугов дорогу отделяют рвы, созданные для отвода воды.
На лугах расположены множество палаток. Вообще, установка на плато палатки достаточно сомнительное мероприятие. Дров здесь нет, да и уединения тут точно не найти. А ветер может подняться не шуточный. Но каждый волен выбирать то, что нравится.
Справа от дороги Северный Йов по склонам которого вниз устремляются водопады воды.
А слева Конжаковский камень, все еще скрытый от глаз. Интересно, что часть облаков набегает на него именно с провала.
От плато до вершины «Конжака» остается 4 километра относительно легкого подъема. Достаточно пройти к основанию и выйти на марафонскую трассу, отмеченную флажками. На трассе ни на минуту не остаешься один. Кто-то идет обратно, кто-то отдыхает, а кто, так же как и мы, спешит на верх.
Чем выше поднимаешься, тем более удивительные виды открываются вокруг. Вот уже под ногами Йов и горное озеро… Его практически не видно.
Хорошо видно как пролегает технологогическая трасса. Желтое пятно и есть будущее место для карьера. Вдоль дороги еле видны белые точки автомобилей. А мимо них, недовольно урча дизелями, ползут большегрузные самосвалы.
Севернее, за Йовом расположен Ощий камень. А вдали, на горизонте уже Пермский край. В сизой дымке можно разглядеть склоны Денежкиного камня.
Впервые на вершину «Конжака» поднялся русский академик И.И. Лепехин в далеком 1771 году. С тех пор вершина сильно изменилась. Здесь установлены флаги покорителей «Конжака», а так же гири и прочие результаты мозговой деятельности человека.
Ветер на вершине дует непрестанно. Несмотря на температуру +25 у подножья, на вершине спасает ветровка и брюки. Серебрянский камень уже не выглядит таким внушительным…
А вот Косьвинский не перестает удивлять своими размерами… Не удивительно, ведь он почти равен по высоте «Конжаку».
Вдоволь насладившись бескрайними просторами Урала, возвращаемся вниз. Впереди еще знакомство с провалом и горным озером.
…спускаюсь к Йовском провалу.
При спуске открываются ракурсы, которые пропустил при подъеме. Кстати, вы до сих пор считаете что технологическая трасса не портит видна Йовское плато?
Склон провала покрыт мелкими водопадами. А низина плато – сплошное болото. Идешь по зеленой траве, а под ногами бегут ручьи, которые питают Полдневую.
Сложно представить, что такие ущелья бывают и на Урале. Такие виды чаще встретишь на Кавказе.
Северный Йов менее многолюден, и здесь можно остаться наедине с горами. Когда вокруг нет никого, кроме каменных «мудрецов», время начинает идти по-другому. В голове появляется неспешность и тягучесть. В такие моменты невозможно оторвать взгляд от ускользающей в дымке полоски горизонта, которая манит новыми приключениями.
Высокогорное озеро на плато появилось не само по себе. Это результат раскопок платины. Раскопки давно закончились и оставили за собой такой вот памятник.
От озера прекрасный обзор на Конжаковский камень…
…и Северный Йов.
На этом месте и закончилось наше знакомство с Конжаком, уже затронутым цивилизацией, но все еще сохранившим свою величественность.
справка цена — купить медицинскую справку в екатеринбурге, купить медсправку