Обычно, когда речь заходит об истории создания того или иного города на Урале, можно к гадалке не ходить – начиналась она со строительства завода. С завода началось освоение земель Нижнего Тагила, Красновишерска, Верхней Салды, Красноуральска, Губахи и многих-многих других. А вот кудымкарцы уверены, что появление их города никак не связано с заводом – эту заслугу они отдают могучему богатырю Кудым-Ошу.
Кудымкарское городище
В письменных источниках первое поселение на месте современного Кудымкара упоминается в 1579 году, однако история освоения местных земель началась задолго до этого. Подтверждением тому стало обнаруженное исследователями древнее поселение в центре Кудымкара – ныне известное как Кудымкарское городище.
Считается, что уже в VII–XVII веках на 40-метровом выступе левого берега реки Кувы за частоколом стояли бревенчатые жилища предков коми-пермяков. Отстроено на пригорке поселение было не случайно – такое местоположение не только давало дополнительную защиту от вражеских племен, но и позволяло древним коми-пермякам быть ближе к Солнцу и богу-покровителю Ену.
Жители Кудымкарского городища занимались охотой, земледелием, вели торговые отношения, в основном с булгурами. Это считается официальной информацией, а вот дальше начинаются легенды и местные предания.
Согласно этим легендам жил когда-то могучий богатырь Кудым-Ош – именно ему суждено было основать город-предшественник Кудымкара. Долгие годы скитался Кудым-Ош по землям и лесам в поисках подходящих угодий для его людей. И набрел как-то на выступ крутого высокого берега реки Иньвы. Тогда богатырь выкрикнул: «Тут быть моему городищу!», переселился сюда со всем своим племенем и начал устраивать их быт. Считается, что в его честь и был назван город – Кудым-кар, то есть «поселение Кудыма».
Сын ведьмы и медведя
Отдельная легенда рассказывает о личности самого Кудым-Оша. По одной из версий он был сыном могучей колдуньи и медведя, по второй – его отцом был вождь рода иньвенских коми-пермяков. В то, что от медведя мог родиться человек, слабо верится даже в рамках легенды, поэтому некоторые полагают, что медведь – нечто вроде тотема их рода, священное животное, дающее силу.
После смерти отца Кудым-Ош был избран новым вождем, получив соответствующие знаки отличия – жезл и четырехугольное изображение медведя, которое всегда носил на груди.
Ни в одном из древнейших племен коми-пермяков не найти было человека той же силы, что Кудым-Ош. Говорили, что его невозможно было ранить топором, а если он все же получал ранение, то мог прижаться к земле и залечить тем самым раны. Также считается, что он мог вызывать бурю на реке, чтобы отогнать врагов от своего поселения.
Однако, в отличие от отца, Кудым-Оша интересовали не военные походы, а дальние торговые поездки, из которых он привозил вымененные на пушнину товары. Из одной такой поездки богатырь привез семена различных злаков и научил своих земляков выращивать хлеб. Им же были изготовлены первые железные орудия и придуманы лодки взамен устаревшим плотам. В общем, был он эдаким Прикамским Петром Первым.
Согласно легенде прожил Кудым-Ош 150 лет, хотя смерть приходила за ним намного раньше, но тогда, зная, что он еще нужен своему народу, богатырь прогнал ее. Когда время, наконец, пришло, Кудым-Ош повелел схоронить себя в долбленом кедровом гробу, опоясанном железными обручами, сказав, что когда-нибудь еще вернется на эту землю. И не соврал – с 2008 года стоит он в самом центре основанного им города, наблюдая за жизнью своих потомков. Правда, вернулся он в виде памятника, который горожане возвели в память о своем могучем предке.
А в 2011 году на одной из городских пятиэтажек появилось граффити с богатырем, нарисованное художником Александром Жуневым.