Большой Шигирский идол, найденный 5 февраля 1890 года в окрестностях Невьянска, по-прежнему остается великим незнакомцем. Созданный в дописьменную эпоху он будоражит воображение, но рожденные смыслы не могут быть в полноте ни подтверждены, ни опровергнуты, оставляя место новым научным теориям. Последние исследования, проведенные в Германии определили возраст идола в 11 000 лет, тем самым закрепив за ним право называться самым большим и самым древним деревянным сакральным изображением. Место, где когда-то был найден идол, вновь залило озеро, выпустившее когда-то вместе с торфом свою древнюю добычу.
Идол из воплощенного в дереве божества стал экспонатом. В советское время он тихо ждал, не слишком высовываясь, а после распада СССР неожиданно стал делать карьеру. К 2003 году у него первого появился свой зал в новом Музее истории Урала, который назвали Шигирская кладовая. Своё имя — Шигирский, идол позаимствовал у озера, ставшего торфяником, в недрах которого он был найден. Молчаливый идол, рот которого, как в удивлении открыт, не спешит нам рассказывать о себе.
Накануне Дня Шигирского идола мы решилиа задать несколько вопросов о том, как воспринимают этот артефакт уральцы. Спикерами стали журналисты, пиарщики, исследователи истории, архитекторы, люди того круга, который обычно называют лидерами мнений.
На вопросы, которые мы предложили, кто-то отвечал развернуто, кто-то обобщённо.
- Какой символический капитал для Вас содержит Шигирский идол?
- Каким символом этот артефакт может стать для позиционирования Екатеринбурга?
- Нужно ли переназвать артефакт?
- С чем бы вы сравнили идола?
- Если бы вы занимались исследованием этого артефакта, то чтобы вы хотели узнать о Шигирском идоле?
Семен Чирков, журналист редакции интернет портала «ЕТВ»
— Какой символический капитал для вас содержит Шигирский идол?
— Шигирский идол для меня – это материальное воплощение конкретики самого времени. Того, что история народов Урала – древняя. Это не Татищев с Де Гениным, она была еще до Крещения Руси. А доказательство – вот оно. Идол. Максимально конкретный. Цельный, а не какие-то черепки и реконструкции, которые сложно воспринять неспециалисту.
— Каким символом этот артефакт может стать для позиционирования Екатеринбурга?
— Символом того, что наши предки еще до египетских пирамид не в шкурах ходили. Что уже была своя цивилизация, культура и мифология. К том же Идол – это объект открытого кода. Его можно использовать, придумывая легенды, с ним связанные. Идол может войти, например, (на первых порах, в плане шутки) как субъект повестки. Как эксперт. Ему можно адресовать вопросы, а он – отвечать. На актуальные вопросы по решениям, влияющим на культуру или историю. Например, что думает Идол о сносе башни?
Так же считаю необходимым активнее использовать Шигирского Идола, его образы, в сувенирной продукции. Брелоки в виде Идола, открытки с его изображением Картины, комиксы, магнитики – да все что угодно. Чтобы житель страны, услышав про Екатеринбург, говорил: «А! это у вас самый древний в мире идол, да». Чтобы Идол, как некий маркер, стал вровень с Домом Ипатьева, например.
— Нужно ли переназвать артефакт?
— Нет. Это название уже прижилось. Как у нас, так и за границей.
— С чем бы вы сравнили идола?
— Со столбом Хамурапи, который еще предстоит расшифровать.
— Если бы вы занимались исследованием этого артефакта, то чтобы вы хотели узнать о Шигирском идоле?
— То, что значат символы, нанесенные на его поверхности. Все их трактовки. Мужчина идол или женщина. Приносили ему кровавые жертвы или нет. Он верховное божество или один из пантеона, а значит, можно предположить, что у него есть и коллеги-собратья, погребенные где-то в торфе.
Татьяна Мосунова, историк, исследователь городской среды
— Какой символический капитал для вас содержит Шигирский идол?
— Шигирский идол — позвоночник истории. Когда я его вижу, то представляю себе, что когда Нерон жег Рим идол уже был немолод, когда по приказу Владимира крушили капища, идол усмехался из воды, идол существовал, когда Колумб плыл к Америке, когда Кук высадился в Австралии, он был в то время, когда жил Леонардо. Был вполне совершенен. Он наглядный символ того, что люди устремлялись к Богу, хотели видеть его, иметь его близко. И эти люди жили не где-то в Аравийской пустыне, а у нас на Урале.
— Каким символом этот артефакт может стать для позиционирования Екатеринбурга?
— Сегодня идолу не хватает актуализации, хотя сотрудники музея, как огня боятся язычников и ритуалов, но сами сделали идола персонажем сакральной музейной истории. Именно эта сакральность мешает увидеть в нем реальный стержень позиционирования города. Город, в котором живет самый древний идол? Почему нет?
— Нужно ли переназвать артефакт?
— Со своим именем Большой Шигирский идол пока не сделал внятной карьеры, но, наверное, победит консервативное желание оставить все как есть. У меня нет нового названия для него, но я бы с интересом послушала других.
— С чем бы вы сравнили идола?
— Идол у меня вызывает ассоциацию с идолами с острова Пасхи, такой же непонятный.
— Если бы вы занимались исследованием этого артефакта, то чтобы вы хотели узнать о Шигирском идоле?
— Мне бы хотелось узнать были ли у него товарищи, сохранился ли след культа этого божества в более позднее время.
Полина Иванова, автор «Путеводителя по Екатеринбургу»
— Какой символический капитал для вас содержит Шигирский идол?
— Я очень мало знаю о шигирском идоле. Я ни разу его не видела и мне на самом деле от этого неловко. Но могу сказать, что это довольно закрытый артефакт, я знаю, что билет туда стоит дорого и на ночь музеев он обычно закрыт.
— Каким символом этот артефакт может стать для позиционирования Екатеринбурга?
— Мне символически шигирский идол очень импонирует — мне кажется это история не столько про древние цивилизации, которые жили на Урале, сколько про повальное увлечение археологией во время серебряного века. В Европе копали Трою А у нас – торфяники.
Мне кажется нам не хватает всей этой романтизации и литературы зайти именно уральской археологии. Члены УОЛЕ — это такие Индиана Джонсы.
И в этом то, чем он может стать — не только символом полумифической цивилизации, о которой мы знаем очень мало и вряд ли узнаем больше, а символом этого серебряного века, когда люди были романтичны и любознательны, впервые заинтересовались историей.
— Нужно ли переназвать артефакт?
— С чем бы вы сравнили идола?
— Если бы вы занимались исследованием этого артефакта, то чтобы вы хотели узнать о Шигирском идоле?
— Отвечая коротко на последние три вопроса: нет, я бы не стала его переименовывать, но сформулировала бы в одном предложении его ценность, чтобы можно было говорить «шигирский идол — это пирамиды Урала», или «это самая важная археологическая находка Российской империи».
Я вообще очень боюсь и не люблю всяких инсинуаций на тему гиперборейцев, арийцев древних славян на мамонтах, которые построили Асгард. И к сожалению сегодня любая попытка в России заниматься популяризацией археологии утыкается в эту эзотерику. Меня очень радует, что шигирский идол пока ею не затронуть. Я бы хотела больше узнать об истории его поисков и обретения.
Дмитрий Москвин, руководитель образовательных программ Уральского филиала ГЦСИ
— Какой символический капитал для Вас содержит Шигирский идол?
— Этот артефакт позволяет говорить о как минимум 15-тысячелетней истории Урала. Он выступает точкой начала большого нарратива об Урале как пространстве обитания разных цивилизаций и культур. Идол превращается в хранителя Урала.
— Каким символом этот артефакт может стать для позиционирования Екатеринбурга?
— Символом Екатеринбурга как столицы Урала. А если еще выстроить маршруты к местам стоянок древнего человека вдоль Исети в границах современного Екатеринбурга, то мы получаем возможность говорить об Екатеринбурге уже не в логике 300-летия города, а как об обжитом тысячелетиями месте. Идол как символ обжитости Среднего Урала и Исети. Он снимает вопрос о том, что мы здесь случайные временщики, наследники бежавших и сосланных.
— Нужно ли переназвать артефакт?
— Нет. Скорее надо сформировать миф о шигирских торфяниках, сделать Шигирь узнаваемым местом и в будущем – туристическим аттракционом.
— С чем бы вы сравнили идола?
— С артефактами, оставшимися от индейцев в Центральной Америке. С арийскими следами в Индии. Со скульптурами с острова Пасхи.
— Если бы вы занимались исследованием этого артефакта, то чтобы вы хотели узнать о Шигирском идоле?
— Организацию жизни людей на Урале. Их культуру, верования. Откуда они пришли и куда ушли. Что их история позволяет понять об Урале и нас здесь.
Слава Солдатов, главный редактор интернет-портала It’s My City
Я отвечу не на вопросы, а скорее выскажу мысли по поводу: Думаю, что буду выглядеть невеждой, но сейчас Шигирский идол никакого символического капитала для меня не несет. Это просто один из экспонатов музея (который, кстати, в музее нужно смотреть за отдельную плату). И сейчас эта его музейная жизнь никак не встроена в жизнь городскую – он не рассказывает истории о городе, да и город пока не может представить его как следует.
Его нужно «вытащить» из музея, сделать с ним то, что проделали с творчеством Бажова в Уральском ГЦСИ, посмотрели на него со стороны современного искусства и современной же мифологии.
Марина Чеботаева, директор Краеведческого Фонда «Наш Урал», автор проекта «Двигаем Урал в России и мире»
— Если бы я занималась исследованием идола, чтобы я хотела узнать о Нем?
— Я не владею методами исследования археологических находок и поэтому мне трудно представить, что бы я хотела узнать, вернее, что реально можно узнать в процессе такого исследования. Но, так или иначе, я бы хотела понять для каких целей использовался шигирский идол, был ли он главным идолом в этом поселении или одним среди равных, какую роль играл этот идол в жизни людей, какие ритуалы происходили вокруг этого идола, был ли это добрый бог , был ли это злой бог, насколько люди глубоко верили в него. Какие конкретно действия люди производили рядом с этим идолом. Но, честно скажу, шигирский идол сам по себе так будит воображение, что многие вещи можно себе представить.
— Нужно ли переназвать шигирского идола?
— Конечно, для иностранцев и само написание «шигирский идол» на английском, на немецком, итальянском, французском и т.д. сложновато. Но, на мой взгляд, раз уже более 120 лет шигирский идол известен в мире под этим именем, то переназывать его не стоит. Придется тем, кто хочет о нем рассказать, выучить трудно произносимое «шигирский идол».
— Нужно ли использовать шигирского идола для увеличения узнаваемости Екатеринбурга в мире?
— Безусловно нужно, единственное сомнение, которое у меня возникает в настоящий момент: какой потенциал для развития имеет «шигирская кладовая» в том виде, в каком она существует сегодня, (но я хочу сказать, что о музейные работники сделали максимум, из того, что было возможно сделать в данном пространстве). Сегодняшнее помещение «шигирской кладовой» слишком маленькое для артефакта такого масштаба. Мы ведь говорим об единственной в мире деревянной скульптуре возрастом в 11 тысяч лет. Но кроме «шигирского идола» в музее археологии есть огромное количество материала, который достоин современного представления публике.
Было бы неплохо создать и построить специально для шигирской кладовой отдельный большой современный музей с использованием всех современных методов подачи материала . На самом деле, средний человек не обладает большим воображением, особенно человек, который не знаком с археологией, чьим предметом изучения является найденный артефакт, и чтобы разбудить воображение и дать обычному человеку ясное понимание того, насколько ценной находкой является шигирский идол и другие находки из того же времени, надо красиво и всесторонне презентовать имеющийся научный материал. Путем исторической реконструкции показать развитие и изменение в течении тысячелентий территории, на которой жили люди, создавшие идола, это же были охотники и рыболовы, показать, как они жили и т.д..
Музей может стать привлекательным объектом для большого количества туристов хотя бы потому, что в нем даже проходимость будет выше, чем через сегодняшнюю небольшую кладовую. Мы же знаем, что благодаря раскопкам на уральских торфяниках количество артефактов ежегодно увеличивается. Любой артфакт имеет как научную, так и туристическую ценность . Так вот, если научная ценность шигирского идола и всех находок того времени из шигирский кладовой безусловна, то туристическую ценность еще нужно создать.
Если рассматривать символический капитал, как капитал признания, как авторитет и источник уважения, то безусловно, символический капитал у шигирского идола — огромный. Научно доказанный возраст шигирского идола — 11000 лет, это реально уникальный возраст для деревянных конструкций, а самое главное, что подобных находок в общем-то в настоящий момент нет на территории всего евразийского континента. Екатеринбургу и Свердловской области, Уралу очень сильно повезло, что вот так сложились обстоятельства, что в наших торфяниках, в наших озерных сапропелях, в наших песках под сапропелями не только неплохо сохранился шигирский идол как деревянная скульптура, самая древняя и большая в мире, но и сохранилось много других артефактов, которые при умелом использовании многократно увеличат символический капитал шигирского идола.
Мне не с чем сравнить большого идола — он уникален.
Исследователь Сысерти, депутат Думы Сысертского городского округа VI созыва, Александр Савичев
— Какой символический капитал для Вас содержит Шигирский идол?
— Каким символом этот артефакт может стать для позиционирования Екатеринбурга?
— Шигирский идол — это как малахит, Демидовы, Урал — опорный край державы, Турчаниновы, Бажов, граница Европы и Азии — все, что первое представляется в голове, когда говоришь «Урал». Это символ цивилизации, которая здесь была, когда другие ещё «ползать» только учились. Поэтому ЭКСПО-2025, должно быть у нас – заслуженно
— Нужно ли переназвать артефакт?
— Как говорится, не дай бог, чтобы кто-то попытался переименовать в «Свердловский» идол. Тут если подумать, у пирамид тоже есть названия, но их называют Египетскими. Если идол бы тоже называли «Уральским». Шигирский идол — памятник 11 тысячелетней цивилизации Урала
— Если бы вы занимались исследованием этого артефакта, то чтобы вы хотели узнать о Шигирском идоле?
— Если бы исследовал — было бы интересно, а в Сысерти этот народ, создавший идола, не оставил о себе «памятные знаки»?
Директор фонда “Культурный транзит” Евгения Никитина
— Какой символический капитал для Вас содержит Шигирский идол?
— Возраст идола — это участие территории во всемирной истории, которое началось не триста лет назад. Это наша страничка в мировом культурном наследии. Не такая уж и мелочь.
— Каким символом этот артефакт может стать для позиционирования Екатеринбурга?
— Символом древних корней, многонациональности, самобытности. Древность «не как у всех» ))) К тому же вертикаль идола — отличная форма для разного рода сувениров) — ручек, закладок, зонтиков и пр., а также паблик-объектов. Мелочь, но узнаваемый мерчендайз — великое дело для продвижения территории.
— Нужно ли переназвать артефакт?
— Ни в коем случае не менять ему имя))) Оно же всем понятно!, включая иностранцев
— С чем бы вы сравнили идола?
— Идолу нужна мистификация))) Как мумиям. Истории про него должны существовать в детской и поп-культуре))
— Если бы вы занимались исследованием этого артефакта, то чтобы вы хотели узнать о Шигирском идоле?
— Я не буду изучать идола, но очень интересно, когда и зачем он возник, что за легенды окружали его при рождении.