Даже далёким от музыки людям известны имена великих скрипичных мастеров: Антонио Страдивари, Николо Амати, Жана Батиста Вийома или Джузеппе Гварнери.
Не каждая страна может похвастаться создателями музыкальных инструментов, которые и сегодня покоряют человеческие сердца своими безукоризненными формами и бесподобным звучанием мелодий, сыгранных на них.
В Российской империи конца XIX – начала XX века тоже был свой мастер, или,
как его называли современники — русский «Страдивариус».
Но не скрипки и альты, а русские народные инструменты – балалайки и мандолины, принесли ему славу и известность. Сегодня имя балалаечных дел мастера Семёна Ивановича Налимова больше известно только специалистам и большим любителям русской народной музыки.
В числе созданных им струнных инструментов – балалаек, домр, гуслей звончатых, есть уникальные образцы, по полноте и певучести тона, не имеющих себе равных и сегодня.
Но начну я свой рассказ издалека, обратившись к далёкому прошлому.
20 марта 1888 года вошло в историю отечественной музыкальной культуры как день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов.
В этот день в Санкт-Петербурге, в зале Городского кредитного общества состоялся первый публичный концерт коллектива энтузиастов — балалаечников под управлением Василия Андреева, который назывался «Кружок любителей игры на балалайках».
Это было началом славного, поистине блистательного пути к созданию истинно русского оркестра.
Через три года, в 1891 г., состоялось первое гастрольное турне по городам России, а в 1892 году ансамбль впервые выехал за границу — в Париж. Стоит отметить, что популярность коллектива в России росла в геометрической прогрессии.
Результатом музыкальной деятельности Андреевского коллектива было создание во многих российских городах оркестров народных инструментов.
Но Андреев прекрасно понимал, что мастерство музыкантов во многом зависит от
инструментов, на которых они играют. И вот тут, я считаю, Андрееву повезло. Он встретил человека, который обогатил русские народные инструменты изящной формой и красками нового звучания.
Отдыхая в 1894 году в собственном имении в сельце Марьино, неподалеку от старинного русского города Бежецка, в Тверской губернии, Василий Андреев
однажды увидел художественно инкрустированную мебель, отличавшуюся тонкостью изготовления, изяществом и редким вкусом.
А потом он познакомился с её создателем, замечательным мастером, столяром — краснодеревщиком Семёном Ивановичем Налимовым.
И уже через год Налимов приступил к работе в мастерской, организованной
Андреевым в своём имении, первоначально по изготовлению мебели, а затем и концертных инструментов.
Семён Иванович Налимов родился 1 февраля 1857 года в Выльгортской волости, в Сретенском погосте (сегодня село Выльгорт, Республика Коми), Усть-Сысольского уезда, Вологодской губернии в коми-зырянской семье Ивана Ивановича и Анны Матвеевны Налимовых.
Кроме Семёна в семье были – старший брат Алексей и младшие сёстры Евдокия, Анна и Мария. Отец — государственный крестьянин, занимался кузнечным делом, кроме этого семья Налимовых имела доходы от «извоза на станциях», то есть занималась перевозкой грузов, почты и пассажиров между почтовыми станциями.
Семен же выбрал плотницкую и столярную работу, которой традиционно занимались его односельчане.
23 ноября 1878 г. С.И. Налимов был призван на военную службу и зачислен в Усть-Сысольскую штатную воинскую команду.
В июле 1880 г. он был командирован в учебную команду 82-го резервного пехотного батальона в Вологду, из которой возвратился в Усть-Сысольск в мае 1881 года.
В июле 1881 года он был произведен в унтер-офицеры, а в июне 1883 г. — старшие унтер-офицеры.
22 марта 1884 года Налимов был уволен в запас. После возвращения домой, в 1886 г., в поисках заработка Семён Иванович отправляется на отхожий промысел и уезжает из родного села в Тверскую губернию.
Здесь, в деревне Кузнецово Лугининской волости Вышневолоцкого уезда, он нанимается плотником на постройку дома в имении Услада. Тогда же он начинает выполнять различные заказы по изготовлению художественно
инкрустированной мебели.
Чуть меньше десяти лет живёт Налимов в Кузнецово, выполняя столярные и плотничные работы, пока не знакомится с В.В. Андреевым.
Первый пробный заказ С. И. Налимову от В. В. Андреева был на балалайку приму. Результат превзошёл все ожидания.
Один из участников оркестра Андреева, Николай Штибер писал, что изготовленная Налимовым по рисункам и чертежам, составленным Андреевым, первая прима-балалайка представляла собой в буквальном смысле шедевр
искусства.
Изготовленная мастером-самоучкой балалайка по красоте своих форм, полноте и певучести тона превосходила всё то, что Андрееву доводилось получать из рук столичных мастеров — профессионалов.
Затем Налимовым были изготовлены и другие балалайки (дискант, альт, бас и контрабас).
В 1896 году С.И. Налимов изготовил по чертежам В.В. Андреева первую усовершенствованную домру. Вот так мастер-самоучка Семён Налимов становится во главе созданной Андреевым экспериментальной мастерской в селе Марьино по выделке образцовых концертных инструментов.
В 1898 г., к 10-летнему юбилею Андреевского оркестра, Налимов изготовил комплект из 16 инструментов.
В 1900 году с 15 апреля по 12 ноября в Париже проходила Всемирная выставка. Заявка на участие в ней было подана и В. Андреевым. По Классу музыкальных инструментов, впервые парижской публике были представлены древне-русские народные музыкальные инструменты и усовершенствованные по ним В. В. Андреевым балалайки, домры, гусли, жалейки, духовые свирели.
Вместе с Андреевым в выставке принимал участие его Великорусский оркестр. Пояснительным руководством к экспонируемым инструментам и концертным выступлениям оркестра служила написанная Андреевым на французском
языке специальная брошюра «Национальные инструменты в России» с приложенным к ней «Каталогом старинных музыкальных инструментов русского народа, усовершенствованных Андреевым». Как экспоненту, представившему инструменты на выставку, Андрееву была присуждена Золотая медаль.
Несмотря на то, что Золотая медаль фактически была присуждена Андрееву, он все же считал, что заслуга в ее получении полностью принадлежит С.И. Налимову.
В многочисленных статьях, посвящённых Налимову, говорится о
том, что за изготовленные инструменты из Андреевской экспозиции ему на выставке была присуждена бронзовая медаль, а его помощник удостоился Почётного отзыва.
К сожалению документов, подтверждающих эти награждения, я так и не нашёл. Единственным документом о наградах русской экспозиции на выставке, в полноте и достоверности которого я не сомневаюсь, является брошюра «Россія на Всемірной Выставкѣ въ Парижѣ въ 1900 г.», издание И. Шустова.
После успешных выступлений на Парижской выставке оркестр много гастролирует по городам Российской империи. В 1908 году – гастроли в Германии, 1909 год – в Англии, 1910 год – вновь Германия, Англия и Франция, а в 1911 году – поездка в США и Канаду.
К этому времени в состав оркестра были введены домры различных размеров и щипковые гусли, что несомненно обогатило оркестровое звучание новыми красками. Это уже был полноценный оркестр, состоящий из музыкальных инструментов, издавна бытовавших в русском народе, — Великорусский оркестр.
Практически все инструменты для оркестра были изготовлены С. Налимовым. Из рук мастера вышли балалайки — альт, бас и контрабас, и замечательные
по звучанию, с красивым певучим звуком, домры.
Известный русский композитор и этнограф Н. И. Привалов писал: «Можно с полной уверенностью сказать, что Великорусский оркестр никогда не доведен был бы до настоящей степени инструментального совершенства, если бы Андрееву не посчастливилось встретить и завербовать себе С. И. Налимова».
Налимов С.И. действительно был непревзойденным и общепризнанным мастером по производству струнных народных инструментов.
О высоких музыкальных качествах инструментов великого мастера говорят и награды, которых были удостоены его инструменты.
В 1906 году, в Санкт-Петербурге, в здании Соляного городка открылась Первая Всероссийская выставка музыкальных инструментов «Музыкальный мир».
Как писала тогда газета «Петербургский листок»:
«Обширное помещение все занято богатыми витринами с различными
музыкальными инструментами. Все лучшие музыкальные фабрики дали на выставку свои произведения. Целый день на выставке играют оркестры музыки, а вечером огромный струнный оркестр исполняет серьезные музыкальные
произведения. Выставку посещает масса публики».
На выставке были представлены и музыкальные инструменты, изготовленные Налимовым. И, как сообщал тот же «Петербургский листок» от 5 февраля 1907 г., по итогам выставки «Большие золотые медали удостоились получить… — В.В. Андреев и С.И. Налимов, за усовершенствования в народных инструментах».
Два десятилетия продолжалось творческое содружество Андреева с Налимовым и их совместная работа над строем, тоном и внешней формой русских народных инструментов.
Прототипы восстановленных великорусских инструментов расходились тогда по всей России и служили образцами для всех музыкальных мастеров этой области
инструментального дела. Инструменты конструкции С.И. Налимова были взяты в качестве образцов для производства русских народных музыкальных инструментов на фабриках в СССР.
В 1911 году, по представлению В.В. Андреева, за создание высококачественных музыкальных инструментов Налимов был удостоен звания Потомственного почетного гражданина.
А в мае 1915 г. в «Правительственном вестнике» было напечатано сообщение о награждении Налимова золотой медалью «За усердие» с ношением на шее на Александровской ленте.
В 1916 году Семён Иванович Налимов серьёзно заболел. Андреев проявил заботу о мастере и перевез его в Петроград, в больницу на лечение.
22 августа 1916 года С.И. Налимов умер и был похоронен на «литераторских мостках» Волковского кладбища в Петрограде. В 50—60-х годах прошлого века, проводилась чистка и реконструкция кладбища в результате которых, к сожалению, место захоронения Налимова было утрачено.
После смерти Налимова С.И. его инструменты находились в оркестре Андреева, а также у частных лиц — профессиональных музыкантов.
В 1942 году, во время блокады Ленинграда инструменты Налимова вместе с библиотекой и архивом Андреева были перевезены на специальном самолете в Москву.
А после войны часть их была возвращена в Ленинград и находится сейчас в Шереметевском дворце — Музее музыки, где собрана самая большая
коллекция балалаек, домр и гуслей Семена Налимова; на его инструментах играют артисты Государственного академического русского оркестра имени Василия Андреева.
Часть налимовских инструментов была оставлена в Москве, находятся сейчас во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М. И. Глинки и в Национальном академическом оркестре народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Всего Налимовым изготовлено около 300 инструментов, из них около 70 — для оркестра В.В. Андреева. Много инструментов Налимова С.И. имеется у частных
лиц — как у музыкантов, так и коллекционеров.
Инструменты Налимова сейчас уже музейная редкость.
Не забыли о своём земляке и бережно сохраняют память о Семёне Ивановиче Налимове на его родине в селе Выльгорт, в Республике Коми.
Его именем в селе названа музыкальная школа, а в сквере перед ней в 2005 г. установлен памятник замечательному мастеру.
На фасаде Сыктывдинского районного дома культуры С.И. Налимову установлена памятная доска.
Текст: В. П. Гирин