Если из истории убрать всю ложь, то это совсем
не значит, что останется одна только правда.
В результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец
Желание написать статью о первом коми лётчике Петре Анисимовиче Истомине зрело у меня давно, только вот как-то руки не доходили. Да и информации о нём было совсем немного. Несколько раз начинал и бросал работать с имеющимися материалами. Но видимо пришло время осмыслить всё, что написано об Истомине и разложить всё по полочкам. Нового я ничего не придумал, только детализировал кое-какие моменты его жизни и постарался очистить от авторских фантазий и идеологической шелухи некоторые факты его биографии.
Первая информация о лётчике Истомине появилась в 60-70-х годах прошлого столетия. О своём герое-земляке Петре Истомине жители села Усть-Ухта, Ухтинского р-на Коми АССР (сегодня Сосногорский р-н, Республика Коми), узнали из изысканий писателя — краеведа Николая Дмитриевича Кустышева. По его инициативе герою-лётчику в Усть-Ухте была торжественно открыта памятная мемориальная доска. 31 августа 1973 года в короткой заметке об этом событии сообщила газета «Правда».
Сегодня эта мемориальная доска хранится в Краеведческом музее села Усть-Ухта.
В 1980 году в Сосногорской районной газете «Заря Тимана» Кустышевым была опубликована серия статей об Истомине, с короткой биографией, описанием его участия в революции и героической гибели от рук белогвардейцев. В статьях последующих авторов биографические подробности жизни Петра Анисимовича Истомина переписывались с этих статей под копирку и в геометрической прогрессии обрастали как фантастическими, так и идеологически выдержанными подробностями. И выросла большая развесистая клюква.
Вот только некоторые перлы из разных статей об Истомине, найденных мной на бескрайних просторах инета.
— Петр Истомин родился в 1891 году в Усть-Ухте в бедной крестьянской семье. В 14 лет, окончив четыре класса церковно-приходской школы, ушел в тайгу промышлять зверя. Через год он устроился на нефтяные промыслы, вырос до бурового мастера (где то написано что только готовился им стать). А ещё его «тянуло к технике» и сам Гансберг «сразу приметил любознательного местного парня Петра Истомина, который устроился в экспедицию сезонным рабочим». Гансберга здесь пристегнули, видимо, для солидности и придания статье исторической достоверности.
— Осенью 1912 года Истомина призвали в армию. Новобранец шел пешком сначала до Усть-Цильмы, а потом еще тысячу километров до Архангельска.
Вот он, новый Ломоносов. Пешком. Тысячу километров. Это сильно, если не знать, что ижемцы активно передвигались на лодках по рекам, заменявшим им дороги. До Архангельска наш призывник добирался, скорее всего, следующим образом: — из Усть-Ухты по реке Ижме самостоятельно плыл на лодке на сборный пункт в волостной центр Кедвавомский, оттуда, опять же по Ижме, уже в составе сборной команды, на призывной участок в уездную Усть-Цильму, оттуда по Ижме на баржах или на пароходе в устье реки Печоры, а оттуда пароходом до Архангельска. Или ещё один вариант: — из Усть-Цильмы по Печорскому тракту до села Койнас, от него по дороге на лошадях до города Мезень, а там, на пароход и в Архангельск. А историографам неплохо было бы ознакомиться с существовавшим в то время в Российской империи порядком призыва на службу в армию. Очень советую почитать «Уставы о воинской повинности» (Свод законов Российской империи, том IV, книга I, изд.1897г.), где чётко прописана вся процедура призыва, и путь новобранца от сборного пункта до воинской части.
— Осенью 1913 года Истомина призвали в армию, направили в Кронштадтскую школу машинистов. К началу первой мировой войны он уже служил старшим машинистом на эскадренном миноносце «Сильный». После переподготовки в артиллерийской школе младшего комсостава Петр был назначен командиром башенного орудия на крейсер «Витязь» и с августа 1914 года числится моторным унтер-офицером 1-й статьи.
Автор, наверное, не задумывался о том, что написал. Посмотрите, как интересно получается: Истомина призвали осенью 1913г. (ежегодный призыв производился повсеместно с 1 октября по 1 ноября), Первая мировая война началась 1 августа 1914г. И как это он за 9 месяцев успел окончить Машинную школу Балтийского флота, послужить старшим машинистом на миноносце «Сильный», снова отучиться в Учебно-артиллерийском отряде Балтийского флота и получить назначение командиром башенного орудия на крейсер «Витязь». И как то надо определиться – он машинист или артиллерист, или, всё-таки, машинный унтер-офицер 1 статьи.
К сведению: Обучение в Машинной школе Балтийского флота для подготовки машинных унтер-офицеров производилось в течение двух семестров: Первый год обучения, 1-й сем.- с ноября по апрель следующего года, — переводные экзамены; летняя практики на учебных судах и в своих экипажах; Второй год обучения, 2-й сем.- с октября по апрель,- и выпускной экзамен. Всего полтора года.
Как готовили специалистов для флота можно прочитать в небольшой книжке с длинным названием, выпущенной в 1910 году: «Краткій историческій очеркъ учрежденія и дѣятельности Машинной школы Балтійскаго флота въ горъ. Кронштадтѣ 1885 — 1910 г.г.».
— В 1914 году в крупном сражении на Балтике против германского флота Истомин участвовал уже как командир башенных орудий (командиром башенных орудий был только офицер). За бой возле острова Даго награжден медалью «За боевую доблесть». Среди царских наград такой медали нет.
Читая статьи об Истомине, мне показалось странным, что никто из авторов не удосужился написать, какой чин имел наш герой и каких наград был удостоен. Давайте устраним этот недочёт. Посмотрите на замечательную фотографию Петра Истомина. На плечах у него погоны боцманмата.
Для справки: Боцманмат (от нидерл. Boοtsmansmaat — досл. «помощник боцмана») — унтер-офицерское воинское звание строевого состава, существовавшее в русском флоте и во флотах ряда стран мира, а также существующее в ВМФ ряда современных государств. В российском императорском флоте воинское звание боцманмат строевого состава (рулевые, сигнальщики и т. д.) соответствовало званию унтер-офицер 1-й статьи в категории корабельных специалистов.
На груди у Истомина две медали. При внимательном рассмотрении, по лентам на колодке, можно определить, что это Георгиевская медаль IV степени «За храбрость» и серебряная медаль «За усердие» на ленте ордена Св. Станислава. Значит служил Пётр Анисимович честно и воевал храбро.
А ещё мне было интересно узнать, как у моряка Петра Истомина появился интерес к авиации. Чтобы ответить на этот вопрос расскажу о крейсере «Витязь», на котором он проходил службу. Немного длинная, но полезная информация.
Спуск крейсера «Витязь», построенного на 70% на воду, состоялся 26 октября 1906 года, для достройки на плаву. Достройка по ряду причин затянулась на долгие 7 лет, когда, наконец, в 1913г. крейсер был отправлен на переоборудование в гидроавиатранспорт на Балтийский завод. 6 мая 1914 года гидроавиатранспорт «Витязь» вышел на испытания, которые успешно завершил 28 июля 1914 года. Корабль имел вооружение: 130 мм орудия — 6шт. , 75 мм орудия — 6шт., 76 мм зенитные орудия — 4шт, 6 пулеметов, 10 гидроаэропланов типа М-5 или М-9. С 1914 года по 1916 год «Витязь» принимал активное участие в боевых операциях Балтийского флота, а его гидросамолеты бомбили немецкие суда и обеспечивали разведку в интересах флота и армии.
В июле 1916 года было принято решение переоборудовать «Витязь» в носитель сухопутных аэропланов. После переоборудования на нем размещалось 8 истребителей «Сопвич-Кемел» и 4 лодки М-9. В процессе переоборудования на «Витязе» была установлена полетная палуба. Взлет истребителей осуществлялся с помощью катапульты, взлет гидросамолетов осуществлялся путем закрепления на катапульте специальной тележки. Артиллерийское вооружение осталось прежним.
Смею предположить, что именно служба на гидроавиатранспорте дала толчок желанию Истомина стать морским лётчиком и летать.
— Затем опять Кронштадт, военная школа бортмехаников воздушных аппаратов. В сентябре 1917-го морской летчик Истомин с авиабазы в Ревеле полетел на разведку в германский тыл. При возвращении у гидроплана кончилось горючее. Летчик тогда чудом спасся, спланировав на крону дерева. 70 верст он добирался пешком до Ревеля, где доложил командованию, что немцы готовят наступление.
И опять авторские фантазии для героизации личности Истомина. До октябрьского переворота 1917 года морских летчиков готовили Петроградская (Ораниенбаумская) и Бакинская школы морской авиации и Морская школа высшего пилотажа и воздушного боя в Красном Селе под Петроградом. Набор будущих лётчиков осуществлялся из состава офицеров флота, а также вольноопределяющихся (охотников флота) из числа гражданских лиц, имеющих достаточную техническую подготовку. В начале Первой мировой войны Положением «О Службе авиации в Службе связи» (приказ по флоту и морскому ведомству № 269 от 16 августа 1914 г.) были сформулированы крайне высокие требования к будущим морским лётчикам: «…только по добровольному согласию, пребывание кандидата не менее двух лет в офицерских чинах, но не старше штабс-капитана, хорошее состояние здоровья, молодой возраст». Думаю, что Истомин, скорее всего, получил специальность бортмеханика, но ни как не пилота. Нижних чинов, каковым он являлся, в офицерские школы морской авиации не принимали.
— В июле-августе 1918 года на Северной Двине сложилась напряженная обстановка: интервенты оккупировали Архангельск, создалась угроза захвата Котласа и железной дороги Котлас – Пермь, что дало бы возможность соединиться армиям интервентов и Колчака для совместного наступления на Москву и Петроград. 12 августа 1918 года В. И. Ленин отправил в Вологду телеграмму М. С. Кедрову и в управление воздухоплавания в Петрограде о немедленной отгрузке двух аэропланов для защиты Котласа. С аппаратами было предложено отправить лучшего летчика. Для сопровождения самолетов были назначены комиссар С. В. Пономарев и летчик П. А. Истомин.
В статьях о революции и гражданской войне, написанных в годы советской власти, авторы редко обходились без «зоркого взгляда Ильича», и героя-революционера — члена партии большевиков, обязательно штурмовавшего Зимний дворец и выполнявшего поручения В.И. Ленина. Здесь как раз такой случай. Автор видимо решил, а почему бы Истомину не поучаствовать в сопровождении аэропланов для борьбы с наступающими войсками интервентов Антанты в направлении Вологды и Котласа. Для того чтобы поставить точку над i в этом вопросе приведу два документа:
Распоряжение от 9 августа 1918 г. командующего морскими силами Республики В. М. Альтфатера Начальнику Морского Генерального штаба Е.А. Беренсу:
«По приказанию председателя Совнаркома, переданного мне Высшим Военным советом, благоволите самым экстренным образом, минуя все препятствия, отправить все три готовых и погруженных уже на платформы аппарата гидробеломорского отряда в Вологду. Гидро должны быть снабжены летчиками, бомбами и прочими материалами, необходимыми для действия аппаратов».
А вот та самая телеграмма от 12 августа 1918 г. В. И. Ленина в Вологду командующему Северным фронтом М. С. Кедрову:
ТЕЛЕГРАММА М. С. КЕДРОВУ
Секретная
Вологда Губисполком, Кедрову
Вред Вашего отъезда доказан отсутствием руководителя в начале движения англичан по Двине. Теперь Вы должны усиленно наверстывать упущенное, связаться с Котласом, послать туда летчиков немедленно и организовать защиту Котласа, во что бы то ни стало.
Предсовнаркома Ленин
Обратите внимание на даты в документах и на то — кто, кому, куда и о чём писал. И ни слова о лучшем лётчике Истомине и комиссаре Пономарёве.
— Доставив самолеты в Котлас, Петр возвратился в Петроград, поступил в Ропшинскую школу высшего пилотажа. Он имел хорошую начальную авиационную подготовку и уже 4 октября 1918 года выполнил зачетный полет при школе морской авиации Балтийского флота и до 20 октября сдал все практические экзамены. Начальник управления морской авиации своим письмом № 5151 ходатайствовал об утверждении П. А. Истомина в звании морского летчика.
Интересно, кто первый придумал Ропшинскую школу высшего пилотажа. Эта нелепая чушь кочует из статьи в статью. Ну не было такой школы, это чистая выдумка одного из авторов статей об Истомине. В 1917-1918г. в Петрограде лётчиков готовила Морская школа высшего пилотажа и воздушного боя в Красном Селе под Петроградом.
В связи с неблагоприятной военной обстановкой, 7 марта 1918 года школа из Петрограда была переведена в Нижний Новгород. Однако, ситуация на фронте вызвала острую необходимость в подготовке лётного состава для защиты Петрограда с воздуха. Исходя из этого, Приказом по Военно-Морскому флоту от 11 ноября 1918 года №-769, на Крестовском острове в Петрограде была открыта новая школа морской авиации по обучению летчиков, авиамехаников, получившая наименование «Школа морской авиации им. Л.Д. Троцкого». Её задачей была подготовка в короткие сроки морских летчиков из числа авиамехаников. Вы обратили внимание на даты: «…4 октября 1918 года выполнил зачетный полет» и «… до 20 октября сдал все практические экзамены». Интересно, где это он летал и где сдавал экзамены, если Красносельская школа уже уехала в Нижний Новгород, а «Школа морской авиации им. Л.Д. Троцкого» ещё не открылась. Уверен, что в последней, с ноября 1918 г., и учился лётному мастерству авиамеханик Пётр Истомин. Этому есть подтверждение, о котором я расскажу ниже.
— Вот самая трагическая страница в биографии Петра Истомина: «Зимой 1918 года сложилось тяжелое положение на Восточном фронте Республики Советов. Армия Колчака перешла Урал и готовилась к захвату центральных районов страны. В связи с напряженной обстановкой школа высшего пилотажа выпустила курсантов досрочно. С торжественного митинга летчики направились на фронт. Выступая на митинге, Петр Истомин сказал, что красные летчики не пожалеют сил, а если понадобится, и жизни, во имя счастья народа, во имя пролетарской революции. Петр вновь доставлял в Вологду и Котлас самолеты для защиты Северных рубежей Советской Республики, летал совсем рядом с родными местами: Котлас, Печорский район, родная река Вычегда. Воздушная эскадрилья, в которой служил П. А. Истомин, оказала большую помощь красным дивизиям Восточного фронта Красной Армии. 16 мая 1919 года два экипажа получили задание на глубокий рейд на гидропланах М-9 по тылам противника для разведки состава его флотилии на реке Кама восточнее Ижевска. На первом самолете находились летчик П. А. Истомин с механиком Онуфриевым, на втором самолете летели пилот П. Ф. Дмитриев с механиком Двойных. Экипажи попали под пулеметный обстрел с белогвардейского боевого катера. Первым вышел из строя самолет П. Ф. Дмитриева, и он пошел на вынужденную посадку, стараясь уйти подальше от катера. П. А. Истомин решил выручить боевых товарищей и тоже пошел на посадку с намерением забрать их, но и его самолет получил несколько пробоин и повреждений от пулеметных очередей. О взлете уже не могло быть и речи. Экипажи срочно топили в воде вооружение, приборы, карты, документы. Вскоре самолеты затонули, и авиаторы вплавь направились к берегу, надеясь скрыться в лесу. Но в последних метрах от берега их настиг катер. Были обещания принять их в белую армию с офицерским довольствием, угрозы, избиения и пытки. Ни один из летчиков и механиков не пошел на сотрудничество с белыми. Был устроен суд, приговоривший пилотов к расстрелу, а механиков к 12 годам каторжных работ. Приговор относительно пилотов был приведен в исполнение. А через несколько дней после пленения механики Онуфриев и Двойных были освобождены наступающими частями Красной армии. Прибыв в Петроград, они рассказали о подвиге своих товарищей – летчиков П. А. Истомина и П. Ф. Дмитриева. 16 августа 1919 года в газете «Красный Балтийский флот» была опубликована статья о подвиге авиаторов».
К большому сожалению, авторы, описа́вшие, (или под копирку переписавшие), героическую гибель Петра Анисимовича Истомина, и ссылающиеся на статью в газете «Красный Балтийский флот», сами эту статью, видимо, не читали. Статью в газете «Красный Балтийский флот» я привожу ниже полностью. Называется она «Как умирают Балтийцы». Обратим внимание на два существенных момента: везде написано, что автор статьи — моряк Онуфриев, был механиком на самолёте Истомина, он очевидец тех печальных событий, и который вместе с другим механиком Двойных вернувшись из плена «…рассказали о подвиге своих товарищей – летчиков П. А. Истомина и П. Ф. Дмитриева».
Читаем статью в газете: «После двухмесячного пребывания в плену у Колчака, вернулся мой товарищ и поделился некоторыми подробностями своего злосчастья».
Под псевдонимом Моряк Онуфриев статью в газете написал Андрей Павлович Онуфриев, комиссар Управления Морской Авиации и одновременно исполняющий обязанности начальника воздушной бригады Балтийского моря. Онуфриев, описывает события со слов своего товарища, только почему то не называет его имени. Так что он, по определению, не мог быть механиком у Истомина и свидетелем его гибели.
И второй момент, подтверждающий, что Истомин закончил Школу морской авиации им. Л.Д. Троцкого, а не мифическую Ропшинскую школу высшего пилотажа (из статьи в газете):
«16 мая, он с лётчиком матросом (окончив. школу им. Л.Д.Троцкого) тов. Истоминым – на одном гидроаэроплане, и лётчик Дмитриев с механиком Двойных на другом – вылетели с бомбами на разведку по заданию Штаба Эн-ской флотилии в стовёрстный тыл противника».
С этой статьёй вроде всё понятно, но есть ещё одно описание гибели Петра Истомина. Его я нашёл в воспоминаниях бывшего морского лётчика Сергея Григорьевича Козлова, служившего в одном гидродивизионе с Истоминым и непосредственного свидетеля тех трагических событий.
«В первом же боевом полете сказались трудности совместных действий морских самолетов с речной флотилией. Мы были плохо осведомлены о расположении противника. Если же учесть, что и вражеская флотилия состояла из волжских и камских пароходов, одинаковых с нашими и по силуэтам и по окраске, то станет ясно, как трудно было летчику ориентироваться. В первый полет ранним утром 14 мая вылетели на двух М-9 летчики Истомин и Дмитриев. День выдался серый, над водой стлался легкий туман. Мы с нетерпением ждем товарищей. Вот уже по всем расчетам в самолетах кончилось горючее, а их все нет. Не пришли они днем, не пришли и к вечеру. Не вернулись совсем. И только почти через два месяца, когда мы были около Перми, сигнальщик дивизиона заметил бегущего по берегу босого, оборванного, махавшего бушлатом человека. Это был Зинков — механик с самолета Истомина. Он рассказал трагическую историю. Произведя разведку и сбросив в Елабуге бомбы, самолеты легли на обратный курс. По расчету линия фронта осталась позади, и вот уже сквозь легкий туман показалась флотилия. Самолеты снизились и сели недалеко от флагманского судна. Но на подошедшем вооруженном катере вместо товарищей летчики увидели белых офицеров. Сопротивляться было поздно. Белые обыскали пленных и увели в трюм. Ночью состоялся военный суд. Экипажи самолетов на допросах и на суде держались твердо. Механики были приговорены к двенадцати годам каторжных работ, а летчики Истомин и Дмитриев — к смертной казни». «Крылатое племя (воспоминания авиаторов трех поколений) Козлов С.Г. Над Камой и Волгой». — М.: Воениздат, 1962г.
Написано просто и ясно, без лишней патетики и ненужных коммунистических лозунгов. Этим воспоминаниям я склонен доверять больше, чем заметке Онуфриева в газете «Красный Балтийский флот».
На этом история о жизни и подвиге Петра Истомина, вроде бы, должна была закончиться. Но 11 октября 2018 года был дан старт всероссийскому проекту «Великие имена России» по присвоению названия аэропортам страны. В ходе его реализации жителям Республики Коми было предложено выбрать имя выдающегося земляка, которое присвоят аэропорту столицы Коми.
Изначально было выбрано 20 имён кандидатов, после список сократился до 10. По этим именам, проведённый ВЦИОМом социологический опрос, выделил тройку лидеров, среди которых было имя Петра Истомина.
В результате следующего голосования, он набрал больше всех голосов — 12504. Теперь, если вы летите в столицу Республики Коми, то прибываете в аэропорт города Сыктывкара имени Петра Истомина.
А в Музее истории гражданской авиации Республики Коми открылась небольшая экспозиция, посвящённая первому коми лётчику Петру Анисимовичу Истомину.
Автор: Гирин Владимир Петрович