Этот необычный автомобиль был создан в Ухте в 1980-м году инженером по образованию и электриком во Дворце пионеров, а также, по совместительству, руководителем кружка технического творчества Александром Кулыгиным. Первым его детищем, в соавторстве с Сергеем Габовичем, был трёхосный вездеход, который назвали, конечно же «Ухта».

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели

История создания

Это была необычная, но очень простая, как по конструкции, так и в изготовлении, машина. Создатели вездехода приняли участие в автопробеге любительских конструкций на приз журнала «Техника — молодежи». Это был первый успех. И на этом Кулыгин, конечно же, не остановился. После создания вездехода «Ухта», Александр задумал построить автомобиль своей мечты. Его самодельный автомобиль, названный «Панголина», получился очень похожим на «Ламборджини».

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели

Возможно, сходство просто случайно, а может Кулыгин специально копировал формы легендарного суперкара. Кулыгин наделил «Панголину» очень редким кузовом, который называется «shooting brake». Это нечто среднее между купе и универсалом. Выклейка кузова производилась в Москве, а окончательные сборочные работы Александр Кулыгин провел в Ухте при помощи своих кружковцев-пионеров, не имея никакой серьезной технической базы. По какой-то причине все матрицы после окончания работ были уничтожены, и «Панголина» обречена была остаться в единственном экземпляре.

Через год после создания, «Панголина» приехала в Москву. Доставка осуществлялась поездом: самостоятельно автомобиль с низкой посадкой доехать до Москвы из Ухты не смог бы из-за плохих дорог. Там автомобиль попал на страницы журналов и телевидение – о нем узнал весь СССР.

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели

«Панголина» — легендарное ноу-хау

Кстати, имя «Панголина» автомобиль получил за схожесть со зверьком-броненосцем Панголином. Кузов был собран из стеклопластиковых панелей, навешанных на пространственную трубчатую раму, такую конструкцию имели многие самодельные авто, но в остальном он был очень оригинален. Вместо традиционных дверей – поднимающийся на двух гидроцилиндрах колпак. Оригинальное и очень стильное решение однажды сыграло злую шутку с создателем. Его пришлось вызволять из автомобиля после того, как из гидропривода ушло давление, а колпак оказался настолько тяжелым, что Александр самостоятельно его поднять не смог. Колпак объединял боковые двери, крышу и лобовое стекло (оно было сделано из лобового стекла микроавтобуса РАФ). Лобовое стекло «Панголины» оснастили «ломающимся» стеклоочистителем. Александр собрал его из двух «дворников» от автобуса «Икарус«. Кинематика устройства была настолько хороша, что лобовое стекло очищалось на 95%. Это по праву считалось «ноу-хау» конструктора.

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели

В автомобиле были очень удобные сиденья. Их сделали в стиле самолетных, с высокими спинками. У «Панголины» были выдвижные фары. Целая секция из 4-х прямоугольных фар располагалась по центру капота и выдвигалась при необходимости. Это было очень необычно и эффектно, а также улучшало аэродинамику автомобиля, когда фары не использовались. Александр самостоятельно изготовил колесные диски и обул их в низкопрофильную резину. Это было большой редкостью в СССР.

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретателиВ качестве двигателя конструктор задумывал использовать оппозитный силовой агрегат, напоминающий традиционный двигатель внутреннего сгорания, в котором цилиндры имеют особое расположение — горизонтальное, но впоследствии, скорее всего из-за дороговизны, остановился на стандартной 1,2-литровой «четверке» от ВАЗовской «классики», который выдавал 62 л.с. Прогрессивная конструкция, легкий стеклопластиковый кузов и продуманная аэродинамика дали потрясающий результат: несмотря на применение стандартного двигателя «Панголина» разгонялась до 180 км/ч. «Жигули» того времени так гонять не умели. Вместе со своим создателем «Панголина» участвовала в ряде всесоюзных автопробегов и даже посетила международную автовыставку «ЭКСПО-85» в городе Пловдив, в Болгарии. Правда для выезда за границу конструкторам пришлось установить две дополнительные подъемные фары, стандартные зеркала заднего вида и стандартные колеса. Кузов был перекрашен.

Как уничтожалась легенда

Благодаря «Панголине», прославившей своего создателя, Александр в 1987 году получил предложения от ВАЗа и АЗЛК влиться в их конструкторские бюро. Выбрав АЗЛК, Александр работал в Управлении конструкторских и экспериментальных работ. В 90-е Кулыгин, разочаровавшись в работе на АЗЛК, продает своё творение за немалые по тем временам 38000 рублей и эмигрирует в США. Автомобиль приобрел некий подмосковный бизнесмен, который буквально «уничтожил» уникальный автомобиль колхозными переделками. Примерно в середине 90-х кузов зачем-то серьезно переделали (возможно, после аварии), а так как кузовные матрицы были уничтожены, было решено удалить крышу.

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели

Но, как выяснилось, крыша выполняла роль силового элемента и после того, как ее удалили, кузов начал «проседать» посередине. Чтобы исправить это, под днище вварили усиливающие балки. После ремонта авто было покрашено в цвет «Красный Феррари«. Так же машина потеряла свой оригинальный «ломающийся» «дворник», место которого занял обычный стеклоочиститель с задней двери ВАЗа восьмой модели. Стекла были затонированы, колесные диски заменены на обычные, а в багажнике появилась аудиосистема с CD-чейнджером и сабвуфером. Изуродованный автомобиль сохранился и потом был продан в музей издания «Авто-Ревю«, где какое-то время находился в экспозиции. После ликвидации музея, «Панголина» находится в удовлетворительном состоянии, но требует серьезных восстановительных работ по кузову и некоторым агрегатам, сегодня стоит в музее на Рогожском валу.

Новые шедевры и жизнь Кулыгина в США

Эмигрировав в США, Александр Кулыгин решает создать собственный бизнес и реализовать свой потенциал по разработке спортивных автомобилей, что вряд ли у него получилось бы в новой России. Кулыгин организует фирму по изготовлению комплектов для сборки автомобилей — «кит-каров».

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели

Схема производства проста. Производимые кузовные панели оригинального дизайна устанавливались на каркас серийного автомобиля Pontiac Fiero 1989-1990 годов выпуска. Творение Кулыгина было в духе лучших суперкаров того времени. Под капотом устанавливался мощный силовой агрегат 5-литрового мотора концерна General Motors, развивающий максимальную мощность в 400 л.с. и более мощную трансмиссию. Купе оснастили традиционной для суперкаров и спортивных автомобилей того времени «слепой» головной оптикой, и внушительным задним антикрылом. Кулыгин назвал свой автомобиль «Plazma».

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели

13 декабря 2004 года, примерно в 9.30 утра, по пути на работу, управляя мотоциклом Yamaha, Александр Кулыгин трагически погиб в аварии по вине водителя, который совершал маневр, не глядя в зеркала заднего вида. Тогда ему не было и 50 лет.

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели
Фото с места аварии

Панголина, сделано на Урале, Ухта, Республика Коми, Интересное на Урале, уральский характер, уральские изобретатели

Автор текста: Гирин Владимир Петрович

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

4 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Kojot
4 лет назад

«Панголина» снималась в кино
«Лунная радуга»

Владимир
4 лет назад

Как мне нравилась Панголина! Видел я и изобретателя на заводе АЗЛК — я там выступал с беседой по линии общества «Знание» на тему «Ленинский зачёт в моей жизни». Никто не смеялся — понимали, что это моя общественная работа по принуждению как у всех (для меня тоже как для члена КПСС в комсомольском возрасте…). Я рассказывал и про своё внедрённое изобретение и про свои рацпредложения… Но как мне нравилась Панголина! Жаль, что у него сын латинос, жаль что он уехал и что так бесславно всё закончилось… Он убежал в капитализм, а капитализм сам пришёл к нам — здесь на Родине в… Читать дальше »

Айвар
4 лет назад

для суперкаров и спортивных автомобилей
——————————————————————————————-
?? это тавтология — ведь это одно и то же

И причём здесь «Ламборгини»? Если вы других марок кроме Каунтач и пр. не знаете, то — да. Но это и близко не она. Это общая мода начала 80-х на рубленные формы — посмотрите на проекты Джуджаро этих времён и остальных итал.дизайнеров. Они все такие

Юрий
3 лет назад
Reply to  Айвар

это именно ТОЧНАЯ копия ламборджини и именно каунтач(вплоть до углов кривизны крышки капота ),по крайней мере перед.зад-да,действтвительно другой.

Last edited 3 лет назад by Юрий