Со 2 по 8 июля 2018 года в Красноуфимске прошел проект Красноуфимского краеведческого музея и творческого объединения «Арт-Яр» — «Пленер-2018». Тема проекта «Народы края». Это очень обширная и богатая тема. Хотелось бы начать ее с историй, которые произошли в процессе.
Первая история: село Нижнеиргинское и его жители
Раскрывая тему пленера «Народы края», художников привезли в село староверов — Нижнеиргинское. Хотя сегодня оно вряд ли попадает под эту категорию. Изначально же Нижнеиргинск заселялся выходцами из центральной России, а они почти все были — староверами. Долгие годы количество староверов в селе значительно превышало православных христиан. Старую веру здесь строго блюли и поддерживали. На сегодняшний день староверов в селе очень мало. Но вот чем можно похвастаться, так это тем, что натурщицами на пленере были четыре бабушки из нижнеиргинского ансамбля «Огонек» все до единой – староверки. Здесь мне хочется рассказать вам две вещи.
Во-первых, о женщинах из ансамбля «Огонек». Самым главным достоянием любого места являются, конечно, люди. Мне посчастливилось познакомиться с женщинами из ансамбля «Огонек» в 2013 году, которые своими песнями покорили сердца не только сельчан, но и наш город, Екатеринбург, Башкирию, где выступали не раз. Их сплочённому коллективу уже 23 года.
Как праздника они ждут посиделок, что устраивает в стенах музея по воскресеньям Татьяна Савельевна. Женщины приходят сюда поговорить, попить чай, попеть песни. Одна из старших — Смирнова Евгения Ефимовна (89 лет). Эта женщина не скупится на улыбки, восхищает бодростью духа, прекрасно поет и сочиняет частушки — «Чем не жена?» — улыбаясь, спрашивает она. Так же в коллективе: Смирнова Нина Ефимовна (85 лет), Торопова Евгения Федоровна (78 лет), Симагина Мария Григорьевна (80 лет), Чечулина Анна Степановна (69 лет), Калинина Надежда Платоновна (66 лет), Ардышева Анна Васильевна (60 лет) и Смирнова Татьяна Савельевна.
О каждой из них хочется говорить только тёплые слова. Они поют от души песни весёлые и грустные, песни еще своих бабушек. Слушая их, я поняла, что ни в какое сравнение их пение не идет с примитивной современностью. В их песнях куплет тонко ложится к другому куплету, создавая сюжет, плавно движущуюся историю, естественное повествование о судьбах и характерах, поучениях и рассуждениях.
Во-вторых, Иргинский завод стал впоследствии ещё одним центром Уральского старообрядчества. Образ типичной женщины-староверки прекрасно показывает музейный экспонат — куколка, одетая в косоклинник – «сарафан до пола» как сказали бы сегодня. Под косоклинник надевалась рубаха. Женщина должна была, ходить с покрытой головой, поэтому платок, который прихватывался под подбородком булавочкой – обязательный женский атрибут. Если женщина выходила на улицу без платка говорили – «опростоволосилась».
Так же староверы не выходили на улицу не подпоясавшись. Пояс являлся не только необходимым атрибутом одежды, но и выполнял роль оберега. Он как бы заключал тело человека в защитный круг, а вышитые священные слова молитв, придавали ему большей силы. Если мужчина выходил без пояса говорили – распоясался. «Чур меня – означало: храни меня пращур (предок)» – замечает Татьяна Савельевна.
Здесь же в этом староверческом музейном уголке — икона, кадило с угольками, медная лампадка, изготовленная на Нижнеиргинском заводе, подрушник, на который клали руки во время молитв, старинные книги с молитвами. Считалось, что чем толще свеча, тем больше грехов человек замолит. Говорят, у Ивана Грозного свеча была диаметром 1 метр и лоб не заживал (видимо часто прикладывался лбом о пол в молениях).
Что касается икон, то Нижнеиргинск славился не только своими заводами, но и мастерами, которые искусно их выполняли. Печальной датой в жизни староверов Нижнеиргинска стало 13 марта 1938 года, когда сгорела церковь. На месте сгоревшего сооружения (в 2009 году) поставили часовенку. В праздники староверы молятся тут и по сей день. Правда, сегодня в селе больше развита православная вера.
Вторая история: нижнеиргинская матрешка
То, что Нижнеиргинск – родина самовара слышали? Наверняка слышали! А вот про Нижнеиргинскую матрешку я вам сейчас расскажу.
Наталья Сергеевна Позднякова, она же учитель рисования и черчения в нижнеиргинской школе и ее ученица Аня Петрова в 2016 году создали нижнеиргинскую матрешку. Над её созданием они работали два года. Работа проходила под чутким наблюдением Татьяны Савельевны – собственно она консультировала создателей. Помогали в создании матрешек и бабушки из ансамбля «Огонек» — они приносили в музей свои старинные полушалки, передники с замысловатыми узорами и т.д. Все эти узоры пришедшие к нам из старины легли в основу узоров украшающих нижнеиргинские матрешки.
Однажды на пленере мы с художниками разговорились на тему того, что раньше люди вкладывали много смысла в то, что их окружало. Например, узоры на наличниках, на предметах быта и одежды несли в себе много знаний. Так вот частичка подобной мудрости заключена в нижнеиргинских матрешках. Основной узор одной из матрешки – черно-красный расцветки. Черный цвет у наших предков символизировал собой землю. Красный – солнышко. Весь этот узор переплетается растительным орнаментом: цветами и зеленью.
Две основных матрешки это матрешка-рукодельница с присущей ей атрибутикой в руках. Матрешка-хозяюшка — это пожалуй основная тема. Поскольку самая первая большая матрешка держит в руках самовар – символ Нижнеиргинска. Здесь нижнеиргинцы напоминают о том, что их село – родина самовара. Следующая за ней матрешка встречает гостей с хлебом-солью. Другая стоит с чайником, поменьше – с баранками. Три маленьких матрешки в руках ничего не держат – это маленькие детки. Всего матрешек – семь штук.
В 2017 году Наталья Сергеевна и Аня представили своих матрешек в Екатеринбурге, где завоевали первое место среди всех областных проектов. Перед этим они завоевали со своей работой первое место по району.
Из приятных бонусов: благодаря успехам связанным в проекте с матрёшкой девочка Аня съездила на отдых в лагерь «Артек» (Крым).
Третья история: как село Нижнеиргинское стало чемпионом по футболу
Во второй половине дня поехали по селу с Татьяной Савельевной Смирновой (заведующая нижнеиргинского краеведческого музея). Татьяна Савельевна – мой герой. Уже не первый год её знаю – это кладезь знаний и человеческого тепла. Так вот мы ехали и останавливались фотографировать старинную архитектуру, красоту природы, просто какие-то деревенские мотивы.
Один раз остановились, смотрим идёт по мосту в нашу сторону мужчина, приветливо улыбается. Мы – люди общительные да и Иван (так зовут мужчину – Иван Леонидович Серенко) не промах. Разобщались до того, что он рассказал нам два своих лично сочиненных стиха. Первый стих про прекрасных женщин. Второй — про село Нижнеиргинское и людей, которые там живут. Стихи – замечательные! Мы так ему и сказали, начали его хвалить – он засмущался и ляпнул фразу Матроскина из мультика «Простоквашино», что еще и «крестиком вышивать умеет». Но это была шутка.
А вот совсем даже не шутка — история о футболе. Он рассказал, что в 1977 году нижнеиргинская команда по футболу была первой среди лучших команд по району. Они одержали победу сначала среди близлежащих совхозных команд, а затем на чемпионате района по футболу.
Наш герой – Иван, был в команде методистом и игроком. Или как он сам выразился – играющим тренером.
Он принёс нам пожелтевшие от времени дипломы и грамоты; рассказал историю, как они когда-то создавали для команды логотип «Ирга» и как этот логотип стал «символом» села на долгие годы – его даже печатали, кажется, на машинах.
Иван рассказал историю, как они одержали эту победу. Какая-то очень сильная команда отказалась ехать к ним в Нижнеиргинское – мол, что мы будем тратить на них своё время? Пусть они к нам едут, и мы им тут наваляем! Им по правилам того времени за неявку поставили 2:0 в пользу Нижнеиргинской команды.
Позже Нижнеиргинская футбольная команда поехала к соперникам на поле, и в этот день зарядил ливень. Футбольное поле превратилось в реку и игроки там не играли – плавали в грязной жиже. Ни та ни другая футбольная команда толком играть не могла. Соперники кое-как забили один гол, но в итоге всё равно проиграли – сказалась та «высокомерная» неявка.
Вот так село Нижнеиргинское стало чемпионом по футболу в 1977 году.
Четвертая история: пожар тушили всем селом
Раньше, когда в Нижнеиргинске начинался пожар, звонили в колокол, который стоял на горе — сообщали о пожаре и к месту происшествия сбегались все сельчане. Сами понимаете время какое было – захудалая лошаденка с бочкой воды (к примеру) не осилит несколько полыхающих изб.
Так вот сбегались люди и помогали тушить это народное бедствие. Но чтобы всё было намного эффективнее на избы нижнеиргинских изб были приколочены железные напоминалки: кому что брать с собой в случае пожара.
У кого-то на табличке был нарисован багор, у кого-то ведро, у кого-то лесенка или лопата. В общем, чтобы не прибежали все с пустыми руками или одним и тем же придумали такую вот вполне себе логичную схему, которая работала долгие годы.
Ольга Николаевна Кузнецова показала мне эти проржавленные и пожелтевшие от времени таблички и это так мило. Сейчас ведь такого нет. А раньше подобные таблички были везде даже на деревянных домах Красноуфимска. На старых нижнеиргинских домах они еще частично сохранились.
Пятая история: четырехлистный клевер
Когда мы были на пленере в селе Нижнеиргинское художница Наталья Наумова показала мне листик клевера, да не обычный, а – четырехлистник! Она нашла листик с подругой Людмилой совершенно случайно.
Находятся такие четырехолистники крайне редко, но нашедшему его человеку по поверью листок принесёт большую Удачу. Многие так разгадывают значение трехлистного клевера – символа удачи: первый листок, якобы, означал надежду; второй – веру; третий, соответственно, заключал в себе любовь; а четвёртый символизировал огромную удачу. Поэтому найти неожиданно четырехлистный клевер связывалось с получением надежды на успех.
Поклонялись четырёхклеверу и друиды. Они считали, что означает найденный четырехлистный клевер четыре элемента природы: стихию земли, стихию воды, стихию воздуха, стихию огня. Таким образом, значение четырёхлистного клевера связывалось с самим мирозданием.
Не было большей удачи, как наткнуться в природе неожиданно на это удивительное растение, ведь встречалось оно чрезвычайно редко: один раз на 10 000 растений!
Но, оказывается, не только четырёхлистник пользуется в народе славой. Считается, что большей удачи достигнет человек, нашедший пятилистник или даже шестилистник.
Так что ищите и да пребудет с вами Удача!
Шестая история: Америка, Куба и Гондурас в Свердловской области
Какое еще село может похвастаться тем, что на его территории существует Америка и Куба в одном флаконе? Испытываешь много эмоций, когда исконно русского вида бабушка говорит тебе, что она из Америки — американка, одним словом!
Эти «государства» существуют здесь настолько давно, что уже и старожилы затрудняются рассказать точную предысторию. Самая достоверная и объясняемая версия: Америка находится «за морями-океанами», вот и нижнеиргинская Америка расположена за рекой — оторвалась от основной площади села.
А место, где сохранились еще остатки бывшей здесь когда-то кожевни, называют Кубой. «Дак ведь Куба рядом с Америкой расположена, вот и у нас так же!» – отвечают мне женщины из ансамбля «Огонек». Вообще они говорят, что в одно время Куба была очень популярна у нас в России, а Фидель Кастро почитался в Советском Союзе.
Ну а мы, отъехав всего 40 км от Красноуфимска, можем побывать сразу в двух «иностранных государствах», которые удачно нашли себя на русской территории.
Правда есть тут еще одно государство – Гондурас. Татьяна Савельевна улыбаясь рассказывает нам историю о том, как однажды мужики своровали комбикорм и со всей искренностью рассказывали поймавшим их сотрудникам милиции о том, как они из Гондураса поплыли в Америку, ну и вот совершенно случайно произошли там все предшествующие события. В общем, не соскучишься с нижнеиргинцами!
Нижнеиргинская матрешка??? БРЕД!!! Надо свое продвигать и о своем рассказывать, а не выдумывать невесть что! Про поклонников змей вам в музее случайно не рассказывали? Еще и такое бывает. Старческий моразм.
Молодцы, ремесла возникают от людей, от их таланта
Молодцы, все замечательно, жаль, что в доме моего раскулаченного свекора, живут чужие люди, а они пройдя всю войну — три брата Дворниковы, так и не получили то, что у них отобрали