Со 2 по 8 июля 2018 года в Красноуфимске прошел проект Красноуфимского краеведческого музея и творческого объединения «Арт-Яр» — «Пленер-2018». Тема проекта «Народы края». Это очень обширная и богатая тема. Хотелось бы начать ее с историй, которые произошли в процессе.

Первая история: село Нижнеиргинское и его жители

Раскрывая тему пленера «Народы края», художников привезли в село староверов — Нижнеиргинское. Хотя сегодня оно вряд ли попадает под эту категорию. Изначально же Нижнеиргинск заселялся выходцами из центральной России, а они почти все были — староверами. Долгие годы количество староверов в селе значительно превышало православных христиан. Старую веру здесь строго блюли и поддерживали. На сегодняшний день староверов в селе очень мало. Но вот чем можно похвастаться, так это тем, что натурщицами на пленере были четыре бабушки из нижнеиргинского ансамбля «Огонек» все до единой – староверки. Здесь мне хочется рассказать вам две вещи.

Женщины из ансамбля «Огонек»
Женщины из ансамбля «Огонек»

Во-первых, о женщинах из ансамбля «Огонек». Самым главным достоянием любого места являются, конечно, люди. Мне посчастливилось познакомиться с женщинами из ансамбля «Огонек» в 2013 году, которые своими песнями покорили сердца не только сельчан, но и наш город, Екатеринбург, Башкирию, где выступали не раз. Их сплочённому коллективу уже 23 года.

Как праздника они ждут посиделок, что устраивает в стенах музея по воскресеньям Татьяна Савельевна. Женщины приходят сюда поговорить, попить чай, попеть песни. Одна из старших — Смирнова Евгения Ефимовна (89 лет). Эта женщина не скупится на улыбки, восхищает бодростью духа, прекрасно поет и сочиняет частушки — «Чем не жена?» — улыбаясь, спрашивает она. Так же в коллективе: Смирнова Нина Ефимовна (85 лет), Торопова Евгения Федоровна (78 лет), Симагина Мария Григорьевна (80 лет), Чечулина Анна Степановна (69 лет), Калинина Надежда Платоновна (66 лет), Ардышева Анна Васильевна (60 лет) и Смирнова Татьяна Савельевна.

О каждой из них хочется говорить только тёплые слова. Они поют от души песни весёлые и грустные, песни еще своих бабушек. Слушая их, я поняла, что ни в какое сравнение их пение не идет с примитивной современностью. В их песнях куплет тонко ложится к другому куплету, создавая сюжет, плавно движущуюся историю, естественное повествование о судьбах и характерах, поучениях и рассуждениях.

Во-вторых, Иргинский завод стал впоследствии ещё одним центром Уральского старообрядчества. Образ типичной женщины-староверки прекрасно показывает музейный экспонат — куколка, одетая в косоклинник – «сарафан до пола» как сказали бы сегодня. Под косоклинник надевалась рубаха. Женщина должна была, ходить с покрытой головой, поэтому платок, который прихватывался под подбородком булавочкой – обязательный женский атрибут. Если женщина выходила на улицу без платка говорили – «опростоволосилась».

Так же староверы не выходили на улицу не подпоясавшись. Пояс являлся не только необходимым атрибутом одежды, но и выполнял роль оберега. Он как бы заключал тело человека в защитный круг, а вышитые священные слова молитв, придавали ему большей силы. Если мужчина выходил без пояса говорили – распоясался. «Чур меня – означало: храни меня пращур (предок)» – замечает Татьяна Савельевна.

Здесь же в этом староверческом музейном уголке — икона, кадило с угольками, медная лампадка, изготовленная на Нижнеиргинском заводе, подрушник, на который клали руки во время молитв, старинные книги с молитвами. Считалось, что чем толще свеча, тем больше грехов человек замолит. Говорят, у Ивана Грозного свеча была диаметром 1 метр и лоб не заживал (видимо часто прикладывался лбом о пол в молениях).

Что касается икон, то Нижнеиргинск славился не только своими заводами, но и мастерами, которые искусно их выполняли. Печальной датой в жизни староверов Нижнеиргинска стало 13 марта 1938 года, когда сгорела церковь. На месте сгоревшего сооружения (в 2009 году) поставили часовенку. В праздники староверы молятся тут и по сей день. Правда, сегодня в селе больше развита православная вера.

Часовенка староверов в селе Нижнеиргинское
Часовенка староверов в селе Нижнеиргинское

Вторая история: нижнеиргинская матрешка

То, что Нижнеиргинск – родина самовара слышали? Наверняка слышали! А вот про Нижнеиргинскую матрешку я вам сейчас расскажу.

Нижнеиргинские матрешки
Нижнеиргинские матрешки

Наталья Сергеевна Позднякова, она же учитель рисования и черчения в нижнеиргинской школе и ее ученица Аня Петрова в 2016 году создали нижнеиргинскую матрешку. Над её созданием они работали два года. Работа проходила под чутким наблюдением Татьяны Савельевны – собственно она консультировала создателей. Помогали в создании матрешек и бабушки из ансамбля «Огонек» — они приносили в музей свои старинные полушалки, передники с замысловатыми узорами и т.д. Все эти узоры пришедшие к нам из старины легли в основу узоров украшающих нижнеиргинские матрешки.

Однажды на пленере мы с художниками разговорились на тему того, что раньше люди вкладывали много смысла в то, что их окружало. Например, узоры на наличниках, на предметах быта и одежды несли в себе много знаний. Так вот частичка подобной мудрости заключена в нижнеиргинских матрешках. Основной узор одной из матрешки – черно-красный расцветки. Черный цвет у наших предков символизировал собой землю. Красный – солнышко. Весь этот узор переплетается растительным орнаментом: цветами и зеленью.

Две основных матрешки это матрешка-рукодельница с присущей ей атрибутикой в руках. Матрешка-хозяюшка — это пожалуй основная тема. Поскольку самая первая большая матрешка держит в руках самовар – символ Нижнеиргинска. Здесь нижнеиргинцы напоминают о том, что их село – родина самовара. Следующая за ней матрешка встречает гостей с хлебом-солью. Другая стоит с чайником, поменьше – с баранками. Три маленьких матрешки в руках ничего не держат – это маленькие детки. Всего матрешек – семь штук.

В 2017 году Наталья Сергеевна и Аня представили своих матрешек в Екатеринбурге, где завоевали первое место среди всех областных проектов. Перед этим они завоевали со своей работой первое место по району.

Из приятных бонусов: благодаря успехам связанным в проекте с матрёшкой девочка Аня съездила на отдых в лагерь «Артек» (Крым).

Третья история: как село Нижнеиргинское стало чемпионом по футболу

Во второй половине дня поехали по селу с Татьяной Савельевной Смирновой (заведующая нижнеиргинского краеведческого музея). Татьяна Савельевна – мой герой. Уже не первый год её знаю – это кладезь знаний и человеческого тепла. Так вот мы ехали и останавливались фотографировать старинную архитектуру, красоту природы, просто какие-то деревенские мотивы.

Один раз остановились, смотрим идёт по мосту в нашу сторону мужчина, приветливо улыбается. Мы – люди общительные да и Иван (так зовут мужчину – Иван Леонидович Серенко) не промах. Разобщались до того, что он рассказал нам два своих лично сочиненных стиха. Первый стих про прекрасных женщин. Второй — про село Нижнеиргинское и людей, которые там живут. Стихи – замечательные! Мы так ему и сказали, начали его хвалить – он засмущался и ляпнул фразу Матроскина из мультика «Простоквашино», что еще и «крестиком вышивать умеет». Но это была шутка.

А вот совсем даже не шутка — история о футболе. Он рассказал, что в 1977 году нижнеиргинская команда по футболу была первой среди лучших команд по району. Они одержали победу сначала среди близлежащих совхозных команд, а затем на чемпионате района по футболу.

Наш герой – Иван, был в команде методистом и игроком. Или как он сам выразился – играющим тренером.

Иван Леонидович Серенко
Иван Леонидович Серенко

Он принёс нам пожелтевшие от времени дипломы и грамоты; рассказал историю, как они когда-то создавали для команды логотип «Ирга» и как этот логотип стал «символом» села на долгие годы – его даже печатали, кажется, на машинах.

Иван рассказал историю, как они одержали эту победу. Какая-то очень сильная команда отказалась ехать к ним в Нижнеиргинское – мол, что мы будем тратить на них своё время? Пусть они к нам едут, и мы им тут наваляем! Им по правилам того времени за неявку поставили 2:0 в пользу Нижнеиргинской команды.

Позже Нижнеиргинская футбольная команда поехала к соперникам на поле, и в этот день зарядил ливень. Футбольное поле превратилось в реку и игроки там не играли – плавали в грязной жиже. Ни та ни другая футбольная команда толком играть не могла. Соперники кое-как забили один гол, но в итоге всё равно проиграли – сказалась та «высокомерная» неявка.

Вот так село Нижнеиргинское стало чемпионом по футболу в 1977 году.

Четвертая история: пожар тушили всем селом

Раньше, когда в Нижнеиргинске начинался пожар, звонили в колокол, который стоял на горе — сообщали о пожаре и к месту происшествия сбегались все сельчане. Сами понимаете время какое было – захудалая лошаденка с бочкой воды (к примеру) не осилит несколько полыхающих изб.

Так вот сбегались люди и помогали тушить это народное бедствие. Но чтобы всё было намного эффективнее на избы нижнеиргинских изб были приколочены железные напоминалки: кому что брать с собой в случае пожара.

Семья из этого дома должна была принести ведро
Семья из этого дома должна была принести ведро

У кого-то на табличке был нарисован багор, у кого-то ведро, у кого-то лесенка или лопата. В общем, чтобы не прибежали все с пустыми руками или одним и тем же придумали такую вот вполне себе логичную схему, которая работала долгие годы.

Семья из этого дома должна была принести багор
Семья из этого дома должна была принести багор

Ольга Николаевна Кузнецова показала мне эти проржавленные и пожелтевшие от времени таблички и это так мило. Сейчас ведь такого нет. А раньше подобные таблички были везде даже на деревянных домах Красноуфимска. На старых нижнеиргинских домах они еще частично сохранились.

Пятая история: четырехлистный клевер

Когда мы были на пленере в селе Нижнеиргинское художница Наталья Наумова показала мне листик клевера, да не обычный, а – четырехлистник! Она нашла листик с подругой Людмилой совершенно случайно.

Четырехлистный клевер в руках Натальи Наумовой
Четырехлистный клевер в руках Натальи Наумовой

Находятся такие четырехолистники крайне редко, но нашедшему его человеку по поверью листок принесёт большую Удачу. Многие так разгадывают значение трехлистного клевера – символа удачи: первый листок, якобы, означал надежду; второй – веру; третий, соответственно, заключал в себе любовь; а четвёртый символизировал огромную удачу. Поэтому найти неожиданно четырехлистный клевер связывалось с получением надежды на успех.

Поклонялись четырёхклеверу и друиды. Они считали, что означает найденный четырехлистный клевер четыре элемента природы: стихию земли, стихию воды, стихию воздуха, стихию огня. Таким образом, значение четырёхлистного клевера связывалось с самим мирозданием.

Не было большей удачи, как наткнуться в природе неожиданно на это удивительное растение, ведь встречалось оно чрезвычайно редко: один раз на 10 000 растений!

Но, оказывается, не только четырёхлистник пользуется в народе славой. Считается, что большей удачи достигнет человек, нашедший пятилистник или даже шестилистник.
Так что ищите и да пребудет с вами Удача!

Шестая история: Америка, Куба и Гондурас в Свердловской области

Какое еще село может похвастаться тем, что на его территории существует Америка и Куба в одном флаконе? Испытываешь много эмоций, когда исконно русского вида бабушка говорит тебе, что она из Америки — американка, одним словом!

Эти «государства» существуют здесь настолько давно, что уже и старожилы затрудняются рассказать точную предысторию. Самая достоверная и объясняемая версия: Америка находится «за морями-океанами», вот и нижнеиргинская Америка расположена за рекой — оторвалась от основной площади села.

А место, где сохранились еще остатки бывшей здесь когда-то кожевни, называют Кубой. «Дак ведь Куба рядом с Америкой расположена, вот и у нас так же!» – отвечают мне женщины из ансамбля «Огонек». Вообще они говорят, что в одно время Куба была очень популярна у нас в России, а Фидель Кастро почитался в Советском Союзе.

Ну а мы, отъехав всего 40 км от Красноуфимска, можем побывать сразу в двух «иностранных государствах», которые удачно нашли себя на русской территории.

Правда есть тут еще одно государство – Гондурас. Татьяна Савельевна улыбаясь рассказывает нам историю о том, как однажды мужики своровали комбикорм и со всей искренностью рассказывали поймавшим их сотрудникам милиции о том, как они из Гондураса поплыли в Америку, ну и вот совершенно случайно произошли там все предшествующие события. В общем, не соскучишься с нижнеиргинцами!

Как добраться?

Координаты для GPS-навигатора

56.863921, 57.419028

Село Нижнеиргинское на карте

Автор текста и фотографий: Анастасия Чернова

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

3 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Наталья
5 лет назад

Нижнеиргинская матрешка??? БРЕД!!! Надо свое продвигать и о своем рассказывать, а не выдумывать невесть что! Про поклонников змей вам в музее случайно не рассказывали? Еще и такое бывает. Старческий моразм.

Ольга
3 лет назад
Reply to  Наталья

Молодцы, ремесла возникают от людей, от их таланта

Ольга
3 лет назад

Молодцы, все замечательно, жаль, что в доме моего раскулаченного свекора, живут чужие люди, а они пройдя всю войну — три брата Дворниковы, так и не получили то, что у них отобрали