«Скульптор-шизофреник», говорили они. «Наркоманские галлюцинации автора», говорили они. «Гениальность на грани безумия», говорили они. Любит наш народ вешать ярлыки на то, чего не понимает, даже не попытавшись хоть чуть-чуть разобраться.
А речь о прекрасных деревянных «идолах» Валерия Гаврилова в Парке Лесоводов на Сибтракте. Стоят они там уже больше 40 лет, их видели многие, кто там гуляет. Я тоже очень давно хотела их увидеть. Это воистину гениальные произведения. А ещё они сильно разрушаются.
Деревянные идолы Екатеринбурга
Во второй половине XX века работающие в Лестехе художники по дереву создали композицию из 17-19 деревянных скульптур под названием «Освобождение человека».
Я неоднократно слышала и читала версию, что эта скульптурная группа — лишь хаотическое изображение демонов из потока сознания автора-алкоголика, страдавшего шизофренией. Отсюда мое возмущение в заголовке!) Потому что все эти скульптуры — воплощение идеи о том, как Уральский народ вырвался из пут темных суеверий, прошёл через битвы племён и пришёл вместе с остальной страной к светочу знания — науке, советам-союзам, покорению космоса и тд.
Раньше они стояли немного в другом порядке на облагороженной поляне и к ним вели нормальные дорожки. У скульптур были таблички-пояснения. Все сюжеты подчиняются логике и хронологии.
Каждый элемент несет в себе какую-то частицу истории, рассказанную скульптурой. К сожалению, информации об этом доступно крайне мало. От шаманизма (скульптура, показывающая неистовые камлания шамана и транс окружающих его людей) и суеверий (которые служат источником всех зол, согласно Дени Дидро) мы переходим к скульптурам, иллюстрирующим отношения древних жителей Рифейских гор — одноглазых аримаспов, которые соперничали с грифами из-за золота, и сильных исседонов, которые в итоге победили аримаспов (понятно теперь, почему на Урале циклопы больше не водятся?)).
Далее мы видим Рудокопа и Жницу — образы, повествующие о тяжелом труде, который в итоге и привел человека к светлому социалистическому настоящему (70-е годы) — одной из последних хорошо обозримых скульптур является «Человек-светоч», который держит в руках Солнце, как символ знания, великих научных открытий, победу человека над природой и науки над суеверием.
Переплетение мифов, поверий, истории, религии, философии, гения мастерства… Я не смогла найти все, но те из них, что показали себя — оставили сильное впечатление.
С «гениальностью на грани безумия» я не могу не согласиться, так как несмотря на понятную считываемую идею, историю и легенды, сама форма исполнения и передача образов передает прорывающееся через творчество бессознательное — коллективное, хтоническое, мифологическое. Ух!
Это не добрая сказка — когда ты смотришь в их лица. Издалека и правда напоминают идолов — множество лиц, высеченных из деревянных столбов, пугащие зазевавшихся прохожих, выглядывая из-за зелени парка.
Они живые. Смотрят, дышат. Мимика у десятков лиц и голов очень выразительная. Детали. То, как это выглядит сейчас, конечно жутковато и очень похоже на домыслы про скульптора-шизофреника. И да, я уверена — смыслов, заложенных художником здесь гораздо больше, нежели одна мифоистория. Но, наверное, нам уже не узнать (((