Ирбитский детектив,  Буланашский лось  и  «Давай поженимся!»… в Писанце.

«Как молоды мы были»

Когда я был молодым и безалаберным, бил шурфы в Оренбуржье, бегал с рейкой и штативом по всему Уралу от Юрюзани до Серебрянского камня с топографами и геодезистами, однажды разговорился с одной старушкой-остячкой.

Она рассказала мне, что слышала от своей бабушки, а та от своей бабушки, что где-то далеко-далеко в той стороне, где солнце останавливается на вершине небесной горы (то есть на юге), есть сказочное место у красивой реки. Там бесплодная женщина становится беременной, рожающая девочек обязательно родит мальчика, и отмечено это место картиной соития на одинокой скале.

Я конечно же благополучно забыл эту сказку, как почти забыл многих добрых и мудрых людей, сделавших для меня много хорошего и важного.

И вот, уезжая в конце июня из родного дома в Красногвардейском, где гостил, я заехал на Ирбитский Писаный камень в селе Писанец по дороге в город Артёмовский.

Если вы будете в тех краях, чтобы не разочаровываться, знайте, что рисунки там на скале совсем небольшие, выцветшие в веках, нарисованные друг на друге, и очень трудно понять, что же там изображено. Я бывал там и раньше и интересовался этой писаницей, и хочу поделиться своими мыслями. Соглашаться со мной или нет, решать вам, тем более, что «я никогда не навязываю своё мнение тем, кто его со мной разделяет».

Фото: Александр Упоров

«Пляшущие человечки»

На Урале на реке Ирбит (на родной моей речке Ирбитке, как называют её местные) есть скала по уральским меркам совсем невзрачная. Древние люди оставили на ней свои граффити, которые заинтересовали Великого государя, и вот подьячий Лосев из Верхотурья в 1699 году сделал для Петра I наброски этих рисунков.

Царь поделился с Николаасом Витсеном — бургомистром Амстердама, который был во времена «Великого посольства» организатором пребывания в городе, экскурсоводом, переводчиком и просто другом Петра. Витсен вставил в последнюю редакцию своего труда о Тартарии эти рисунки. Узнал я это из книги «Уральские писаницы…» Дубровского Д.К. и Грачёва В.Ю.

В интернете есть один рисунок вроде бы из книги Витсена. Вот он:

Рисунок Лосева-Витсена. Фото: https://humus.livejournal.com/

Подозреваю, что Лосев или воевода Верхотурья убрал некоторые детали с картинок – но не может православный человек ЦАРЮ «такое» пересылать.

В 1703 году Семён Ремезов тоже делает зарисовки со скалы. Вот одна картинка с сайта Российской Национальной Библиотеки из его «Служебной чертежной книги» (рисунок ниже), а в книге Алексея Иванова и Юлии Зайцевой «Дебри», есть следующий комментарий, выделен авторами:

«НЕКОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ НА ИРБИТСКОЙ ПИСАНИЦЕ БЫЛИ ИЗОБРАЖЕНЫ ГОЛЫМИ, С АНАТОМИЧЕСКИМИ ПОДРОБНОСТЯМИ. ПЕРЕРИСОВЫВАЯ ИРБИТСКИЕ ЗНАКИ ИЗ ПОХОДНОЙ ТЕТРАДИ В КНИГУ, РЕМЕЗОВ СТЫДЛИВО ОПУСТИЛ ЭТИ ДЕТАЛИ, А ЗАОДНО ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ СТИЛИЗОВАЛ ФИГУРЫ. ОДНАКО ПЛЕННОМУ ШВЕДУ СТРАЛЕНБЕРГУ РЕМЕЗОВ ДАЛ СКОПИРОВАТЬ «ПОЛЕВЫЕ» РИСУНКИ. ВОТ ТАК И ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО СТРАЛЕНБЕРГ ОПУБЛИКОВАЛ БОЛЕЕ ТОЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, НЕЖЕЛИ ОСТАЛИСЬ В КНИГЕ РЕМЕЗОВА, ХОТЯ НЕ БЫВАЛ У ИРБИТСКОЙ ПИСАНИЦЫ».

Рисунок Семена Ремезова. Фото: https://vivaldi.nlr.ru/

Ох уж эти шведы, с древних времен бесстыдники…

1741 году скалу посетил историк Герард Миллер и отметил в статье «О сибирских писаных камнях», что изображения «многие стёрлись, благодаря действию воздуха». Про «анатомические подробности» он почему-то умолчал.

Я думаю, что на это повлияла деревня моих предков Писанец, которая здесь с 1645 года, так как скала находится в её границах.

Писанские мужики и священники в старые времена (и не только) были настолько суровы, что стирали, замазывали, скалывали эти «подробности», нарисованные погаными (то есть не христианскими) художниками, и даже дважды взрывали с разрешения начальства. Кстати, несколько деревень в Сибири находятся у писаных камней, а Писанец с первых дней существования называется только эта. В Предуралье у Вишерского Писаного камня была деревня, но называлась она Писаная (т.е. женского рода).

(До 1990 года на Руси за распространение порнографии сроки давали. За колоду игральных карт к примеру).

Сейчас местные не портят рисунки, но зато туристы пишут поверх этих древностей: «Ося и Киса здесь были».

Простите за многословие — всё ради одного главного вывода: с древних времён и до начала XVIII века на скале чётко просматривались пляшущие человечки мужского пола.

Башкирское «зверовье»

При заселении зауральских земель то и дело возникали конфликты с коренными жителями из-за лесных, луговых, пашенных угодий. По реке Ирбит (длина 177 км) была Колмакова волость на 1628 год с пятью ясашными (то есть платившими налог пушниной) людьми (Буцинский П.Н. «Заселение Сибири»). Прекрасные леса, луга и чернозёмы были заселены слабее более северных.

Почему?

Из книги «Сибирский юрт после Ермака…» В. В. Трепавлова узнаём о том, что «в 1695/96 г. в Сибирском приказе рассматривался земельный спор, когда более 1300 местных башкир-старожилов», живших по реке Пышме, отстаивали свои права на эти земли (по Пышме) как земли своих предков.

То есть со старых времен лесостепи по Пышме заселяли башкиры, и как все кочевые народы Сибири, они частенько ездили на ближний север в леса на охоту — «на зверовье». И леса по реке Ирбит они хорошо знали. А вогулы (манси) там жили не охотно. Кому же понравится, когда в твоих угодьях охотятся конные отряды чужаков.

Миллер про Ирбит в «Истории Сибири»

Цитата из Миллера: «Глава шестая, § 57. Следующей была Ирбитская слобода… Название свое Ирбеевская слобода получила оттого, что реку Ирбит, на которой она лежит в одной версте от впадения ее в реку Ницу, татары называют Ирбеем.»

Обратим внимание, во-первых, что татары жили на реке Нице, и нет противоречий с ранее изложенными мыслями, и, во-вторых, называлась слобода не «Ирбейская», а «Ирбеевская»!

«Поиграем (̶в̶ ̶д̶е̶к̶а̶д̶а̶н̶с̶»̶) в слова!

Ирбит – Ирбей – Ир бей.

Откроем в Яндексе (это важно) переводчик, настроим перевод с башкирского на русский, переведём сочетание «Ир бей», и вот… штанга;) – ничего интересного. Неудача. Но, учитывая, что в жизни бывает и на «А», и на «Е», добавим букву «Е».
Переведём сочетание «Ир бейе» и получим – «Мужская пляска». Сделаем обратный перевод «Мужская пляска» — получим «Ирҙәр бейеүе». Это хороший перевод, но «Ир бейе» тоже допустимо, хотя и старомодно. Поверьте человеку, который когда-то лежал рядом с башкиркой.

Выводы

А выводов три.

Во-первых: с очень большей вероятностью название Ирбит пошло от башкирского или просто старотюркского названия расписанной древними язычниками скалы на берегу реки, которое перешло и на реку.

«Мужская пляска» — «Ир бейе» — «Ирбей» (для русского уха привычнее) — «Ирбит».

Во-вторых: Не верьте Википедии, если читаете там про всё, что связано с Россией. Проверяйте в других источниках. Искажения, умалчивания, и даже ложь – это там в порядке вещей. Примеров много.

В статье про Ирбит умалчивается мой вариант происхождения названия, длина реки уменьшена со 177 до 171 км.

В статье про скалу Писанец Артемовского района указано, что она находится на ПРАВОМ берегу реки.

Фото: Скриншот с сайта Википедии.

Англосаксами всё делается, чтобы обмануть простых россиян, хотя, начиная с Ремезова и Миллера, все пишут, что скала на левом берегу. Я там рыбачил в детстве. Скала на ЛЕВОМ берегу. А на правом, скажу по секрету, шахтная установка ракеты («̶Б̶у̶л̶а̶в̶а̶») «Большой… Писанец» и покосы моего прапрапрадеда, прадеда и деда Селивёрста (он ездил туда аж из Боярки и меня брал), теперь заброшенные, и незаконные вырубки.

В-третьих:
Идею этой сказки,
А может, и не сказки
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз:
Не стойте и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите

Особенно голыми ;).

P.S.: Моя родная тётка в детстве мне рассказывала, что в наших краях был бит воин Ир – Ирбит. Но взрослые всегда хитрят, откуда дети родятся.

Продолжение…

Два с половиной дня я искал в интернете рисунок Страленберга — такой уж я пользователь ПК. Но нашёл и продолжу свой рассказ.

Суть предыдущих заметок в том, что название города Ирбит произошло от реки, на которой он стоит. Реку эту местные татары назвали русским первопроходцам Ирбеем.

Учёные и краеведы пытались объяснить происхождение этого похожего на тюркское слово. Варианты:

  • Ирыб -съезд (ярмарка)
  • Ир бий — Земля вождя (приблизительно)
  • и даже Ирбит- вшивое болото (несколько натянуто)

Но я думаю, что татары назвали русским людям реку не Ирбей, а Ир бейе.

̶Н̶о̶ ̶п̶е̶р̶в̶ы̶й̶ ̶р̶у̶с̶с̶к̶и̶й̶ ̶б̶ы̶л̶ ̶г̶л̶у̶х̶о̶в̶а̶т̶.̶

На конце слов в названиях рек для русских не принято говорить букву «Е». Всегда или  ВолгА, или ДнепР, или ДунаЙ, или даже Большой (он же Ближний)… БуланаШ!

Это вам не кофЕ в верхотурской забегаловке.

К счастью, в наше время можно быть дилетантом — есть интернет.

Дорогой читатель, прогони «Ир бейе» через все переводчики на всех тюркских языках и…

получишь на башкирском и татарском — «Мужская пляска»!

Страленберг своей копией черновика Ремезова поставил «точку» или «каплю» моим сомнениям о слове «мужская». Посмотрите сами:

Рисунок Страленберга. Фото: https://archive.org/

Правда, это маленькое пятнышко сделало название села Писанец каким-то двусмысленным, что подтолкнуло местных патриотов в 1929 году частично уничтожить памятник природы Свердловской области (которой отметим в этом году 90 лет).

Но мы-то понимаем, что шуточки боярских и шмаковских соседей были беспочвенны. Писаный – значит нарисованный, красивый! Например: писаная красавица. А гнать телегу впереди лошади не дело. Если вложить другой смысл, получается, что все сибирские (и даже российские) писаницы названы так из-за какой-то маленькой кляксы, которой может быть и не было на наскальном рисунке, которого нет.

Ой, сменю тему.

Маршрут в мобильном приложении «КУДА»
Маршрут «ТОП-7 культурных достопримечательностей Свердловской области» уже опубликован в мобильном приложении КУДА! Скачивайте приложение в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

Дорога в Писанец только через Буланаш

На сочетание «Лось голоден» онлайн-переводчик Яндекса выдает «болан ач» по-татарски или «бұлан аш» по-казахски. Узнаёте Буланаш –три (!) речки, два (!) болота и посёлок  Артемовском районе Свердловской области.

Однако было, было здесь башкирское «зверовье»! А языки? В то время они были ближе к основе – старотюркскому варианту, затем разошлись. И у нас еще в «смутное время» русский, белорусский и украинский были практически одним языком. Кстати, лосей там подкармливают и выкладывают видео с камер.

Камень, ножницы, бумага…

Забудем на время про Писаный камень и возьмём в руки  ̶б̶у̶м̶а̶г̶у̶  книгу. Книга издательства «Наука» 1965 года называется «Тамги народов Сибири XVII века» автора Симченко Ю.Б. Полистаем, посмотрим картинки, почитаем подписи. Вот:

Симченко Ю.Б. «Тамги народов Сибири XVII века»

или вот:

Симченко Ю.Б. «Тамги народов Сибири XVII века»

или еще:

Симченко Ю.Б. «Тамги народов Сибири XVII века»

Тамга — понятие интересное и многогранное. В интернете можно узнать – это и родовой знак, и клеймо для скота, и подпись на документе. Герб Украины – это тоже тамга. Только вот наши башкирские братья выжигали тамгу на своих баранах, а некоторые украинские наносят на свои тела. Ещё и скобель (свастику) рядом вытатуируют.

Но нас интересуют тамги вогульские и остяцкие. Появились они поздно: лосей метить ими трудно, лесные угодья каждый знал и без пометок. Но когда пришли русские, они потребовали налог-ясак и устроили «сыск» индивидуальных предпринимателей — охотников, объяснили новые правила и заставили подписать документы. Люди, которые не имели тогда своей письменности, стали придумывать себе подписи.

В большинстве случаев упрощали родовое «знамя» (т.е. своеобразный герб) или использовали его часть. Вот эти родовые гербы и интересны. Но найти куски бересты, на которых тысячу лет тому назад холодными зимними днями вогул Васятка рисовал свои фантазии и создавал герб своего маленького рода, мы не можем. Какие-то мотивы сохранились в народных орнаментах, а какие-то части на скалах и камнях. И еще интересный момент – автор книги пишет про случай, когда один род вогулов (как я понимаю с одним охотником-кормильцем), имеющих знамя-тамгу «олень», объединился с другим юртом (родом) со знаменем «журавль» и этот новый юрт (род) выбрал своим знаменем рисунок рогатого журавля.

Мысли дилетанта…

Вернемся  ̶к̶ ̶н̶а̶ш̶и̶м̶ ̶б̶а̶р̶а̶н̶а̶м̶  к скале, разумеется.

Фото: Александр Упоров

Я прочитал заметки про Писаный камень на сайте Артёмовского исторического музея, сайте «Всё будет!» и во многих других местах. Но мои мысли почему-то идут против течения. Продолжу делиться моими размышлениями.

Пляшущих человечков давно нет, но есть другие рисунки.

Я считаю, что это вогульские тамги — знамёна – родовые гербы. Некоторые перечёркнуты крестами в виде буквы «Х» (вот и ножницы!), то есть род прервался.  А местность эта была местом встречи удаленных родов для вливания свежей крови: «Давай поженимся» по-вогульски. Я всегда говорю, что люди и тысячу лет назад были не глупее нас, знали географию километров на пятьсот в округе и генетику, чтобы рожать здоровых детей, которые заменяли им пенсию.

Если пораскинуть мозгами…

Разобрать что-либо на скале сейчас очень трудно. Время, дожди, мороз, западные и юго-западные ветра, преобладающие в Свердловской области, стирают рисунки, поэтому сведем в таблицу и рассмотрим зарисовки трёхвековой давности.

Таблица. Коллаж. Составил Александр Упоров

Хотя рисунков здесь три ряда, но первоначально они были выполнены двумя группами рисовальщиков: Лосевской в 1699 году и Ремезовской в 1703. Нижний ряд это перерисовка Страленбергом ремезовских черновиков, что доказывает его рисунок во втором столбике. Он перевернул его, как нерадивый ученик, вверх ногами.

В первом столбике главный фрагмент наскальных рисунков. Я бы сказал, что это билборд, указывающий место праздника брачевания. Я думаю, к этой скале съезжались вогулы и остяки из ближних и далёких краёв и привозили сюда молодых парней и девушек, чтобы заключить брачные союзы. Поэтому на главном фрагменте нарисованы танцующие мужчина и женщина («мужская пляска» — «ир бейе» — так этот рисунок уже позднее назвали тюркские народы, увидевшие интересную картинку на скале).

Под «пляской», на мой взгляд, нарисованы две сцены соития: под номером 2 насекомых или каких-то пресмыкающихся, а под номером 3 — людей. В один из ежегодных праздников, вероятно, старейшины решили, что не место жукам рядом с людьми, любящими друг друга, и картинку 2 перечеркнули двумя крестами в виде буквы «Х» (двумя — так как длинная она). Кстати, перечёркнуты отдельные части рисунков 7 и 9, что говорит, что этот род исчез или, возможно, заранее объявленный брак не состоялся.

Попробуем сделать краткий анализ и других рисунков. В середине рисунка номер 4 изображена ель — это общее знамя всех остяков. А в основании рисунка номер 11 мы видим лук со стрелой — это знамя всех вогулов.  Остяки тоже использовали иногда лук как знамя рода, но стрела у него была трёхзубая.

Мне кажется, что все рисунки в столбцах  2, 3, 4 представляют собой комбинации из знамён родов новобрачных. Поясной портрет на рисунке 11 встречается и на рисунке 14 слева, а вертикальный нож с замысловатой ручкой с рисунка 12 встречается на рисунке 4 вверху.

Сравнивая тамги из книги с наскальными знамёнами, бросается в глаза, что тамги
выглядят примитивно, а эти комбинированные знамёна имеют стилизованные формы не только на рисунках Ремезова, но и на всех других. Я думаю, что при сватовстве двух родов их представители обращались к профессиональным свадебным ф̶о̶т̶о̶г̶р̶аф̶а̶м̶
рисовальщикам — кого попало на стене рисовать не пускали. Это же была своеобразная
к̶н̶и̶г̶а̶ скала записи актов гражданского состояния (ЗАГС) ханты-мансийского населения, хоть и не большая, но самая первая на Урале (скала), если двигаться с востока на запад в данных широтах.

О датировке рисунков

Две группы исследователей с интервалом в четыре года срисовали со скалы изображения практически идентично, расположение рисунков в верхних двух рядах совпадает, хотя на писанице есть наложения, они просто немного разведены. Третий ряд — это домашнее копирование, поэтому здесь есть отклонения в расположении рисунков, зато меньше стилизации.

На этом основании я считаю, что в 1703 году рисунки на скале были относительно свежими, и их происхождение скорее всего датируется XVI или первой половиной XVII века, то есть до возникновения деревни Писанец.

Фрагмент фото из книги:  Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю.  «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве»

Фрагмент фото из книги:  Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю.  «Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве».

Никто из рисовальщиков не изобразил лося и косулю, которую, как мне кажется, я разглядел на самой восточной части скалы, но на фото у меня она не получилась.

Возможно, я принял за животное неровности скалы. Я думаю, что лось не попал на рисунки, потому что уже тогда выглядел блекло и не сочетался в композиции с сочными и яркими соседями. В таком случае он должен датироваться как рисунки Вишерской писаницы (2000 — 2500 лет). Хотя нельзя исключать вариант, что это рисунок уже XVIII века.

Два слова моим уважаемым читателям…

Фото: Александр Упоров

И в конце хочу принести извинения всем вам, кто дочитал до конца этот мой «труд». Легенду про старушку-остячку и край, где рожают все желающие, я выдумал (хотя слышал, что писанские мужики — лучшее средство от бесплодия). На Алтае и Кавказе каждая скала или озеро имеет несколько подобных самодельных легенд. Чем же наш Писаный камень хуже?

Про всё остальное — это моё мнение, мой взгляд на писаницу без шуток. Я не историк, и любым замечаниям, если они по существу и со ссылками на источники, буду рад. Особенно интересно узнать дату основания села Писанец Невьянской слободы и имена первых поселенцев со ссылкой на конкретный источник.

Мои планы

С завтрашнего дня начинаю работу над топонимом «Москва» (шутка), пока до него не добрался искусственный интеллект.

Любые совпадения имён, фамилий, географических названий случайны.

При использовании материалов этой страницы аккаунта в СМИ и онлайн-изданиях ссылка на автора обязательна.

Автор: Упоров Александр Павлович, Томск

Подписывайся на нас в соцсетях!
Маршрут в мобильном приложении «КУДА»
Маршрут «7 природных чудес Свердловской области» уже доступен в бесплатном мобильном приложении «КУДА»! Скачивайте приложение в App Store, а также Google Play Market и AppGallery
Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments