В Екатеринбурге пару лет назад образовался новый тренд — обновление интереса к «Сказам» П. Бажова. Тренд легко объяснимый и понятный. В результате в общественном пространстве время от времени возникают дискуссии, связанные с творчеством П. Бажова. Одна из этих дискуссий нам показалась интересной и мы, с позволения автора, предоставляем ее Вашему вниманию. Итак, кто же она такая — Хозяйка Медной горы?

«КАМЕННАЯ ДЕВКА» ИЛИ ХОДЯЧИЙ ТРУПАК?!

Вот вопрос, который мучает меня последнюю неделю.
Держит меня эта тема, не отпускает.
Продолжая своё изучение бажовского наследия и его влияния на Уральскую матрицу, я снова задумалась о характере Хозяйки Медной горы.
Считается, что практически все на Урале читали эти сказы. Да и не только на Урале. Книги в советское время выходили миллионными тиражами.
Наверняка и вы читали. Или хоть фильм смотрели.
Ну и какие у вас впечатления от Хозяйки?
Что она из себя представляет?
Добрая она волшебница или злая? Больше помощи от нее или вреда?
Почему никакой радости от общения с ней не было?
И, ладно бы, она наказывала только приказчиков и соглядатаев. Но, как пишет о ней П.Бажов: «Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму радости мало.»
Вот и задумалась я: почему радости мало?
Вроде ведь помогает?
Или только так кажется?
В своем докладе в ГЦСИ я говорила о ней как об ипостаси Великой Матери и о сходстве ее образа с образом богини Хатхор- Владычицы бирюзы из Древнеегипетской мифологии.
Но она так же представляет из себя и духа местности. Гений места — так называли их древние римляне. В их власти была какая -то территория и атмосфера, которая там складывалась.
ВИКИ пишет: ДУХ-ХОЗЯИН (и аналогичные ему: господин, владыка; или дух локуса, дух места, дух-покровитель места, гений места) — общеупотребительный термин первобытных религий, а также и современного фольклора, перешедший в качестве синонима божества во все высшие религии.
Дух- хозяин сперва выступал в облике тотемного животного. После мог быть и в зверином облике и в человечьем. Не брезговал, и в змеином теле на камушках погреться. Так даже и лучше было. Оттуда уже и на кадуцей попал и символом Асклепия обернулся.
В нашем случае это Хозяйка. Женское божество или женская сущность. Ее власть на подчиненной территории почти безгранична. Только вот к людям отношение странное.
Согласно мифологии Дух — хозяин также связан с культом предков. Считается, что именно духи умерших предков помогают ныне живущим.
Так мы выходим на идею, что Дух местности — может быть духом умершего человека. Причем умершего, скорее всего, насильственной смертью. Иначе, для чего бы он в этом месте задержался.
Помните: ведь приведения в старинных зАмках и домах — чаще духи людей, умерших не по своей воле.


Так не предположить ли, что Хозяйка Медной горы тоже является духом умерщвленной в этих местах женщины. Причем, смерть ее, скорее всего, была жестокой. В этих диких урочищах и болотах сгинуть от злых людей не представляло труда. Особенно молодой красивой женщине.
Так и превратилась она в Хозяйку территории, на которой кровь пролила — будущего Гумёшевского рудника и окрестностей.
Отсюда такая нелюбовь к мужчинам, и желание их жестоко наказать. Одного приказчика в камень превратила, так что одни подошвы остались, другого на раскаленную болванку посадили, кто-то ума лишился.
Жестокую смерть принимали.
Только и мастеровым не сладко приходилось. Кто ее наказы выполнял — получал желаемое. Только части души лишался. Радость и веселье их навеки покидало.
Как сказали бы сейчас — впадали в жестокую депрессию. Так что и жить не хотелось.
Вот такая наша Медной горы хозяйка!
А мы ее образ в качестве бабы на чайнике используем. С хлебом — солью гостей встречать заставляем.
Соленым от слез может быть тот хлеб. Да со вкусом кладбищенской земли.
Вот какие мысли от чтения Бажовских сказов рождаются.
Пожалуй, теперь осторожнее на экскурсии буду ездить. Не дай бог Хозяйку встретить. Хоть и была она к девушкам добрее.
Не подскажете, как определить радиус влияния неуспокоенной души?
А вы чего интересного в Бажовских сказах вычитали? Делитесь мыслями.

Надежда Власова
Фото из постов Надежды Власовой, иллюстрации Виталий Волович Художник Виталий Михайлович Волович

Вот несколько комментариев к этому замечательному тексту:

Юлия Олещенко: С удовольствием читала сказы Бажова, не адаптированные для детей. По моему там больше об истории края, о том, как люди общались с природой, наделяя ее душой. Природа бывает добра и жестока как и сам человек. Если нанести ей вред, она ответит тем же. Для меня Хозяйка Медной Горы- это уральская Природа, ее душа. А то, что она не сентиментальна, так и ее имели и не сильно щадили. Как, впрочем, и сейчас.
Ps. Если мастер к камню или дереву с душой подходил, Хозяйка ему свои секреты открывала. А потребителей и разрушителей наказывала. По моему, вполне справедливо.

Мария Розенсон: Первая ассоциация — Хозяйка Медной горы — уральская Снежная Королева. От обеих веет холодом, обе «питаются» теплом молодых людей.

Julia Oborina: Не вижу там человеческого мертвеца. У Хозяйки Медной Горы есть некая этика, пусть людям странная и непонятная, в отличие от мертвяка, она мстит не всем людям без разбора, а только за конкретные дела, к насилию над женщиной, кстати, не имеющие отношения, там все больше про жадность, коррупцию, превышение власти.
Мне более родственным хозяйке кажется, как ни странно, образ дальневосточных драконов, хранителей сокровищ, но без земетрясений и извержений, что логично в местности, где этого нет или мало. То есть, мне кажется, это материнская сущность, существовавшая в местности до прихода людей, и антропоморфность которой вторична, приобретенная как раз для облегчения коммуникации с людьми. Драконы, превращавшиеся порой в прекрасных юношей, время от времени требовали себе невест, прекраснейших из девушек, обладавших лучшими из женских качеств. У хозяйки получается другое — к ней уходят по местным представлениям лучшие из молодых мужчин. Но вот именно что природа настолько иная, не прошедшая сама через человеческое, только надевающая личину, что невозможно полностью мирное полюбовное сосуществование. Если уж говорить о том, что это может быть наследие живших здесь ранее народов, то я скорее склоняюсь к тому, что это женское божество одного из них, не земная умерщвленная девушка. Черные глаза и черная, словно приклеенная, коса наводит на такие размышления, да, не славянка, но не жертва, а богиня, не вижу я там человеческой злости, но ей явно все, чем герои сказов занимаются, малопонятно, то есть, ей был понятен какой-то другой уклад. Только искусство работы с металлом и камнем ей понятно, а вот агрессивное поведение начальства пришельцев явно как красная тряпка. Тут уж надо к фольклористам и этнографам копать, кто тут был до прихода русских и какая у них была мифология.
Екатерина Ульянова: Прям зацепило ведь, полезла Википедию читать. Там вот интересная версия происхождения Хозяйки Медной горы есть: Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

А так выглядят Гумешки сегодня:

Интересно? Расскажи друзьям!
avatar