Строительство железной дороги Казань-Екатеринбург

В 1914 году Московско-казанским акционерным обществом, после многолетней подготовительной работы, было начато строительство железной дороги Казань-Екатеринбург.

Из всех железных дорог европейской части России, эта наиболее интересна в техническом плане, поскольку на ней было устроено 6 (!) тоннелей и 7 бетонных виадуков.

Размах поражает воображение. И что самое интересное — все эти сооружения до сих пор сохранились. По тоннелям, за исключением одного, ездят поезда, а последний из старых виадуков выведен из эксплуатации этим апрелем. Остался в эксплуатации новый, 1968 года выпуска.

Все это обусловлено сложным рельефом на участке от Чернушки до Красноуфимска, где железная дорога пересекает северную оконечность Уфимского плато и т.н. Сылвенский кряж. Местность изрезана глубокими логами, промытыми в мягких известковых породах.

На первый взгляд кажется, что у акционеров было столько денег, что они решили шикануть, показать всему миру: эх, раз живем, однова гуляем! Как это по-русски. А потом, после некоторого анализа, приходит понимание, что все эти затраты были продиктованы экономическими расчетам и данью эпохе, в которой еще не было экскаваторов и огромных самосвалов, а лишь крестьянская лошадка и не так много рабочих рук: война, революция, снова война.

Да, железная дорога Казань-Екатеринбург строилась в переломное время. И когда по ней проходила линия фронта, и красные и белые старались со своей стороны достроить железную дорогу. В частности, белыми был введен в строй Дидинский железнодорожный тоннель, а красными мост через Каму в районе Сарапула. Потом, правда, снова взорван.

В советское время пришли совсем другие возможности. Вместо тоннелей можно было делать скальные выемки, а вместо виадуков устраивать гигантские земляные насыпи.
Сохранившиеся сооружения — безусловно, память ушедшей эпохе. При этом всего два объекта находятся без охраны, на остальные по-прежнему хрен попадешь, да и они также на балансе РЖД.

Самый маленький виадук находится у бывшего лесного поселка Черная речка. Он единственный, по которому можно походить. Параллельно насыпана земляная насыпь и составы проходят в полусотне метров.

Виадук Черная речка, фото: Валерий Кузнецов
Виадук Черная речка, фото: Валерий Кузнецов

Мы восхищаемся нашим мостом через Сим в районе Миньяра. Так вот, этот самый маленький виадук, примерно такой же по протяженности. А вот его собратья…

Виадуки Свердловской области

5 виадуков железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург в Свердловской области находятся между остановочными пунктами Черная речка и Красноуфимск. Еще два виадука находится на территории Пермского края, возле станций Бартым и Сарс. Последние два я не посетил, ввиду нехватки времени — не были виадуки главной целью. Но первые пять увидел все. Впечатляет!

Немного теории. Виадук — слово латинское, составное, образовано из двух слов: «виа» — дорога, «дуко» — веду. Русское слово «путепровод» — прямая калька.

Самый доступный виадук находится рядом с Красноуфимском, близ деревни Рябиновка. В этом месте железнодорожные пути образуют живописное пересечение на разных уровнях. Возникает аллюзия с футуристичными открытками от фабрики Эйнем о Москве будущего.

Виадук близ деревни Рябиновка, Фото: Валерий Кузнецов

Сделано это неспроста, поскольку изначально магистраль была однопутной, но в 60-е годы прошлого века проложили вторую ветку. Но не параллельно существующей, а совсем по другому маршруту. Здесь-то они и расходятся, чтобы сойтись в районе Саранинского лога.

Виадук близ деревни Рябиновка, Фото: Валерий Кузнецов

Под виадуком можно проехать и даже постоять. Но это режимный объект, как и другие виадуки. При этом поезда ходят только по одному, построенному в более позднее время.

10 лет назад здесь, рядом с Рябиновкой, в начале мая местными пьяными упырями был забит до смерти московский фотограф. Парень просто спустился с насыпи, чтобы узнать дорогу у людей, ехавших на мотоцикле Урал. Но он ошибся, то были не люди, а пьяное быдло, что привлекла дорогая камера и перстень с печаткой. Забрали все, даже обувь сняли.

Случай громкий был, в Красноуфимске все про него знают. Репутацию городу, конечно, очень сильно подпортили. К слову, упырей тех уже выпустили на свободу. Тем не менее, туристы смотреть на виадуки и Аликаев камень едут и едут.

Еще один виадук находится рядом с остановочным пунктом 1418 км. Он примерно такой же, как и виадук рядом с Рябиновкой. Под ним также можно проехать. Рядом с ним висят две видеокамеры.

Виадук рядом с о. п. 1418 км, фото: Валерий Кузнецов
Виадук рядом с о. п. 1418 км, фото: Валерий Кузнецов

Самый длинный из всех виадуков находится в поселке Пудлинговый. До последнего времени по нему осуществлялось движение. Но после постройки параллельно ему новой эстакады, в апреле 2022 года, он был выведен из эксплуатации.

И, наконец, по пути к Черной речке есть еще один виадук. Построили его в конце 1960-х годов, когда строили второй путь. То есть он самый современный из существующих, и движение по нему идет.

Виадук фото: Валерий Кузнецов

Кроме того, на вышеописанном участке существует и два действующих тоннеля.
В общем, для любителей промышленной архитектуры — очень даже ничего поездка.

Автор текста и фото: Валерий Кузнецов

Превью: Виадук Черная речка, фото: Валерий Кузнецов

Источник: https://vk.com/kuznetsov_ru?w=wall2488448_18130%2Fall

Читайте также:

Старые мосты Урала: маршрут выходного дня
Никольский каменный мост — одно из главных украшений дороги из Сима в Ашу
Дидинский тоннель

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments