Бабиновский тракт (Бабиновская дорога) стал результатом освоения Уральских и Сибирских земель, которое до появления транспортного соединения этих областей было практически невозможно. Основная задача тракта – соединить европейскую часть страны с Тобольской областью. Постепенно вдоль всего отрезка транспортной линии начали образовываться поселения, основная задача которых заключалась в обслуживании тракта и предоставлении услуг ямщикам и другим проезжающим здесь людям.
На сегодняшний день Бабиновский тракт имеет для исследователей огромное историческое значение: многие из них ставят его даже выше Сибирского тракта. Хотя, казалось бы, Сибирский тракт – это более новая и удобная замена Бабиновской дороги.
1. «Охочий человек» Артемий Бабинов
В середине 90-х годов XVI века царем Федором Ивановичем был издан указ, согласно которому «охочие люди» должны разведать наиболее прямой и удобный путь в Сибирь. Одним из «охочих» оказался Артемий Софронович Бабинов. О личности и прошлой жизни этого человека известно мало – родился он то ли в 1560-х, то ли в 1570-х годах, проживал в деревне Верх-Услока, а по «профессии» был крестьянином. Считается, что отыскать место для строительства дороги ему помогла случайная встреча с манси около Чаньвинской пещеры. Манси шли из пещеры после проведения языческих обрядов, когда их заметил Бабинов: стараясь не привлекать к себе их внимания, он проследовал за манси по тайной тропе, приведшей его к верховью реки Туры. Чтобы обозначить траекторию пути, по дороге он заламывал ветки деревьев. Изучив местность, Бабинов сообщил в Москву, что сможет провести грунтовую дорогу, которая в разы сократит путь между Солью-Камской и Тобольском. Спустя некоторое время было получено согласие царя на строительство.
2. Бабиновский тракт был построен в рекордные сроки
Бабиновский тракт начали строить в 1595 году. В строительстве приняло участие 40 человек, которые за два года успели не только проложить дорогу длинной в 300 километров на болотистой местности, но и отстроить 9 мостов через реки, встречающиеся на пути. В прошлом России еще не было подобных случаев. Впоследствии дорога была удлинена до Тюмени и Тобольска, а в 1598 году по тракту стали использовать для перевозки большого количества тяжелых грузов.
3. Вождь сибирской дороги
За открытие и строительство прямой дороги в Сибирские земли царь Федор Иванович подарил Артемию Бабинову участок земли недалеко от реки Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни Бабинов присматривал за благоустройством дороги: в царских грамотах его называли «вождем сибирской дороги». Похоронен он был на кладбище у села Верх-Яйва, а земля «вождя» перешла его потомкам на правах личной собственности.
4. Бабиновский тракт – дорога, создавшая Россию
Это звание Бабиновский тракт получил за свой вклад в освоение Сибири, Дальнего Востока и Аляски – Русской Америки. В то время дорога была наиболее коротким, удобным и экономичным путем. Кроме того, до его строительства не было ни одной сухопутной дороги, связующей Европу, Азию и Америку. Уже в 1716 году благодаря тракту русские первопроходцы смогли освоить путь на Камчатку.
5. Бабиновский тракт имеет 3 названия
На сегодняшний день первую дорогу в Сибирь все знают только под одним названием – Бабиновский тракт, в честь первооткрывателя Артемия Бабинова. По этому же принципу дороге было дано второе название – Бабиновка. Однако официально дороге из Европы в Сибирь присвоили название «Соликамско-Верхотуринский тракт».
6. Бабиновский тракт принимал множество известных личностей
В свое время Бабиновский тракт повидал немалое количество людей, которые на сегодняшний день известны не только в России, но и за рубежом как выдающиеся деятели культуры, искусства, географии, политики и т.д. Так, в 1731 году по тракту не только прошел, но и оставил свой след Григорий Демидов, создав в окрестностях Соликамска один из первых в России ботанических садов. А в 1733 году по Бабиновскрой дороге проследовала научная экспедиция во главе с Витусом Берингом. В ее состав входили астроном Людовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе которых — Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки.
Также в разное время на Бабиновском тракте бывали протопоп Аввакум, князь Меньшиков, родственник А.С. Пушкина – Ганнибал и другие.
7. Благодаря Бабиновскому тракту город Соликамск был описан в романе «Робинзон Крузо»
По словам краеведа Геннадия Бординских, Бабиновский тракт сыграл огромную роль для города, оказавшегося начальной точкой проложенной дороги – Соликамска. Рост города не остался без внимания иностранных исследователей, путешественников и писателей – отрывок, описывающий город можно найти у известнейшего писателя Даниэля Дэфо в его романе «Робинзон Крузо».
«Наконец, переправившись через Каму, которая в тех местах служит границей между Европой и Азией, мы вступили в Европу; первый город на европейском берегу Камы называется Соликамском. Мы думали увидеть здесь другой народ, другие обычаи, другую одежду, другую религию, другие занятия, но ошиблись; нам предстояло пройти еще одну обширную пустыню, тянувшуюся двести, а в иных местах семьсот миль. Эта мрачная местность мало чем отличалась от монголо-татарских областей; население, большей частью языческое, стояло немногим выше американских дикарей: их дома, их города полны идолов, образ жизни самый варварский; исключение составляют только города и близлежащие селения, жители которых являются христианами или мнимыми христианами греческой церкви, но религия их перемешана со столькими суевериями, что в некоторых местах едва отличается от простого шаманства». (Д. Дэфо, «Робинзон Крузо»)
8. Таинственная деревня у Бабиновского тракта
Бабиновский тракт проходил еще через один населенный пункт – Свердловский поселок Растесс, имеющий дурную славу у жителей Урала. Легенда гласит, что это была простая деревенька, с обычными деревенскими жителями, которые в один день просто исчезли.
Однажды люди из соседского поселения поняли, что давно не видели жителей Растесса и отправили местных мужичков, проверить все ли там в порядке. Назад мужички вернулись перепуганные и бледные. «В деревне не осталось ни одного жителя, — говорили они. — При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется». На следующий день стало известно, что сельское кладбище также опустело – все могилы били вырыты.
Читать далее9. Разбит, но не сломлен
Не смотря на то, что официально Бабиновский тракт был заброшен в 1760-х годах, сразу после постройки Сибирского тракта, некоторые участки дороги еще долгое время действовали – правда, только для коротких переездов. Более того, на участке Тюмень-Тобольск в свое время, прямо поверх старинного тракта, была проложена современная автомобильная дорога, которая действует до сих пор.
10. Юбилей Бабиновской дороги
В следующем, 2020 году исполнится 415 лет с начала строительства Бабиновского тракта.
А какие интересные факты знаете вы? Если есть о чем рассказать, ждем ваши комментарии по почте nashural@mail.ru!