Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны…
Конечно же, все помнят эти замечательные стихи Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила», где упоминаются русалка, леший и жилище Бабы Яги. А есть ещё множество русских народных сказок и поверий о существовании мифических персонажей, которые бытовали у народов России. На самом деле леший и водяной, русалки и мавки, упыри и кикиморы, и прочие сущности — это только малая часть всех тех духов, нечисти и прочих мифологических существ, которые, по представлению славян, обитали в лесах, реках и в горах. В них верили, боялись и предпочитали не встречаться. И даже добрых духов старались лишний раз не беспокоить.
Мифические существа у коми-зырян, пермяков и язьвинцев
У народов коми-зырян, пермяков и язьвинцев, в сказах и легендах тоже есть свои мифические существа. Васа — водяной, дух-хозяин воды, Вöрса — лесной дух, леший: они являлись хранителями природы и ее богатств, следили за спокойствием и гармонией в природе, наказывали жадных охотников и рыболовов. Духи помогали людям, но могли и наказать. Ёма — ведьма и колдунья, что-то вроде русской Бабы Яги. Но наиболее известным персонажем является кровожадное чудовище Яг-Морт — великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны. Чудское предание о Яг-Морте, записанное в селе Ижма историком-краеведом М.Ф.Истоминым, впервые было опубликовано в мае 1848 г. в газете «Вологодские губернские ведомости» № 19, 20.
По мотивам этой легенды о Яг-Морте, на музыку композитора Якова Перепелицы, был создан первый коми-зырянский национальный балет «Яг-Морт». Премьера состоялась 18 августа 1961 года на сцене Республиканского музыкального театра, а год спустя — в Москве, в Кремлевском театре, формировавшем свой репертуар на показе лучших достижений республиканских театров, и которые пользовались успехом у зрителей.
Среди коми-пермян распространены мифы о Чуди — жителях мифического времени. Рассказывают, что они говорили на своем языке и людьми были только наполовину. Вторая их половина принадлежала миру духов. Легенды описывают таинственный народ как приземистых существ с очень светлыми глазами, несколько напоминающих гномов из европейской мифологии. Когда на земли, где жило племя, пришли переселенцы, Чудь не пожелала терпеть этого соседства и покинула родные места. Куда они ушли, до сих пор остается неизвестным. Одна из версий гласит, что Чудины вырыли в земле глубокие отверстия и скрылись там, завалив за собой проход. Возможно, они нашли прибежище в подземных пещерах. Другая версия говорит о том, что Чудь отправилась в один из параллельных миров, поскольку знала туда дорогу. Но самое интересное, что Чудь, вне всяких сомнений, существовала на самом деле: упоминания о ней можно найти в «Повести временных лет» и в других русских летописях.
А что же в Европе?
Не менее богат европейский пантеон мифических существ. Драконы и единороги, эльфы и демоны, гномы и феи. И если в нашей стране образы мифических персонажей мы чаще всего встречаем в иллюстрациях к сказкам и в музейных экспозициях, то за рубежом это мультипликация, реклама, детские игрушки и сувениры, многочисленные художественные фильмы, комиксы, плакаты и постеры. Самые популярные и активно используемые персонажи — гномы.
Гномы — сказочные карлики из западноевропейского, в первую очередь, германо-скандинавского фольклора — частые герои сказок и легенд. Гномы известны в разных языках как «дверги», «цверги», «дворфы». Согласно сказаниям, они невелики ростом и темны лицом, живут под землёй, носят бороды, известны богатством и мастерством. Славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов.
Я не буду в подробностях пересказывать все сказочные сюжеты средневековых баллад и поэм, просто давайте посмотрим на гномов через призму нумизматики и бонистики.
Начало 20-х годов прошлого века. Униженная Версальским договором и раздавленная непомерной контрибуцией Германия. Инфляция достигает 5000%. В стране катастрофически не хватает бумажных денег и разменной монеты. Чтобы как-то справиться с подобной проблемой, госбанк Германии позволил некоторым городам выпустить вместо общей разменной монеты свои суррогаты. Эти деньги получили название нотгельды — «чрезвычайные деньги», так как их выпуск вызвали чрезвычайные обстоятельства. В некоторых городах, дабы показать свою индивидуальность, на нотгельдах стали изображать местные достопримечательности, исторические события, мифологических персонажей: гномов, карликов-нибелунгов, гоблинов и прочих мифических существ. На нотгельде 1921года в 1 марку г. Аума (Тюрингия) изображен лесной гном. А на 10-пфеннинговой купюре 1921 года города Ильзенбурга — Король горных гномов Гюбих, которого легко узнать по волшебному жезлу.
Появились на нотгельдах и герои средневековой эпической поэмы «Песнь о нибелунгах». На 50-пфеннинговой купюре г. Ксантена главный персонаж эпоса Зигфрид расправляется с карликами-цвергами, братьями Шильбунгом и Нибелунгом. Одного из них герой эпоса пытается придушить руками, а бездыханное тело другого уже лежит у его ног. Победив цвергов, Зигфрид забирает все их богатства.
А вот ещё один сюжет из сказок о кёльнских гномах, на нотгельде 50 пфеннигов 1922 г. На купюре показано жилище портного, где при свете ночника в поте лица трудятся гномы, выполняя за него портняжную работу. Сам же портной спит сладким сном и даже не подозревает, что происходит у него буквально под носом.
Мифические существа увековечены не только на немецких суррогатных деньгах, но и на не менее реальных платёжных средствах. К примеру, на банкноте в 100 шотландских фунтов Клайдсдейл-банка 2009 года. Лицевая сторона этой купюры посвящена материальным свидетельствам жизни древних обитателей Европы. На банкнотном поле слева находится изображение удивительной археологической площадки эпохи неолита, обнаруженной на одном из Оркнейских островов, принадлежащих Шотландии, под названием Скара-Брей. Это раскопанные в толще холмов жилища неизвестной карликовой расы. Высота их стен, сложенных из слюдянистого песчаника, не превышает одного метра, а дверных проёмов — 80 сантиметров! А размеры обнаруженных там каменных кроваток, шкафчиков и полок для посуды немногим отличаются от габаритов кукольной мебели. Так что старинные легенды о крошечных гномах — обитателях вечнозелёных холмов, слывших волшебниками, вполне правдоподобны.
Гномы на монетах
Вот гном на Австрийской серебряной монете 10 евро 2010 года. На монете представлен сюжет из легенды о Карле Великом. В подземном замке в горе Унтерсберг Великий Император спит сладким сном в окружении своего войска и многочисленного двора. Раз в сто лет Карл просыпается и отправляет своего слугу-гнома проверить, что делается наверху. Если гном возвращается и докладывает, что видел воронов, летающих над Унтерсбергом, то Великий Король снова засыпает крепким сном. В другом варианте легенды Карл со своим войском окончательно пробудится ото сна, когда его борода трижды обернется вокруг мраморного стола, и тогда Карл восстанет из своей пещеры и будет предводительствовать в последней битве добра со злом.
В 2011году Австралия пустила в оборот однодолларовую монету с изображением гоблина. Именно так выглядит на старинных рисунках и гравюрах карлик-хранитель высокогорного озера Лай-да-Тума в Швейцарии. Зовут его Пацоламэннхен или просто Пацола.
И ещё одна монета. Это «хобо никель» — монета с искусной гравировкой. В 1913 году монетный двор США выпустил новую монету 5 центов. На аверсе была изображена голова Индейца, на реверсе изображен Бизон. Эта монета быстро стала известна как голова Индейца или Буффало-никель. Искусные мастера одну из сторон этой монеты зашлифовывали и на этом месте гравировали различные сюжеты, начиная от черепов и чертей до настоящих шедевров. Наверное, так и появился на одной из монет мифологический Кобольд.
Естественно, тогда такого рода монеты к оплате не принимались. А сегодня они представляют большой нумизматический интерес.
Можно было, конечно, рассказать о гномах на почтовых марках, но об этом как-нибудь в следующий раз.