Известно, что на Руси основной обувью крестьянина, а где-то и рабочих некоторых специальностей, вплоть до первых десятилетий двадцатого века оставались лапти. Однако в Сибири эту обувь не практиковали. И только переселенцы из центральных районов страны конца позапрошлого и самого начала прошлого века напомнили местным жителям об этом виде крестьянского гардероба.
Впрочем, коренные сибиряки так и не приняли лапти в свою бытовую практику. Они за годы жизни в суровых климатических условиях давно нашли ей замену. Поэтому лапти долгое время считались отличительной чертой новоселов. Где-то прибывших на постоянное место жительства в эти края людей так и называли – «лапотники». Но и приезжие крестьяне не торопились менять своих привычек и продолжали пользоваться лаптями как дешевой, удобной, хотя и не самой практичной обувью.
Факту деления местных жителей по виду обуви можно удивляться, так как практически все русское население Сибири прибыло сюда из западных регионов. Среди переселенцев разных времен могли оказаться бывшие земляки и даже родственники. Не может быть, чтобы лапти для них были в диковинку.
К приезжим в Сибири того времени вообще относились с некоторым предубеждением. На страничке сайта https://pikabu.ru/story/shtraf_razmerom_v_korovu_i_sibirskie_motivyi_na_oregonshchine_5880800 приводится интересный диалог, который был записан со слов старожилов-сибиряков во время этнографической экспедиции 1960–1970-х годов. Здесь четко показано, как встречали «понаехавших» сибиряки, считавшие себя коренными.
Если этот разговор слегка адаптировать к нашему времени, то получится чисто московский вариант, когда бывшая «лимита» вдруг начинает предъявлять свои претензии новым столичным жителям и просто гостям города.
Представим этот диалог для понимания того, какое недоумение у сибиряков могли вызывать ответы переселенцев:
«– А чего в Сибирь поехали?
– Так земли мало…
Обычно на этом месте у сибирского крестьянина наступал, говоря современным языком, разрыв шаблона: как земли может быть мало? И они начинали искать подвох.
– Плохая земля что ли? Пшеницу, картошку не родит?
– Все родит, – отвечали поселенцы, – но мало земли, на всех не хватает.
Сибирякам той поры это казалось дикостью…».
Возвращаясь к заявленной раньше теме использования лаптей в Западной Сибири, стоит познакомиться с историй этой обуви. Замечательный материал об этом опубликовал в социальной сети «Одноклассники» краеведческий музей города Заводоуковска. Публикация самая свежая и приурочена к юбилею города, что говорит о том, что интерес к истории одежды, которую носили наши предки, не иссякает. Предлагаем данную работу нашим читателям в полном объеме:
«5 июля 30 лет, г. Заводоуковск, Россия
Лапти
Лапти («верзни»; «лычники»; «рачки») – низкая обувь, самая распространенная на Руси в старину, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетенная из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты.
Первые упоминания о лаптях встречают в документах, относящихся к X веку, хотя сам кочедык («свайка»; «швайко») – инструмент, которым пользовались для плетения лаптей, находят в древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.).
Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти назывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса – волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеро лаптей сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.
Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7–8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5–6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так сноровисто, то есть быстро.
В современное время редко кто носит лапти. Однако оберег данный не потерял актуальности и сегодня. Его делают специально и продают в эзотерических магазинах. Как правило, в доме необходимо иметь несколько пар лаптей, каждая из которых выполняет свою функцию.
Например, лапти, вывешенные над порогом, не пустят в дом непрошеных гостей, притянут счастье и достаток, защитят от порчи и сглаза. Пара, помещенная в прихожей с левой стороны от входной двери, убережет супругов от разлучников и разлучниц. Кладут пару такой обуви и на кухню, а в них – кусочек сахара или сухого хлеба. Данный амулет способен привлечь в дом благополучие, защитит от нечисти, оградит от беды».
Контакты Краеведческого музея города Заводоуковска
Телефон: +7 (34542) 2-26-40
Сайт: zvd-museum.ru
E-mail: zvd-museum@mail.ru
Краеведческий музей на карте
Автор статьи: Алексей Герасимов