Этой статьёй мы начинаем цикл статей, посвящённых сохранению промышленного наследия. На самом деле, эта тема сложная и в целом требует от бизнеса (бизнесу принадлежат лучшие промышленные предприятия России) огромных затрат.
Именно поэтому мы начинаем со статьи об одном из лучших музеев в России на промышленном предприятии.
Если город – это отражение, проекция тех людей, что в нем живут, то музеи – это, в первую очередь, профессионалы, которые в них трудятся. Каждый музей – в какой-то степени, воплощение видения мира его сотрудников. Именно они выбирают, какие из экспонатов разместить в том или ином месте, какой из них заслуживает особого внимания посетителей, даже сама реализация экспозиций, то, в каком виде и как ее увидят гости музея – с одной стороны, это полет фантазии и степень ответственности служащих музея, с другой стороны — поддержка собственников предприятия. Ведь от того, насколько хороших профессионалов они нашли для заводского музея и сколько денег выделили для существования музея, зависит будет успешен музей или нет.
И так — удивительный музей Трубной Металлургический компании в городе Полевской — музейный комплекс «Северская домна». Северский трубный завод, команда ТМК и его сегодняшний директор Анна Евгеньевна Трепалова сделали все возможное, чтобы музейное пространство приобрело сегодняшний вид. Сама Анна считает, что без доброй воли собственников ТМК музея бы не было и рассказывает об этом на каждой экскурсии.
Маленькое замечание: это не реклама. Портал Наш Урал самостоятельно выбирает объекты, которые он посещает.
Еще не «Домна», но идея
Идея превратить домну в музейное пространство зародилась еще в 1960-х годах – краеведы, ветераны завода, бывшие доменщики уже тогда говорили о важности сохранения этого индустриального наследия.
В течение нескольких десятилетий они собирали коллекции, находя экспонаты в различных цехах завода. Благодаря старанию этих людей современный музейный комплекс имеет в своих фондах более 20 тысяч экспонатов. Итогом этих сборов стало первое знакомство доменной печи Северского трубного завода не с привычными ей металлургами, а сторонними людьми 21 апреля 1970 года – именно этот день считается днем рождения музея и от него музей ведет свой отсчет. Тогда старая печь еще не была признана памятником архитектуры, но в головах людей уже появилась мысль – это действительно заслуживает внимания.
В последующие годы экспозиция музея неоднократно переезжала: Свято-Троицкая церковь, АБК Мартеновского цеха, Дворец культуры и техники.
Встреча, ведомая судьбой
Долгие годы производственно-технический музей СТЗ искал свое место. Нашёл он его благодаря вхождению Северского трубного завода в состав Трубной Металлургической Компании. Произошло это в 2002 году и это событие стало судьбоносным для музея. Решение о реконструкции старых производственных зданий с последующим размещением в них музея принимается лично председателем совета директоров ТМК Д.А.Пумпянским. Инициатором этого важного события стал на тот момент технический директор СТЗ М.В.Зуев.
В то время пока музей Северского трубного завода искал свое место, тем же самым занималась и 9-классница Анна Трепалова. Неожиданно для себя она прервала карьеру волейболистки и решила уйти в совершенно другую сферу. В какую именно она еще не знала, но была уверена, что она должна быть связана с историей. Первыми людьми, попавшимися ей на этом пути, стали участники Полевского археологического отряда. Так Анна стала школьным археологом. В поисках древностей она провела 3 года – вплоть до окончания 11 класса.
Окончив школу, Анна решает еще больше углубиться в историческую сферу и поступает на Исторический факультет Педагогического университета в Екатеринбурге. Но это был не просто «истфак», ее курс специализировался на музееведении и краеведении. В институте Анна продолжила заниматься археологией – этому она посвятила все 5 лет обучения. После института она вернулась в родной Полевской, где устроилась работать школьным учителем истории. Затем перешла в управление культуры, где занималась охраной памятников истории и культуры города. А в 2009 году Анну пригласили на должность директора музейного комплекса Северского трубного завода – с этого момента начался симбиоз Анны и музея, ставший решающим в становлении «Северской домны» в том виде, в каком ее знают сегодня.
Начинать всегда сложно
В «Северской домне» началась карьера Анны в качестве музейного служащего. До этого она еще ни разу не работала в подобной сфере, а тут – сразу директор! Подобное решение было рискованным как для руководства завода, так и для самой Анны. Конечно, многим теоретическим аспектам ее обучили в институте: она понимала, что такое фонды, как работать с экспозициями и как их развивать, как наполнять музей, чтобы он был интересен людям. Но теория теорией, а на практике все не всегда выходит по «институтским» канонам, поэтому поначалу возникали и вопросы, и сложности.
Да и корпоративный музей – это музей особый. Здесь другие правила финансирования, приема на работу, обслуживания экспозиций, даже пропускной процесс посетителей превращается в настоящий квест. Расположение музея на территории промышленного предприятия обязывает держать главные ворота музея всегда закрытыми. Чтобы пробить себе путь к индустриальным памятникам, посетителю нужно позвонить сотруднику музея по номеру, указанному на воротах. Через некоторое время ворота отопрет Виктор Владимирович (и запрет их обратно, как только гость зайдет). Да и остаток времяпрепровождения гости останутся под пристальным наблюдением заводской службы охраны. В общем, пройти как в классическом музее, просто открыв нужную дверь, не получится.
Одной из главных сложностей Анна считает большой недостаток человеческих ресурсов – корпоративные музеи могут позволить себе совсем небольшой штат работников. И, как правило, люди эти – заводчане на пенсии. Подобный подход вполне обоснован – информация от человека, который многие годы работал с оборудованием, изучал процессы производства, всегда исчерпывающая и достоверная. Поэтому прием бывших сотрудников предприятия на должность в музеи — самая распространенная история. Однако не всегда инженер может объяснить простому обывателю технические вопросы той же варки металла, часто забывая, что элементарные для него вещи крайне сложны для обычного туриста. Анна пошла по другому пути. Ее команда – «гуманитарии», люди с нетехническим складом ума. Тонкостям промышленности они обучались уже по ходу работы – специалисты завода подробно, до последнего шурупа, разъясняли сотрудникам музея им тонкости процессов производства. Сама Анна, когда пришла на эту должность, в производстве труб и металлургии тоже немного понимала поначалу.
«Я увидела это огромное колесо и подумала: господи, что оно делает?! Нет, я понимала, что это маховое колесо, понимала какие-то базовые аспекты. Но вот что конкретно оно здесь делает? Как при помощи этой штуки что-то производилось? Мне было абсолютно ничего не понятно. Я помню, как пришел кандидат технических наук Ноан Ионович Зелёный и принес мне огромные чертежи оборудования, которое использовалось на производстве в разные периоды. И по этим чертежам начал рассказывать: понимаешь, берут руду, потом с ней делают вот это, потом ее в доменную печь загружают, засыпают то-то и то-то и оно там, как в кастрюле, варится-варится… И когда он мне весь технологический цикл рассказал, мне все стало понятно. Тогда я осознала, что если я, закончив истфак, это поняла, то это под силу любому специалисту с высшим гуманитарным образованием».
Анна решила, что главное для специалистов музея, даже промышленного, – это не техническое образование, а умение общаться с людьми, проводить экскурсии для самых разных категорий: от малышей до искусствоведов, от простых туристов до партнеров завода. Последние, считает Анна, – самые сложные: те же самые инженеры, которые многие вещи понимают в сотни раз лучше любого экскурсовода, вещи, которые непрофессионал никогда не поймет. Они уже знают все технические тонкости. Казалось бы, что им может дать промышленный музей, если они полжизни прожили на реальном производстве? Здесь-то и выручает гуманитарное образование – люди с нетехническим складом ума способны разглядеть в производстве что-то новое, необычное и преподнести это с такой стороны, чтобы даже профессионалы могли узнать для себя что-то новое.
Поэтому вся команда «Северской домны» – это не «технари» с огромными познаниями в производстве металла, а «гуманитарии» способные во всем увидеть нечто прекрасное и продемонстрировать это миру. Исключение – Виктор Владимирович – у него рабочая профессия. Он – плотник.
Дальше легче, но трудности остаются
Если трудности формирования базы музея, его концепции Анна преодолела, набрав команду единомышленников, готовых увидеть и передать всем – от мала до велика – индустриальную красоту Северской домны, то другие проблемы преследуют музей на протяжении всех 10 лет. У промышленных музеев есть сложности, заложенные в саму основу подобных музеев, бороться с которыми приходится каждый день.
Например, станок или маховое колесо не вызывают в людях того мгновенного эмоционального отклика, который возникает при просмотре картины или живописной фотографии. Многие не испытывают и эстетического удовольствия, глядя на объекты промышленной истории. Поэтому донести ценность этих объектов до рядового посетителя – очень тяжело. Сделать это можно, лишь ответив на самый важный вопрос: зачем мы все это сохраняем? Зачем нужен этот железный станок, зачем нужна эта ржавая труба, зачем нужен кусок старой чушки? Зачем? Затем, считает Анна, чтобы донести до каждого – этот станок, эта труба и даже чушка, изменили мир вокруг себя. В свое время кто-то изобрел этот станок, который стал производить некую продукцию, которая в свою очередь, перейдя по своему прямому назначению, изменила часть мира, что-то в нем усовершенствовав. Да и сам завод буквально проложил путь развития для города. Кто знает, как бы выглядел сегодня Полевской, будь здесь предприятие с другим уклоном, или не будь его совсем.
Эту ценность индустриального наследия и старается донести музей и его сотрудники до простых обывателей. Показать, что не зря они пытаются его сохранить, что оно необходимо будущим поколениям, что оно является некой основой, частью жизни и истории города. По словам Анны, «Северская домна» – это именно те корни, которые помогают сохранять прекрасную крону не только заводу, но и всему городу и его жителям.
Не меньшую проблему создает корпоративность музея. Придумывая новые экспозиции или дополняя старые экспонатами из фонда, разрабатывая какие-либо мероприятия всегда нужно помнить о балансе существования музея как для корпорации, так и для внешнего потребителя. Потому, что корпоративный музей, в первую очередь, должен работать на нужды корпорации: проводить различные встречи с деловыми партнерами, работниками предприятия, ветеранами производства, молодыми металлургами и так далее.
И всегда достаточно сложно перестроится на то, что эта домна, являющаяся уникальным памятником в России и Европе, должна быть достоянием человечества. О нем нужно рассказывать, его нужно показывать и делать максимально открытым.
Именно этим Анна Трепалова и вся ее команда занимается каждый день – дает возможность простому человеку увидеть прекрасное там, где большинство его не замечает.
Руководитель портала Наш Урал Марина Чеботаева, уполномоченный Российско-Германской Внешнетороговой Палаты на Урале : «Я была в музее и на Северском трубном заводе в составе немецкой бизнес — делегации. Участникам бизнес-миссии хотелось посмотреть современное трубное производство на Урале и мы его увидели. Музей Трубной Металлургической Компании на Северском Трубном Заводе — отличное пространство, где не только можно увидеть историю одного из старейших уральских заводов, но и проследить за развитием трубного дела на Урале. »
Контакты и как добраться?
Телефоны: 8 (34350) 3-20-36 — директор, 8 (34350) 3-31-37 — экскурсовод (прием заявок на экскурсии).
График работы музея: Вторник — пятница с 8.30 до 17.00 (касса закрывается в 16.00). Суббота – с 10.00 до 18.00 (касса закрывается в 17.00). Понедельник – методический день, посетители не принимаются. Воскресенье — выходной.
Экскурсии проводятся по предварительной записи.
Внимание! Ворота музея закрыты, потому что он на территории действующего завода. Звоните по указанным на воротах телефонам и вас встретят.
Соцсети: ВКонтакте