Спойлер: и не пожалели!
Начну по порядку. Насмотревшись красивых фотографий из ранее неизведанной нами Йошкар-Олы и впечатлившись видами столицы Республики Марий Эл, собрались мы с девахами город этот посетить. Надо сказать, что «девахи» — это четыре взрослые, благоразумные дамы, а как вы, возможно, знаете, собраться вместе особам среднего возраста крайне тяжело. У всех и без встреч полно интересных и увлекательных занятий: детей развести по садикам и репетиторам, налоги заплатить, машину на ТО свозить, муж требует заботы, грядки на даче тоже не терпят простоев — и ещё уйма различных взрослых развлечений. Поэтому поездку мы начали планировать более чем за месяц. И не поверите, произошло невиданное чудо: смогли все! Не успев как следует нарадоваться данному факту, мы получили тревожные сообщения от турфирмы о том, что им не удалось завлечь людей и автобус не набирается. Поездка наша, уже долгожданная, сорвалась. Но коль уж у всех разгреблены от других дел выходные, было принято твердое решение ехать, ехать хоть куда-нибудь.
Прошерстив местные турфирмы и клубы на предмет вариантов отдыха одного выходного дня, нашли предложение с манящим названием «Гора Качканар и буддийский монастырь». Да, да, это не опечатка и не рекламная уловка, действительно на горе Качканар, что в Свердловской области расположен единственный на Урале буддийский монастырь. Оно! Решили мы и спешно забронировали места в поездку.
Гора Качканар расположена вблизи границы Европы и Азии. Одна из высочайших вершин Урала. Высота над уровнем моря — 878 метров. Ну и, конечно, не столько великолепные виды, открывающиеся взору с вершины, привлекают внимание множества туристов, сколько расположенный здесь на горе буддийский монастырь.
Нам предстоял пеший поход в постоянную горку длинной 6 км. Я боялась представить, как поднимусь в гору на высоту практически 900 метров (мой мозг округлял до километра). Я, конечно, поднималась с мужем на гору высотой 720 метров, пройдя при этом почти 8 км, но было это год и несколько килограммов назад, и не могу сказать, что это далось мне прям легко. Поэтому морально приготовившись быть балластом, я двинулась со всеми в путь, пытаясь не отставать. Но то ли я себя недооцениваю, то ли подъем действительно простой, учитывая, что параллельно с нашей пермской группой поднималась группа из Серова, в которой были и дети, и люди пожилого возраста, преодолели путь все, в том числе и я, довольно легко. Подъем оказался совершенно не сложный, а виды открывающиеся с высоты горы однозначно стоили протопанных километров. Ой, кажется, я забегаю вперед.
Монастырь появился в горах в 1995 году. Бывший военный Михаил Санников, прошедший обучение в буддийском храме в Бурятии и получивший звание и новое имя Тендзин Догшид, был направлен своим учителем на указанную точку на карте, дабы возвести свой монастырь. Этой точкой и была гора Качканар. Сначала в одиночку, а затем с последователями лама начал строительство монастыря. И вот к настоящему моменту в храме возведено уже 7 из 11 необходимых для него священных ступ, имеются монастырские постройки различного назначения: жилые комнаты, библиотека, общая комната для приёмов пищи, отдыха и медитации и другие помещения хозяйственного и храмового назначения, а также белоснежная статуя Будды.
На данный момент строительство Храма остановлено. Так как вблизи горы Качканар производится добыча железной руды. На фото видно вырубленные участки леса, здесь планируется дальнейшая разработка залежей полезных ископаемых.
Монастырь не зарегистрирован и земля (читай гора), на которой он стоит, не принадлежит ни ламе Докшиту, ни буддийской общине. А между тем, власти и владельцы компании «Евраз», по-видимому (ничего не утверждаю, но очень похоже на то), хотят превратить гору и те залежи, что здесь находятся, в деньги. И, конечно, когда что-либо противопоставлено деньгам, «что-либо» чаще проигрывает. А значит, буддисты должны покинуть гору. Я не буду останавливаться подробно на ситуации, возникшей между «Евразом» и буддийским монастырем, и занимать чью-либо сторону, но не сказать о ней совсем нельзя, так как она вносит существенные коррективы в жизнь монастыря и условия посещения для туристов. Например, посетить храм можно только в выходные. И каждое воскресенье, в семь вечера обитатели монастыря сдают по контроль охранникам «Евраза» свою обитель и спускаются с горы в общину, расположенную в деревне Косья, что у подножья горы. Группам туристов же необходимо заблаговременно уведомит «Евраз» о посещении. На пути подъема встречаются два КПП (контрольно-пропускных пункта), где круглосуточно дежурят охранники.
На фото вы можете увидеть, насколько близко друг к другу находятся священная буддийская ступа и охранная будка «Евраза».
Вернёмся к нашему путешествию. Итак, поднявшись по дороге, пройдя два КПП охраны, мы увидели на вершине стены монастыря.
Но к ним ещё нужно подняться по курумнику. Курумник — рассыпь огромных камней. По ним достаточно легко подниматься: ветер, солнце и время сделали их шершавыми, и мы покарабкались к заветной цели. Впрочем, карабкаться долго не пришлось, так как обнаружилась тропинка, ведущая к воротам монастыря. Поднявшись, мы, как положено, ударили в своеобразный колокол -рынду, дабы оповестить обитателей монастыря о своём визите.
В монастыре нас встретили приветственным чаем. А дальше пригласили на практику — медитацию. Расположившись всей нашей группой на полу по периметру стен в помещении библиотеки, закрыв глаза, мы слушали успокаивающий голос девушки, ведущей практику, некоторые периодически проваливались в сон и сладко посапывали. В общем, кто-то наполнился, благодаря медитации, любовью ко всему Миру, а кто-то просто выспался, что, считаю, тоже неплохо. Практика не прошла зря.
А дальше мы всей группой направились изучать горные образования, возраст которых исчисляется миллионами лет. Такое ощущение, что лава когда-то давно извергающегося вулкана замирала и застывала в причудливых формах. Вот, пожалуй, самая знаменитая из них: «Верблюд». Кстати, по одной из версий, название горы Качканар происходит от слова тюркского происхождения кашканар — лысый верблюд.
А тут «Кубик» с практически ровными краями.
А ещё, гляньте, что вы видите здесь: задумчивого человека в танковом шлеме? Влюблённую пару, слившуюся в нежном поцелуе? Или что-то иное, своё подсказывает воображение?
А вот ещё местечко, немало удивившее наших согруппников. На горе нет источников воды, поэтому обитатели монастыря собирают дождевую воду, а вот и ёмкость с водой. Наверное, можно представить интонацию, с которой встречали водоём те, кто совсем недавно пил гостеприимный чай.
Посмотрите, какие рериховские горы на горизонте!
Погода благоволила: голубое небо с редкими барашками белых облаков, яркое, но не обжигающее солнце. Ветер довольно сильный на вершине, но лишь освежает, выдувая ненужные мысли, освобождая голову от повседневных забот и тревог.
Кто-то неугомонно лазил по горам, аки человек паук или женщина-кошка, кто-то сделал немыслимое количество фотографий прекрасных видов, себя на фоне прекрасных видов, просто себя, кто-то любовался обильной для горы растительностью и открывающимися пейзажами. Но, поверьте, каждый хотя бы раз ненадолго замирал восхищенный и завороженный, словно пытаясь почувствовать и уловить невидимою энергетику места и наполниться ею.
Вволю налазившись по камням и невволю насладившись окружающими красотами, мы с улыбками на лицах двинулись в обратный путь. Напоследок покрутив барабаны, загадали самые заветные желания.
Если есть возможность, даже не так, пока есть возможность, очень рекомендую посетить Монастырь Шедруб Линг и саму гору Качканар. Вполне вероятно, что как только обитатели монастыря навсегда покинут вершину, гора перестанет существовать. Успевайте подняться, насладиться красотой окружающих видов. Наша поездка получилась светлой и тёплой, и это не только про погоду, но и про ощущения.
Автор: Ольга Назарова
Фото: Светлана Айкашева, Катерина Винокурова, Наталия Груздева, Лариса Кузнецова, Алексей Светлаков, Ольга Назарова
О горе Качканар и буддийском монастыре Шедруб Линг читайте:
Качканар. Буддийская обитель «Шедруб Линг» и Каменный город
Зимняя поездка на гору Качканар
Обелиск «Ракета» на горе Качканар