Представляем точку маршрута по истории Екатеринбурга «Санкт-Екатеринбург» в мобильном приложении «КУДА» — Старый вокзал Екатеринбурга.
Старый вокзал и развитие железных дорог в России
Урал — это родина железнодорожных дорог в России. Здесь, в Нижнем Тагиле, главный механик нижнетагильских демидовских заводов Ефим Черепанов и его сын, талантливый инженер Мирон Черепанов, в 1834 году спроектировали и построили «сухопутный пароход» – первый в России паровоз.
Он использовался для перевозки железной руды (на расстояние около километра). А первая пассажирская железная дорога в России появилась спустя три года, в 1837 году. Она соединила столицу – Санкт-Петербург – с Царским Селом (ныне город Пушкин).
Царскосельская железная дорога была, скорее, увеселительным аттракционом. Интенсивное железнодорожное строительство в Российской империи развернулось после отмены крепостного права, во второй половине XIX века с началом развития экономики и модернизации отечественной промышленности. На помощь вновь пришел Урал: наши металлургические заводы начинают выпуск особого сорта стального проката – железнодорожных рельсов.
Начало работы вокзала
«Старый» екатеринбургский вокзал, построенный по проекту Петра Шрайбера, начал свою работу в 1878 году.
1 октября 1878 года сюда приехали первые пассажиры. Как и теперь, их встречала гордая надпись «Екатериньбург» на здании и эта надпись была – длиннее нынешней! Догадались, почему?
Из-за старинной буквы «ер», замыкающей слово Екатеринбургъ. Так тогда назывался твёрдый знак.
Этот вокзал во времена Империи встречал и приветствовал многих знаменитостей – Менделеева, Чехова, Шаляпина, поэта Бальмонта.
Железнодорожная ветка от Перми – тогдашнего губернского центра – через Нижний Тагил протянулась до Екатеринбурга. Линия получила название Уральской горнозаводской железной дороги.
Уральская горнозаводская железная дорога
Начальный проект железнодорожного сообщения Среднего Урала со столицей губернии возник еще в 1861 году. Его автором был инженер Владимир Рашет – управляющий Нижнетагильским горным округом Демидовых. Продукция уральских металлургических заводов в центральную Россию в то время доставлялась по рекам.
«Железные караваны» барок каждую весну сплавлялись вниз по Чусовой до Перми, а дальше по Каме и Волге направлялись к потребителям. Поэтому основными заказчиками строительства и стали горные заводчики. Дорога была построена на частные деньги – средства акционерного общества – в рекордно короткие сроки, всего за три года.
Начиная с 1 октября 1878 года поезда из Перми в Екатеринбург через Нижний Тагил стали ходить ежедневно. Расстояние – 499 км. Время в пути составляло всего 22 часа – рекордно короткий срок для конца XIX века, ведь гужевым транспортом между двумя городами нужно было добираться несколько дней. Частное управление железной дорогой не было успешным. Накопив более 8 миллионов рублей долгов, в 1887 году консорциум заводчиков передал Уральскую горнозаводскую железную дорогу государству.
Подобно железной дороге между Санкт-Петербургом и Москвой, на конечных станциях Уральской горнозаводской железной дороги по проекту уже упомянутого архитектора Петра Шрайбера были построены одинаковые вокзалы. В екатеринбургском здании в настоящее время располагается музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги, а в пермском по-прежнему размещается вокзал станции Пермь I.
В 1888 году построена ветка до Тюмени, а сама дорога переходит в государственную собственность. В 1896 году Уральская железная дорога через Кыштым связывается с Челябинском и через него – со всей железнодорожной сетью Российской империи.
В 1898 году строится железнодорожная линия из Перми через Вятку, соединяется с Котласом, а в 1906 году строится линия до Богословска (современный г. Карпинск), включающая в железнодорожное сообщение Кушву, Верхотурье и Надеждинск.
Кроме того, на частные средства строятся местные узкоколейные железные дороги, например, Висимо-Уткинская, соединившая в 1897 году Нижний Тагил с другими демидовскими заводами.
Новое здание железнодорожного вокзала
Старый Екатеринбургский вокзал служил главными воротами города вплоть до лета 1914 года, когда восточнее вдоль железнодорожных путей было построено более просторное здание по проекту Константина Бабыкина.
Новая служба старого вокзала
Первый вокзал стал тесноват: после расширения сети железных дорог масштабы пассажирских и грузовых перевозок через Екатеринбург серьезно выросли. Для старого здания тоже нашлась служба: с первых дней Мировой войны в августе 1914 года вокзал стал отправлять и принимать воинские эшелоны.
Много лет у этих стен духовой оркестр играл «Прощание славянки». К слову, традиция отправлять поезда в Москву под звуки этого марша сохранилась вплоть до сегодняшнего дня.
Здание старого вокзала было выстроено в так называемом «русском стиле» и напоминает кружевной терем. Планировка интерьера сохранена: по правую сторону располагался зал для пассажиров первого и второго классов, по левую – помещение для пассажиров третьего класса и почтовое отделение. Окна залов выходили на перрон.
В здании вокзала также размещались телеграфное отделение, буфет, контора, лазарет, дамские комнаты и уборные. Перед входом располагалась стоянка извозчиков, поблизости был разбит уютный сквер.
В конце XIX века вокзал находился на северной окраине Екатеринбурга вдоль улицы, которая так и называлась – Северная. В 1881 году через Исеть на улице Северной был выстроен деревянный мост, сильно облегчивший связь вокзала с центром города. Инициатором сооружения моста выступил городской голова Василий Кривцов, и первоначально мост называли «кривцовским». Но в начале ХХ века массивное здание мельницы у восточной оконечности моста купили братья Макаровы, поэтому екатеринбуржцы переименовали его в Макаровский – под этим именем мост известен и сегодня. А вот улица Северная была переименована в Челюскинцев в 1934 году, когда Свердловск встречал участников героической полярной эпопеи.
Передав функции главного, парадного фасада уральской столицы новому зданию железнодорожного вокзала, «старый» вокзал честно нёс службу в качестве «домашнего» вокзала для тех, кто пользовался пригородными поездами-электричками. Отсюда в советское время отправлялись по своим делам садоводы, туристы, рыбаки и грибники, любители лыжных трасс.
Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги
С 2003 года в здании Старого вокзала размещается музей, повествующий об истории железнодорожного сообщения на Урале, а перед его входом – бронзовые фигуры. Это идеальная селфи-зона для трогательных и смешных фото.
Здесь можно встретить начальника станции, проводницу, шпалоукладчицу, путейских рабочих и спешащих пассажиров. Не обошлось и без исторических артефактов – среди них старый семафор, шлагбаум, колесные пары и стоявшие прежде на станциях декоративные каменные чаши из уральского мрамора.
Как добраться
Адрес: Екатеринбург, ул. Вокзальная, 14
Остановка общественного транспорта «Екатеринбург – Северный автовокзал».
Автобусы № 120, 126, 147, 150/66, 151/66, 152/66, 155/66, 337, 507/66, 509г, 509д, 509а, 510/66, 513/66, 516в, 532, 533, 534, 566, 572, 589/2, 593, 601, 605а, 610, 617, 621д.
Маршрутки № 516г, 516д, 517, 538, 565, 621а, 816б, 823, 894б, 954, 999, 4078.
GPS-координаты:
56.858794, 60.600726
Карта
Идея и финансовая поддержка: Екатерининское общество
Текст: Андрей Ермоленко
Фотограф: Александр Ежъ Осипов
В приложении «КУДА» отмечены точки маршрута с GPS-координатами, описаниями и фотографиями. Важно, что там загружены офлайн-карты, которые работают даже без интернета.