Совсем недалеко от города Кудымкара, административного центра Коми-Пермяцкого округа Пермского края, в Юсьвинском районе находится множество хоть и небольших, но очень богатых на достопримечательности сел и деревень. Команда «Нашего Урала» отправилась на их изучение под чутким руководством неравнодушных к своей малой родине людей – Кудымовой Татьяны, Константина Фоминых и его супруги, Анастасии Назукиной, Евгения Смертина, Алексея Панфилова и многих других.
К слову, именно по Юсьвенскому району нашу делегацию сопровождало максимальное количество людей и даже один котик – очень приятно осознавать, что люди не только заинтересованы в продвижении малых городов в качестве туристических объектов, но еще и совершают ради этого реальные шаги, причем совсем не маленькие.
Величие и реинкарнация у Никольской церкви
Первой нашей остановкой стало старинное село Купрос, раскинувшееся в 50–60 километрах от Кудымкара. Раньше эти земли принадлежали коми-пермякам, поэтому и названия здесь совсем непривычны уху русского человека. С коми-пермяцкого Купрос переводится как «горбатый», и большая часть исследователей связывает это с внешним видом берегов реки Купроски, в честь которой и было названо поселение. Однако есть и другая версия: говорят, что село могло быть названо в честь одного из чудских князей – Купра.
Обрусело местное население к первой половине XVII века стараниями выходцев с территории современного Усолья, переселившихся на коми-пермяцкие земли. А с 1700 года Купрос становится частным владением Строгановых – именно благодаря графу Строганову в 1768 году здесь была построена деревянная Никольская церковь. Она-то и является главным центром притяжения туристов – да, церковь, возведенная на живописном пригорке, и сейчас возвышается над селом.
Несмотря на свой почтенный возраст (252 года), выглядит церковь очень привлекательно и даже как-то величаво. Удивительно, что ее деревянные стены не рассыпались, борясь с солнечными лучами, ливнями и снегом на протяжении более двух веков! А грустно, что такое испытание выдержать смогла не вся церковь – центральная ее часть оказалась наименее устойчивой, и сегодня, чтобы та же участь не постигла боковые части храма, ее пришлось реставрировать, покрыв желтыми струганными досками.
В 1894 году Купросская церковь собирала под своей крышей жителей из 85 окрестных деревень, а сейчас стоит пустая – с тех самых пор, как Россия погрузилась в антирелигиозный морок. С 2000-х годов жители задумались о восстановлении церкви, однако удовольствие это оказалось не из дешевых, поэтому восстановление идет медленно, но верно. А все благодаря стараниям Андрея Валентиновича Седова, который и занимается реставрацией церкви.
Именно он встретил нас у церкви в Купросе и рассказал ее историю. Причем как только Андрей Валентинович начал рассказ – под нашими ногами засуетилось что-то рыжее и пушистое. Кот. С этого самого момента он больше нас не покидал: мы взбираемся по небольшому пригорку к входу в церковь – он за нами, мы проходим внутрь, чтобы посмотреть на сохранившиеся старинные фрески, – кот следом, мы забираемся по узкой винтовой лестнице практически к куполам – усатый торопливо цокает коготками позади, наш фотограф лезет в кусты, чтобы сделать снимок – ну, вы поняли… Столь яркое проявление внимания к нашей группе даже породило небольшую легенду – якобы, кот этот раньше был священником Никольской церкви и так любил ее, что после смерти переродился в кота и поселился поблизости. И как только к церкви приезжают гости, кот показывает им свои владения, ну и за порядком, конечно же, следит – чтобы в его церковь только с уважением заходили.
В общем, к коту мы настолько прониклись, что общее фото сделать без него уже не смогли.
Затем мы еще немного прогулялись по Купросу, после чего расселись по машинам и отправились дальше – воочию узнавать Юсьвенский район.
Координаты: 58.990392, 55.511599
Бобровое городище без бобров
Второй нашей остановкой стало село Майкор. Его название также имеет коми-пермяцкие корни и переводится как «Бобровое городище» (май/мой – бобр, кор – городище). Одна из версий гласит, что назвали поселение именно так, потому что земля была богата пушными зверьками с плоскими хвостами. Однако на сегодняшний день встретить здесь бобров достаточно сложно – как только земля отошла к Строгановым, всех бобров истребили ради податей в виде шкурок этих животных.
Существует и вторая версия происхождения названия – бобр был тотемным животным коми-пермяков этой общины. На коми-пермяцкой земле многие поселения носят имена тех или иных животных: Ошиб – произошло от слова «ош» (медведь), Кочево – от «коч» (заяц), Юсьва, соответственно от «юсь» (лебедь).
Бобров здесь, может, и нет, зато есть прекрасные достопримечательности. В первую очередь мы решили подробнее разузнать об истории этой местности – а где это сделать, как не в музее? Туда мы и отправились.
Музей трудовой и боевой славы хоть и небольшой, особенно в сравнении с музеями Екатеринбурга, но очень интересный. Как доказательство – география посетителей музея: его стены видели не только жителей практически всех районов Урала, но и гостей, прибывших фактически с другого конца страны – города Владивостока.
В музее нас познакомили с историей самого села, в том числе рассказали о некогда существовавшем здесь Майкорском металлургическом заводе; с традициями коми-пермяков, которые в музее бережно хранятся и оберегаются; а также истории отдельных экспонатов.
Например, в экспозиции, посвященной крестьянскому быту, висят коми-пермяцкие опояски. Они являются важной частью культуры коми-пермяцких женщин, однако искусство это постепенно умирает – отчасти из-за того, что сами коми-пермяки все больше привыкают к русским традициям, отчасти из-за гибели тех инструментов, на которых пояски плелись. Поэтому история того, как опояски оказались в экспозиции музея, вдвойне интересна. Сотрудник музея шла по улице и увидела, как местные мужики крепят трос между машинами. Причем трос выглядел слишком нарядно и подозрительно знакомо. Присмотрелась – а они вместо троса коми-пермяцкий поясок используют! Долго и слезно она уговаривала мужчин подарить пояс музею – владелец никак не хотел расставаться со столь прекрасным и невероятно крепким ремнем, но в итоге сдался.
Адрес: Майкор, ул. Ленина, 75
После музея мы решили поближе познакомиться не только с историей, но и культурой коми-пермяков, отправившись в этнопарк «Страна Вису». Когда наши сопровождающие остановились у частного дома с высоким забором, мы, припарковавшись рядышком, поначалу решили, что наша и без того большая компания решила забрать еще одного члена мини-экспедиции. Однако оказалось, что «Страна Вису» прямо за этими воротами. Ну вот, подумали мы, привезли нас в какой-нибудь классический «домашний музей», напоминающий скорее барахолку. С этими мыслями мы грустно вошли в ворота вслед за хозяином парка – Евгением Смертиным. Вошли и… обомлели.
Перед нами предстала огромная территория со старинным амбаром, какими-то историческими санями разных эпох, мини-город, окруженный частоколом, подвесной мост и уйма еще всего интересного и совершенно неожиданного.
Усиливало ощущение пребывания на земле, словно выпавшей из другого, средневекового времени, невероятно самобытная природа, которая стала лишь притягательней после наползших на небо тяжелых облаков.
Все эти сани, частоколы и дома были построены самим Евгением, им же разработаны различные экскурсии, которые проводятся по этнопарку. Одну такую провели и нам. В ходе этой экскурсии Евгений рассказал, что такое Страна Вису, кто в ней обитал и каких традиций придерживался.
А после экскурсии нас накормили наваристым грибным бульоном и напоили вкуснейшим напитком на чаге с пряностями. А чета Фоминых угостила восхитительными домашними пряниками.
Координаты: 59.004117, 55.854393
Завод-новатор, первый пароход и кровожадные оборотни – мифы и реальность Пожвы
Из этносказки мы отправились прямиком в поселок Пожву. Все, что мы о нем изначально знали – это то, что когда-то здесь был завод, прославившийся по всей России своими инновациями.
За 260 лет существования Пожвинским заводом, также известным как Пермский, было выпущено двузначное количество технических ноу-хау. Правда, большая часть из них пришлась на XIX век, когда во главе отрасли стояли промышленники Всеволожские. Например, в 1816 году в Пожве на воду спустили первый пароход, созданный именно Пожвинским заводом. Однако отношение историков к этому событию неоднозначно – одни говорят, что это было первое паровое судно в Поволжье, другие предлагают подвинуть с пьедестала шотландца Чарльза Берда (его пароход был пущен по Неве годом ранее), объявив Пожву родиной отечественного парохода. Основанием для этого стали более продвинутые технические характеристики пожвинского судна.
Оказалось, что завод – не единственное, чем может гордиться поселок. Об этом, как, собственно, и подробности о заводе, мы узнали в Пожвинском музее от Алексея Панфилова. Алексей проработал на машзаводе в Пожве 33 года – до самого его закрытия в 2014 году. А теперь Алексей инициатор создания и главный хранитель заводского музея, экспонаты которого размещены в одном из бывших помещений завода и современной местной библиотеке.
В музее можно услышать множество интересных историй о прошлом поселка и Пожвинского завода, увидеть кости древних животных и, что удивительно, художественные работы самого Алексея Панфилова: оказалось, что бывший заводчанин – талантливый художник. Огромная часть работ его посвящена восточной тематике.
Но удивил он нас не только своими художественными талантами, но и даром рассказчика, поведав удивительную легенду, основанную на его личном опыте. Пошли они как-то с ребятами в мини-экспедицию на раскопки к берегу реки Иньвы. Лагерь решено было разбить на пригорке, несмотря на то что место показалось каким-то нехорошим.
«Мы легли спать, и тут слышу – дети смеются. Какие дети, думаю, в лесу?! Откуда? Пошел проверять. Выхожу, а недалеко от палатки стоит женщина в старинной рубахе – рассказывает Алексей. – Женщина эта намекнула, что нам стоит собрать палатки и уходить отсюда – ведь, если лагерь заметят «другие», то нам не поздоровится. Спустя какое-то время я заметил стоящего поодаль, среди еще каких-то людей, старика. Седовласый мужчина говорил, что они живут здесь не одно поколение и намерены оставаться здесь и дальше. А после накинулся на меня – завязалась драка». А потом внезапно Алексей понял, что лежит на земле, светит солнце – ночь прошла. Сон это был или реальность – мужчина судить не берется, однако во время раскопок на пригорке он обнаружил огромный человеческий клык – может тому старику в пылу битвы выбил?
Клык оказался настолько огромным, что появилось предположение, что принадлежит он не совсем человеку, а оборотню. Сейчас зуб хранится в Пожвинском музее, обернутый в бумагу с нанесенными на нее молитвами – за несколько лет не единожды люди убеждались, что в нем скрыта нехорошая сила. Также находку связывают с вижлоками – то ли оборотнями, то ли вампирами, некогда обитавшими недалеко от Майкора и Пожвы.
Адрес: Пожва, ул. Советская, 12
Загрузившись под завязку историями различных направлений, мы отправились прогуляться по самому поселку. От музея мы спустились вниз к реке – отсюда бывшее здание завода выглядит еще более эпично.
А дальше по берегу реки, через небольшой парк прошли к Свято-Троицкой церкви. На сегодняшний день территория от музея до церкви по берегу неухоженная, однако за решение этой проблемы уже взялись молодые инициативные люди, во главе которых Анастасия Штейникова.
Свято-Никольская церковь является одним из немногих образцов культовой архитектуры середины XIX века. Строилась церковь в 1847 году на территории завода стараниями и на средства А. В. Всеволожского. Интересно, что церковь и дом заводовладельцев были связаны подземными ходами со скрытыми выходами на поверхность.
На этом прекрасном строении наше путешествие по Юсьвинскому району закончилось и мы, наполненные новой информацией и вдохновленные красивыми пейзажами, отправились домой.