Старообрядчество тесно связано с история Урала и Сибири. Среди представителей этого течения нередко появлялись харизматичные личности, чья деятельность значительно влияла на жизнь всего региона. Это и крупные заводчики, и купцы и прославившиеся своим подвигом старцы. Хотя староверы всегда старались держаться обособленно (и сегодня в этом плане тоже мало что изменилось), пример их беспринципности и стойкости всегда был перед глазами жителей Урала.

Старообрядчество на Урале: история возникновения

В 1650-х годах в результате церковной реформы, инициированной царем Алексеем Михайловичем Романовым и проводимой патриархом Никоном, в русской православной церкви произошел раскол. Нововведения, целью которых было уничтожить различия между обрядовыми традициями русской и греческой церкви, часть православных приняла как неприемлемые искажения истинной веры. Они были не согласны креститься тремя перстами, вместо двух, сократить количество послемолитвенных поклонов с 17 до 4 и проводить крестный ход против солнца. Они крепко держались старых традиций и предпочли гонения и смерть предательству своих принципов и веры. Первые годы староверы скрывались в лесах центральной России, а затем ушли на Урал и в Сибирь, стремясь максимально дистанцироваться от верховной власти.

Мариинск

Кто такие кержаки

Противостояние сторонников реформ и приверженцев старых устоев в XVII веке привело к появлению в языке новых понятий. Адептов Никона стали называть никонианцами, а противников реформы — раскольниками. Когда же накал борьбы ослаб, большинство православных приняло новые традиции. Надобность называть кого-то «никонианцами» отпала, и негативно окрашенное слово «раскольники» к XIX веку было вытеснено нейтральными терминами «староверы» и «старообрядцы».

Интересно, что на Урале и в Сибири старообрядцев еще называли кержаками. Произошло это после того, как при Петре I был разгромлен мощный старообрядческий центр на реке Керженец в Нижегородской губернии, и поток беженцев хлынул на восток. Со временем нижегородцы адаптировались на новой земле, а термин «кержаки» распространился на всех старообрядцев урало-сибирского региона.

Мариинск

Как живут старообрядцы

Считается, что староверы до сих пор придерживаются старого летоисчисления, согласно которому сейчас 7530 год, а новый год начинается в сентябре (не в январе). Вера запрещает им курить и употреблять алкоголь. Долгое время существовал запрет на привезенные из-за моря продукты, даже таких невинные, как картофель, чай или кофе.

Староверов всегда отличала строгость нравов. Им сложно мириться с чем-то новым, включая моду и европейский костюм. Традиционная мужская одежда староверов — это рубаха-косоворотка с воротником-стойкой и штаны. Женщины носят рубаху с сарафаном, подпоясанным пояском, и особым образом повязанный платок, полностью скрывающий волосы, лоб, уши и шею. Цвета одежды старообрядцев, как правило, безрадостные.

В каждой крупной старообрядческой общине имеются свои певческие традиции. Существовали здесь и самобытные иконописные школы, например, Невьянская икона, получившая широкую известность.

Даже те, кто никогда в жизни не сталкивался с кержаками, наверняка, знают, что они не очень-то гостеприимны и не позволяют гостям пользоваться своей посудой. В Воспоминаниях Мамина-Сибиряка отлично описан эпизод, когда он, его одноклассник и везущий их на каникулы в Висим кучер оказываются посреди ночи в доме староверов:
— Эх, чайку бы напиться, — шепнул мне Александр Иваныч, разминая окоченевшие от сиденья и мороза ноги. — Только здесь какой самовар… Раскольники чай не пьют.
Машинально, охваченный еще не остывшим чувством свободы и безнаказанности, он хотел раскурить папиросу, но пришлось бросить…
— Да ты где? — ворчала старуха. — Образа в избе, а ты, проклятый, табачище закурить хотел…
— Ну, я во дворе покурю…
— Двор спалишь!..
(…) Следующая очередь оказалась за мной. Мне захотелось пить. Около печки стояла крашеная кадочка с водой, а на стене висел ковш. Я подошел, взял ковш и хотел зачерпнуть воды, но старуха налетела на меня, как ястреб, выхватила ковш из моих рук и даже замахнулась им на меня.
— Да ты в уме ли, табачник?!. — кричала она, размахивая ковшом. — Испоганил бы посудину…
У раскольников считается грехом, если кто напьется из чужой посуды, и на случай необходимости держится уже «обмиршившаяся» посудина, то есть из которой пил кто-нибудь посторонний. Старуха сунула мне какую-то деревянную чашку и сама налила в нее воды, чтобы я не черпнул ею прямо из кадочки.
— Вот так угощенье, — ворчал Александр Иваныч, залезая на полати, где было жарко, как в бане. — Это называется: пожалуйте через забор шляпой щей хлебать.

Староверы и Демидовы

С развитием горнозаводской промышленности на Урале старообрядцы приобрели более прочные позиции. Демидовы, как и другие заводчики, ценили староверов как трудолюбивых, образованных и непьющих работников. Вопреки монаршим указаниям, их не только принимали на работу, но предоставляли возможность карьерного роста. В частности история сохранила для нас имя Гаврилы Семенова, который пришел на завод мастером, а стал управляющим демидовского завода.

Один из заводов демидовской горнозаводской империи находился в Мариинске. Это был вспомогательный, связанный с Ревдинским чугуноплавильным железоделательным предприятием завод, который производил листовое и кровельное железо. Здесь, среди тайги, в двух соседних селах Мариинске и Краснояре образовался центр старообрядцев, память о котором жива по сей день. Краснояр и сегодня называют селом старообрядцев. Рядом с ним сохранилось старое кладбище с традиционными восьмиконечными крестами с двускатной крышей. В лесу неподалеку находится старообрядческая святыня — могила отшельницы Платониды, рядом с которой бьет радоновый, считающийся лечебным источником.

Источник Платониды

Культурная поездка для компании: «Мариинские избы»

Если вы хотите проникнуться духом села старообрядцев, познакомиться с этой ни на что не похожей культурой, увидеть святыни, которым до сих поклоняются люди, добро пожаловать в Мариинск. Культурно-исторические проект «Мариинские избы» приглашает отдохнуть на природе группы составом 10–35 человек. Здесь можно остановиться на любой срок. В предновогодние дни действуют корпоративные программы, продолжительностью 6-7 часов.

«Мариинские избы» принимает как взрослые, так и детские группы.

Гости размещаются в настоящих русских избах. Самый вместительный Белый дом может принять 7-10 человек. Есть и бюджетный вариант, подразумевающий проживание в хостеле, он рассчитан на 14 человек.

Белый дом
Вид с террасы Белого дома

Обратите внимание, что до 12 декабря при бронировании корпоратива действует скидка 5%. Программа и смета обсуждаются индивидуально.

мариинские-избы.com 
Instagram mariinskie_izbi 
VK mariinskie 
Тел. +7 (912) 045-50-50

Автор: Екатерина Артемьева
Фото: проект «Мариинские избы»

Интересно? Расскажи друзьям!

7 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Алексей
8 месяцев назад

Староверы и старообрядцы это люди с разной верой. У старообрядцев христианская религия, а у староверов Въра — Инглиизм. У староверов не было и нет религии.Автор, если не понимаете различия между староверами и старообрядцами, зачем пишите статью.

Александр
8 месяцев назад
Reply to  Алексей

Автор делает рекламу Мариинским избам.

Кержак
7 месяцев назад
Reply to  Алексей

Вы абсолютный профан в этом вопросе!

Марина
8 месяцев назад

Пусть автор уточнит значение слова БЕСПРИНЦИПНОСТИ, как я понимаю, в данном случае, скорее всего, имелась ввиду именно ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, противоположное по смыслу слово

Марина
8 месяцев назад

«И хотя староверы всегда старались держаться обособленно (и сегодня в этом плане тоже мало что изменилось), но пример их беспринципности и стойкости всегда был перед глазами жителей Урала.» вот здесь

Марина
8 месяцев назад

Дальше не стала читать

Валерий
6 месяцев назад

Какой дебил писал статью? Учи уроки….