В ноябре знаток Нашего Урала Анастасия Чернова отправилась в поход на Инзерские зубчатки — горный хребет на территории Белорецкого района. Путешествие это оказалось неблизким, но эмоции однозначно того стоили! Что уж говорить о заброске: по словам Анастасии, путешествие было настоящей бомбой адреналина и экстрима. Все подробности читайте ниже в увлекательном рассказе!

Путешествие на Инзерские зубчатки

Сворот на Ахуновские менгиры

Дорога до Инзерских зубчаток не близкая. Только в одну сторону около 600 км. Мы решили отклониться от первоначального маршрута и заехать на Ахуновские менгиры.  Казалось бы, смотреть здесь не на что. Но, честно сказать, я этого ожидала. Это как Аркаим — если не знать подтекст — ехать сюда не так зрелищно, что ли. Но и менгиры, и Аркаим ценны своей историей и энергетикой, если вы в нее верите.

маршруты по Башкирии, автопутешествие Башкирия, на машине по Башкирии, маршрут выходного дня, Башкирия, Южный Урал, Северное Зауралье, озеро Узункуль, Белорецк, Ахуновский Стоунхендж, Ахуново, Ахуновские менгиры, село Вознесенка, церковь Вознесения Господня, озеро Ворожеич, Карагайкуль, хребет Нурали, Аушкуль, Ауштау, озеро Ауш

Ахуновские менгиры — древняя обсерватория для наблюдения за звездами состоящая из 13 камней. Уральское место силы. Так получилось, что достопримечательность расположена на одной широте с английским Стоунхенджем и по удивительному стечению обстоятельств — на одном меридиане с другим местом силы — Аркаимом. Было интересно всё здесь посмотреть, потрогать, загадать желания на этом месте.

На подъезде к Тирлянскому местность меняется – появляется много гор и хребтов — пейзаж прекрасен, едешь и любуешься. Приехали в поселок к вечеру. Обустроились в гостинице и пошли гулять.

Поселок Тирлян

Вообще поселок Тирлян интересен сам по себе. В нем ощущается былая мощь, читается своя история. Когда-то здесь функционировал большой завод. Более того, по словам исследователя Д.В. Гаврилова, это предприятие было одним из самых крупных и наиболее хорошо технически оснащённых листопрокатных предприятий на Урале в ХХ веке. С 1909 и по 1912 год здесь строили узкоколейную железную дорогу, чтобы сократить путь от Белорецкого до Тирлянского завода. Длина ее составляла 145 километров. Окончательно перестали ею пользоваться в 2000 году. Мы чуть-чуть прошли с фонариками по месту, где когда-то была узкоколейка.

Вид на Тирлян с новой плотины
Вид на Тирлян

Трагедия 1994 года

Страшная трагедия случилась в Тирлянском 7 августа 1994 года. Из-за сильных ливней уровень воды в пруду поднялся настолько, что плотина не выдержала. На завод и жилые дома обрушился вал воды. Наводнение нанесло огромный ущерб, 29 человек лишились жизни. Некоторые гибли целыми семьями. Снесенный наводнением завод решили не восстанавливать. Сегодня руины старинного завода являются главной достопримечательностью Тирляна. Особенно впечатляюще выглядит огромное колесо – привод, вращавший прокатные станы. Здания цеха, в котором оно находилось, уже нет, а колесо осталось — в память о заводе. Интересно было посмотреть на это колесо и погулять по руинам старого кузнечного цеха, который находится рядом.

Непростой путь от Тирлянского до Инзерских зубчаток

Утро следующего дня: мы стоим у гостиницы и ждем машину, которая должна осуществить нашу заброску до скал. Гостиница находится на возвышенности, и мы видим, как у её подножия в еще одну машину залезают люди из другой группы.

Люди с рюкзаками уселись, машина поехала. Мы смотрим как переделанная во внедорожник газелька едет в нашу сторону, поднимается в гору. Едет медленно, тяжело и, не доезжая чуть-чуть до вершины — не вытягивает: начинает пятиться назад, колеса скользят не находя сцепления с дорогой.

Дорога до Инзерских зубчаток
Дорога до Инзерских зубчаток. Фото: Анастасия Чернова

Водитель пытается тормозить, тормоза скрежечат, но не срабатывают. Водитель съезжает на обочину дороги, где рыхлый снег, отчаянно сигналит, чтобы разъезжались машины, едет на знак «уступи дорогу» — сносит его напрочь и скрывается в деревьях внизу…

Мы стоим в ужасе. Всё длилось буквально секунды, мы даже не успели проронить ни слова, наблюдая за этой сценой. Я подумала, как хорошо, что там не было пешеходов, обрыва и стоящих без водителей машин.

Мы поворачиваем голову на такую же точно машину что приехала за нами и я думаю – ну нет, не поеду! Что-то как-то страшновато стало после увиденного. Но наш водитель приветливо, уверенно нам улыбался и шутил. Выбор у нас на самом деле небольшой – без него нам не добраться до Инзерских зубчаток. Поэтому по лесенке, приставленной к задним дверям машины, мы загружаемся внутрь, рассаживаемся и двигаем в путь.

Путь от Тирлянского до Инзерских зубчаток — 20 км. Расстояние кажется небольшим, НО мы его ехали почти 4 часа!!! – оцените всю сложность и убитость этой дороги. Кажется, что без заброски туда просто не добраться.

Экстремальная заброска

Мы выехали за поселок и видим указатель «Инзерские зубчатки: 18 км»
— Смотрите написано «Инзерские зубчатки 18+!» — кричит пассажир из другой группы. Все хохочут.

Да, то еще путешествие — не детское. Чего стоит одна только заброска, это — приключение само по себе. Как мы ехали! Как вязли в грязи, как у нашей машины случилась поломка и мы сели в огромной луже — ждали час пока водитель починится. Как у другой машины отлетело в дороге колесо. Как мы встали в реке и водителю пришлось вытягивать машину прицепив ее тросом к сосне. Казалось, что тросом дерево просто срежет и оно рухнет прямо на нас!

Заброска до Инзерских зубчаток
Заброска до Инзерских зубчаток. Фото: Анастасия Чернова

Ох уж мы поадреналинили. Спасибо нашему водителю Виталию — он действительно профессионал в своем деле. Надо было видеть, как водители там друг другу помогают, как общаются по рациям, как дожидаются иногда друг друга. При такой сложной работе оно и понятно. Если не помогать друг другу – тут просто не выжить, не проехать долго.

Вот мы и добрались! Инзерские зубчатки, как долго мы к вам ехали и как вы стоили того, чтобы до вас добраться! Эти скалы считаются одним из красивейших мест Южного Урала. Убедились воочию — скалы в виде зубцов прекрасны и необычны. С каждой площадки горного массива открываются такие разные и такие живописные виды.

Инзерские зубчатки, Белорецкий район
Инзерские зубчатки, Белорецкий район. Фото: Анастасия Чернова
Вид с Инзерских зубчаток
Вид с Инзерских зубчаток. Фото: Анастасия Чернова

Нам буквально не хватило времени, чтобы спокойно и подробно всё рассмотреть. Мы старались объять необъятное. Хотелось везде залезть и везде посмотреть. Приходилось быстро передвигаться, торопиться, чтобы успеть к машине к назначенному времени.

Машину трясет на убитой дороге, она шатается и скрипит. Сгустившаяся тьма за окнами освещается светом фар. Уютно и спокойно. Машина прет и едет, с ревом взбирается в горки – иногда не с первого раза. И вот мы у нашей гостиницы. Обнимаемся с водителем на прощанье, благодарим его. Он говорит нам улыбаясь: «Приезжайте еще!».