Эта статья участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»

Социально-культурное объединение Ашинского района приглашает всех принять участие в создании виртуального музея деревянного зодчества АМР. О первых экспонатах — оконных наличниках, и о том, как стать участником уникального проекта, рассказала директор СКО АМР Наталья Иконникова.

— Для этого нужно сфотографировать оконные наличники, если возможно, указать имя мастера-резчика, записать интересные истории о доме с наличниками и его домочадцах, — говорит Наталья Павловна. — Время неумолимо летит вперёд. Сегодня большинство людей, следуя моде, меняет деревянные окна вместе с наличниками на пластиковые конструкции. И перед нами стоит важная задача — сохранить для потомков этот исчезающий элемент деревянного зодчества. Информацию о проекте можно узнать по телефонам 8 (35159) 2-04-68, 3-53-02.

Добрая сотня экспонатов

На сегодняшний день в методический отдел СКО АМР прислано более ста снимков оконных наличников — резных и выполненных без изысков, старинных и современных. — Самую большую коллекцию оконных наличников, почти пятьдесят, представили воспитанники Центра помощи детям г. Миньяра, — отмечает Наталья Иконникова. — Как нам рассказала директор учреждения С. Р. Худайбердина, ребята живо откликнулись на предложение поучаствовать в создании виртуального музея. Вместе с педагогом-организатором они методично обходили улицу за улицей в центральной части города, фотографировали наличники, с интересом рассматривали витиеватые узоры и радовались, что участвуют в таком важном деле.

Кроме юных миньярцев в проекте также приняли участие жители Аши и Сима, посёлков Ук и Кропачёво, сёл Илек, Малояз, Сухая Атя и других населённых пунктов нашего района. Материалы будут обработаны, изучены и оформлены в фотовыставку, которую можно будет увидеть в музейно-выставочном центре Аши.

Слева — наличник дома с мотивами Русского Севера по ул. Козлова в Миньяре, справа — современные наличники в Кропачево

Легенды о наличниках

Чем же так примечателен деревянный оконный наличник, что ему посвящена отдельная экспозиция? Ведь, по сути, это всего лишь наружное оформление оконного проёма, которое имеет вполне функциональное значение — защищать окна от попадания дождя и снега. Между окном и стеной дома есть зазоры, именно их должен прикрывать наличник. Сначала наличник украшался довольно скромно, хотя и был наделён и особым смыслом. Оконные и дверные наличники долгое время были своеобразными оберегами от злых сил и дурного глаза. Именно поэтому на окна и двери наносились оберегающие, защищающие символы и знаки.

Интересный факт из истории — когда Иван Грозный одержал победу над новгородцами, он приказал срывать с домов двери и оконные наличники. Так он хотел показать власть и продемонстрировать своё превосходство над высшими силами, которым поклонялись хозяева.

Мода украшать оконный проём пришла в Россию еще в XVII веке из Италии, где был открыт первый стекольный завод. Но на Руси — собственный стиль наличников: верхняя половина окна имела ажурный рисунок, а нижняя была простой и скромной. Рисунок был разным в зависимости от региона проживания. Например, мастера северной части России выделялись тем, что делали рисунки в виде лесных зверей и птиц, в центральной части чаще встречались растительные и цветочные мотивы. А вот в качестве защиты повсеместно использовались различные символы Солнца, Луны, звёзд и природных стихий.

Люди верили, что эти знаки-символы способны защитить их от бед и напастей. Вы удивитесь, но вера в силы природы сохранилась в народе до сих пор! — Большинство домов в нашем селе украшены резными наличниками, — говорит заведующая домом культуры села Малояз Татьяна Усманова. — Даже те, кто поменял деревянные окна на пластиковые, не спешат избавляться от старины. Люди верят, что наличники — это обереги, которые защищают дом и его хозяев от несчастий.

Наши предки говорили, что печка — душа дома, а окна — его глаза. Поэтому в каждом селе были мастера, которые со знанием дела вырезали оконные украшения-обереги. В Малоязе таким мастером был Д. Е. Саблин. К сожалению, в наши дни это искусство практически утрачено, а жаль. Сегодня речь уже не идёт об обережной функции, окна без наличников смотрятся пусто и не так душевно. Такой же точки зрения придерживаются и жители села Илек. Как нам рассказала заведующая библиотекой и сельским домом культуры Нина Сулимова, из двадцати пяти жилых домов во всех сохранились оконные наличники. Чаще всего они украшены цветочными орнаментами и геометрическими фигурами. Большинство наличников сделал местный мастер П. А. Соловов.

Самобытная резьба наличников из села Илек

Символика древних

К каким силам обращались за помощью наши предки? Главными символами, украшающими дом, были бог неба Сварог и бог солнца Даждьбог. По народным поверьям, все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, поэтому расположение каждого символа было продумано до мелочей. В верхней части, именуемой навершием или кокошником, главенствовал символ светила — ромб или символический рисунок в виде полукруга. Нижняя часть наличника, что называется подоконная, менее украшена и символизирует землю и плодородие.

Обережные знаки усложнялись, дополнялись декоративными деталями, постепенно утрачивая свой изначальный смысл. В какой-то момент наличник превратился в декоративный элемент с минимальной функциональной нагрузкой. — Резные оконные наличники, которые столетиями украшают дома городов и сёл нашего района — это кладезь ценной информации, — говорит историк, краевед, педагог допобразования СДЮТиЭ г. Миньяра Людмила Тараканова. — Ведь среди них есть уникальные экземпляры. В Миньяре это дом Базуновых по ул. Ленина с наличниками, выполненными в технике пропильной резьбы, которая характерна для Нижнего Новгорода, Городца, но никак не для Южного Урала. Откуда эти наличники появились в Миньяре? Неизвестно. Для нас характерна сдержанная, без излишеств, резьба. Труд на заводах был тяжёлым, времени на ремёсла практически не оставалось.

Слева — дом с уникальной новгородской резьбой в Миньяре, справа — наличник из села Татарский Малояз

Ярким примером уральского декора может быть один из старейших домов по ул. Советской, окна которого украшают наличники и ставни с солярными знаками. В этом доме родился и вырос первый «красный» директор Миньярского завода Яков Заикин.

Это наша история, которую нужно знать, беречь и передавать подрастающему поколению. Думаю, виртуальный музей деревянного зодчества — отличная возможность для каждого из нас внести свой вклад в сохранение истории родного края и больше узнать о городе, селе или посёлке, в котором мы живём.

Публикуется с сокращениями

Текст и фото: Юлия Романюк, «Стальная искра»
Превью: Дом по ул. Советская в Миньяре, где родился и вырос первый «красный» директор завода Я. Заикин

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments