Эта статья участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»
Социально-культурное объединение Ашинского района приглашает всех принять участие в создании виртуального музея деревянного зодчества АМР. О первых экспонатах — оконных наличниках, и о том, как стать участником уникального проекта, рассказала директор СКО АМР Наталья Иконникова.
— Для этого нужно сфотографировать оконные наличники, если возможно, указать имя мастера-резчика, записать интересные истории о доме с наличниками и его домочадцах, — говорит Наталья Павловна. — Время неумолимо летит вперёд. Сегодня большинство людей, следуя моде, меняет деревянные окна вместе с наличниками на пластиковые конструкции. И перед нами стоит важная задача — сохранить для потомков этот исчезающий элемент деревянного зодчества. Информацию о проекте можно узнать по телефонам 8 (35159) 2-04-68, 3-53-02.
Добрая сотня экспонатов
На сегодняшний день в методический отдел СКО АМР прислано более ста снимков оконных наличников — резных и выполненных без изысков, старинных и современных. — Самую большую коллекцию оконных наличников, почти пятьдесят, представили воспитанники Центра помощи детям г. Миньяра, — отмечает Наталья Иконникова. — Как нам рассказала директор учреждения С. Р. Худайбердина, ребята живо откликнулись на предложение поучаствовать в создании виртуального музея. Вместе с педагогом-организатором они методично обходили улицу за улицей в центральной части города, фотографировали наличники, с интересом рассматривали витиеватые узоры и радовались, что участвуют в таком важном деле.
Кроме юных миньярцев в проекте также приняли участие жители Аши и Сима, посёлков Ук и Кропачёво, сёл Илек, Малояз, Сухая Атя и других населённых пунктов нашего района. Материалы будут обработаны, изучены и оформлены в фотовыставку, которую можно будет увидеть в музейно-выставочном центре Аши.
Легенды о наличниках
Чем же так примечателен деревянный оконный наличник, что ему посвящена отдельная экспозиция? Ведь, по сути, это всего лишь наружное оформление оконного проёма, которое имеет вполне функциональное значение — защищать окна от попадания дождя и снега. Между окном и стеной дома есть зазоры, именно их должен прикрывать наличник. Сначала наличник украшался довольно скромно, хотя и был наделён и особым смыслом. Оконные и дверные наличники долгое время были своеобразными оберегами от злых сил и дурного глаза. Именно поэтому на окна и двери наносились оберегающие, защищающие символы и знаки.
Интересный факт из истории — когда Иван Грозный одержал победу над новгородцами, он приказал срывать с домов двери и оконные наличники. Так он хотел показать власть и продемонстрировать своё превосходство над высшими силами, которым поклонялись хозяева.
Мода украшать оконный проём пришла в Россию еще в XVII веке из Италии, где был открыт первый стекольный завод. Но на Руси — собственный стиль наличников: верхняя половина окна имела ажурный рисунок, а нижняя была простой и скромной. Рисунок был разным в зависимости от региона проживания. Например, мастера северной части России выделялись тем, что делали рисунки в виде лесных зверей и птиц, в центральной части чаще встречались растительные и цветочные мотивы. А вот в качестве защиты повсеместно использовались различные символы Солнца, Луны, звёзд и природных стихий.
Люди верили, что эти знаки-символы способны защитить их от бед и напастей. Вы удивитесь, но вера в силы природы сохранилась в народе до сих пор! — Большинство домов в нашем селе украшены резными наличниками, — говорит заведующая домом культуры села Малояз Татьяна Усманова. — Даже те, кто поменял деревянные окна на пластиковые, не спешат избавляться от старины. Люди верят, что наличники — это обереги, которые защищают дом и его хозяев от несчастий.
Наши предки говорили, что печка — душа дома, а окна — его глаза. Поэтому в каждом селе были мастера, которые со знанием дела вырезали оконные украшения-обереги. В Малоязе таким мастером был Д. Е. Саблин. К сожалению, в наши дни это искусство практически утрачено, а жаль. Сегодня речь уже не идёт об обережной функции, окна без наличников смотрятся пусто и не так душевно. Такой же точки зрения придерживаются и жители села Илек. Как нам рассказала заведующая библиотекой и сельским домом культуры Нина Сулимова, из двадцати пяти жилых домов во всех сохранились оконные наличники. Чаще всего они украшены цветочными орнаментами и геометрическими фигурами. Большинство наличников сделал местный мастер П. А. Соловов.
Символика древних
К каким силам обращались за помощью наши предки? Главными символами, украшающими дом, были бог неба Сварог и бог солнца Даждьбог. По народным поверьям, все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, поэтому расположение каждого символа было продумано до мелочей. В верхней части, именуемой навершием или кокошником, главенствовал символ светила — ромб или символический рисунок в виде полукруга. Нижняя часть наличника, что называется подоконная, менее украшена и символизирует землю и плодородие.
Обережные знаки усложнялись, дополнялись декоративными деталями, постепенно утрачивая свой изначальный смысл. В какой-то момент наличник превратился в декоративный элемент с минимальной функциональной нагрузкой. — Резные оконные наличники, которые столетиями украшают дома городов и сёл нашего района — это кладезь ценной информации, — говорит историк, краевед, педагог допобразования СДЮТиЭ г. Миньяра Людмила Тараканова. — Ведь среди них есть уникальные экземпляры. В Миньяре это дом Базуновых по ул. Ленина с наличниками, выполненными в технике пропильной резьбы, которая характерна для Нижнего Новгорода, Городца, но никак не для Южного Урала. Откуда эти наличники появились в Миньяре? Неизвестно. Для нас характерна сдержанная, без излишеств, резьба. Труд на заводах был тяжёлым, времени на ремёсла практически не оставалось.
Ярким примером уральского декора может быть один из старейших домов по ул. Советской, окна которого украшают наличники и ставни с солярными знаками. В этом доме родился и вырос первый «красный» директор Миньярского завода Яков Заикин.
Это наша история, которую нужно знать, беречь и передавать подрастающему поколению. Думаю, виртуальный музей деревянного зодчества — отличная возможность для каждого из нас внести свой вклад в сохранение истории родного края и больше узнать о городе, селе или посёлке, в котором мы живём.
Публикуется с сокращениями
Текст и фото: Юлия Романюк, «Стальная искра»
Превью: Дом по ул. Советская в Миньяре, где родился и вырос первый «красный» директор завода Я. Заикин