Сплав по реке Ай, Южный Урал (Челябинская область и Башкортостан) в августе 2024 года.

В красе природы храме вечном…
Село Лаклы — наш пункт конечный.
За годом год в сей чудный край
Влечет людей речушка Ай…

Разиф Хакимов

Пролог

Ай давно меня манил. Елена бывала там дважды на стандартном участке, а вот мне до сих пор не доводилось. Сначала хотелось, и даже очень. Но потом случился коронавирус, все ранее ездившие по Египтам и иже с ними, остались в России и кинулись мучать её природу своими заграничными привычками, где всё включено. С каждым годом Ай становился всё заполненнее и загаженнее псевдо-туристами. Многочисленные фото реки с Айских притёсов тоже отбивали всю охоту: по реке шли целые караваны.

Но неожиданно погода лета 2024 года внесла свои коррективы. На Южном Урале лили дожди, а реки одна за одной выходили из берегов. Случались наводнения и разрушения. У незадачливых туристов уносило их катамараны, МЧС вынуждено было эвакуировать их целыми группами. Мы наблюдали за всем этим со стороны. И вот, когда стихия немного улеглась, а народ ещё не пришёл в себя, мы решили отправиться на Светлую, как Луна, реку Ай.

Прогноз погоды не баловал, однако и Вселенского потопа синоптики не сулили. В итоге, к отъезду в прогнозе осталось сухими три первых дня (включая день заброски), ну а остальные с дождями различной интенсивности. Это и огорчало и радовало. По крайней мере, мажорные “туристы” в такую погоду не пойдут. Ну и период времени выбрали не случайно, чтобы оказаться в Межевом в воскресенье-понедельник, когда поток уже схлынет.

День 0

Дорожные приключения

Сборы были уже стандартными. Поезд до Екатеринбурга был в 04-20 утра. К этому времени было всё готово. На такси мы добрались до вокзала, загрузились в поезд и под мерный стук колёс стартовали в сторону нашего сплава.

Солнце ещё лишь потягивалось под своим одеялом, робко освещая пролетающие за окном леса и поля, окутанные дымкой предрассветного тумана. Долго ли, коротко ли, но три часа прошли. Надо было пересаживаться на автобус. В нашем распоряжении было полчаса. Чтобы десять раз не спускаться-подниматься по лестницам, мы в подземный переход не пошли, а воспользовались технологическим переездом через пути.

Так мы сразу оказались на первой платформе. Там стоял какой-то нарядный поезд, а перед ним толпа любопытных, народный ансамбль в костюмах и представители прессы с камерами. Это был первый поезд на Ирбит. В этот день открывалась ирбитская ярмарка и открытие направления приурочили как раз к торжеству. Толпа перегородила весь перрон, оставив свободное место у самых вагонов.

Мы начали протискиваться сквозь проход, а в это время всё пришло в движение — артисты запели-заплясали, зеваки, держа в боевом положении свои телефоны, стали смыкать круг, подходя ближе, операторы включили камеры. Похоже, мы попали в кадры местной кинохроники. Без дальнейших приключений мы добрались до автовокзала, уложили снаряжение в багажник автобуса, а сами уселись на свои места. Ну всё, в путь. Ещё пять часов.

Несколько мест вокруг нас занимала группа бабушек и женщин. Они живо обсуждали предстоящее путешествие. В их руках мы заметили некий буклет. Оказывается, кто-то из них создал и распечатал программку предстоящего мероприятия. Среди фотографий на ней, Елена неожиданно узнала свою.

Оказалось, что это группа клиентов давно известной нам компании «АССА» ехала на сплав (ну как сплав, водные прогулки на катамаране) по озеру Сунгуль.
Мы ехали мимо Театра музыкальной комедии. На афише значилось:

ЭКСЦЕНТРИК-БАЛЕТ С. СМИРНОВА. ЗАВТРА БУДЕТ РАЙ. ИЗБРАННОЕ

Это был знак.
Автобус плавно катил на юг, ехали на нём и мы. Проехали Тюбук и свернули на Миасс. В Каслях бабушки вышли, а мы отправились дальше. Небольшая остановка в Кыштыме, и вот слева уже тянется Лысая гора в Карабаше.

Карабаш. фото Елена Тонкушина

Вскоре автобус притормозил на перекрёстке и свернул куда-то влево. На развилке остался стоять автомобиль ГАИ, перегораживая дорогу. Что-то шло не так. Вскоре в интернете Елена разузнала причину: озеро Сырыткуль вышло из берегов, размыло дамбу и лилось потоком через трассу, грозя смыть покрытие. И это произошло всего лишь за час до нас. Катаклизмы лета-24 продолжались. Что же, поехали в объезд.

Пришлось собрать и Чебаркуль, и весь Миасс. Но, к счастью, мы всё-таки оказались на нашей трассе, затратив на час двадцать больше времени. На автобус, который планировали от Златоуста мы уже не успевали. Дорога вилась меж гор Таганая. Справа один за одним проскакивали знаки-указатели Александровская сопка, Гора Семибратка. И вот мы в Златоусте. Немного поколесив по городу, наш транспорт подкатил к автовокзалу. Мы выгрузились.

Елена отправилась в кассу за билетами. Вскоре она вернулась, уже с ними. С её слов, на автостанции происходило что-то невообразимое. В кассе, одна на всё, сидела бедная кассирша и как многорукий Шива управлялась со всеми функциями на неё сваленными. Она и продавала, и принимала билеты, и объявляла отправление и отмену рейсов. А рейсов отменялось немало и ей необходимо было переоформить билеты на другой.

Ждать нам приходилось полтора часа. По отправляющимся машинам нашего направления, мы поняли что нас ждёт: нас ждёт переполненная «ГАЗель» без багажных мест. О том, чтобы забиться в неё с нашей поклажей, можно было и не мечтать. Оставался один выход — такси. Елена пошла сдавать билеты, но они возврату не подлежали. В результате, один из них перекупил сердобольный дяденька, а другой остался лежать на стойке кассы.

Дозвонились до диспетчера. Сумма и время ожидания вполне устроили, однако через минуту перезванивает сам водитель и называет бОльшую цену. Ну ладно, не на много, согласились. Ещё через пятнадцать минут звонит снова диспетчер и называет уже другой автомобиль, правда, по меньшей цене. Потом опять звонит водитель и увеличивает цену. Мы, уже усталые, соглашаемся.

Наконец, наша поклажа загружена и мы катим в сторону Кусы (всё время хочется сказать Кусьи). На выезде из города пересекаем Ай. Внизу льётся поток цвета кофе с молоком, а впереди, справа, грудятся вершины Двуглавой, Откликного и Круглицы. Дорога вьётся меж гор, унося нас к нашему путешествию.

Златоуст. Вид на Двуглавую сопку. фото Елена Тонкушина

Конечную точку я знал лишь по карте, а таксист вообще был в Кусе впервые. Доехав до знакомого места, ближайшего к реке, мы отпустили машину. И не зря. Водитель всё равно бы дальше не повёз. Дальше была гористая, каменистая, ухабистая грунтовка. Покрутив перед глазами навигатор, я выбрал маршрут и мы пошли. Вскоре начали узнаваться места, виденные в обзорах сплавов по Аю. Немного поплутав, всё-же нашли заветную тропку к реке.

Куса. Улица Правды. фото Елена Тонкушина
Спуск к реке. фото Елена Тонкушина

Я поставил последний рюкзак на траву.
Всё. Мы на месте.
13 часов на весь путь.

Вечер

Ну вот мы и на месте. Времени на дорогу ушло несколько больше, чем мы планировали, а поэтому задумались, стоит ли стартовать именно сегодня? Ведь пока соберёмся, да уложимся, будет уже семь. Да ещё и в магазин надо…  А в семь, максимум семь тридцать, надо вставать на стоянку. Ну вот и решили мы с вечера не спеша собраться, закупить продукты, отдохнуть с дальней дороги, а уже утром, с новыми силами, выходить на маршрут.

Аргус

Мы оказались на небольшой полянке у реки. С краю её подпирала скала Аргус высотой около двадцати пяти метров. Необычная текстура камня смотрела в сторону реки, чуть к небу, и казалось, что в берег со всего размаха воткнулась хищная птица, уйдя в него всем телом. Остался торчать лишь хвост из перьев.

Солнце уже начинало клониться к закату и окрашивало и без того тёплых оттенков скалу в цвет хорошего загара. Река приходила из-за поворота, ударялась в утёс и встретив препятствие, уходила от него дальше. Место было не сказать чтобы очень грязным, просто немного неопрятным. Большая вода месячной давности расчесала траву на лужайке, но она же набила в кусты всякие дрова. Целую кучу. В куче мелькали и пластиковые бутылки. Но это, скорее всего, последствия близости города.

После Кусы, в течении нескольких километров, вдоль берегов также попадалось много пластика, а потом всё меньше и меньше. И так после каждого населённого пункта. Меньше пункт — короче шлейф мусора.

Водопад
фото Елена Тонкушина

Места на площадке было не особо много. В углу у скалы жил в своей жизнью шумный сосед-водопад. Не очень хотелось столь беспокойного соседства, но делать нечего, палатку пришлось ставить рядом. Наконец наше жилище было установлено и всё разложено по местам. Елена отправилась в ближайшую «Пятерочку» за продуктами.

Я же заготовил дров на вечер и залез в наше жилище, развалившись на мягком коврике. Пока она ходила, даже успел вздремнуть. Перед палаткой возникла небольшая горка из продуктов. А ещё Елена купила пятилитровку воды. В каком-то смысле, это сыграло с нами злую шутку. Но обо всём по порядку.

Солнце уже пряталось за деревьями противоположного берега и тень от них карабкалась по стене скалы всё выше и выше к вершине.

Пора было готовить ужин. Я разжёг щепочницу. Заготовленные дрова были не самыми лучшими. Древесина, выуженная из кучи, была прелой и мягкой, хотя и сухой. Она даже не рубилась топором, а просто ломалась на куски. В этот вечер пришлось немного помучиться с таким топливом. Но как бы то ни было, кушанье готовилось. Планировали сготовить тушёную картошку, но я перелил воды и получился суп. Так что даже тушёнка не вошла и пришлось отливать бульон в пустую тарелку. Елена же за это время нарезала салат, заправила его майонезом и приготовила кружки под чай.

Ну, кажется, всё готово. Ужинаем. Набежавший сумрак принёс с реки вечернюю свежесть. Было зябко сидеть на улице. К счастью, наше кушанье вышло супом. Горячая похлёбка хорошо затекала в самые отдалённые уголки наших организмов, к самым кончикам пальцев рук и ног, согревая их. Даже от прохладного салата из огурцов и помидоров не было холодно. Ну и чай помог окончательно согреться.

Уже совсем стемнело. Пора было спать.
Мы забрались в палатку. За двумя слоями обшивки воздух быстро нагрелся и стало совсем тепло. При свете фонарика мы расползлись по своим спальникам, выключили свет и вытянули уставшие за день ноги. Даже шум водопада не мешал. Он, как будто повинуясь действию выключателя, просто пропадал, словно его вовсе и не было. И включался он также не сразу после пробуждения, а с отсрочкой, когда мозг окончательно просыпался.

Луна пряталась где-то за Аргусом, но рядом бесшумно текла Лунная река Ай.
Приключения этого дня остались позади. Сквозь дремоту ещё вспоминалось наводнение на озере Сырыткуль. Чем это может нам грозить? Да, вроде бы, ничем. Здесь ливней не было. Надо лишь следить за уровнем реки.
Но как бы то ни было, мы были на месте.
Билеты домой были куплены.
Мы лишь заглядывали в прогноз синоптиков.
Но ничего уже не менялась.
Оставалась одна надежда — на небеса. Они часто нас выручают.
Маршрут надо было идти.
А нам спать.
Утро вечера мудренее.

Продолжение следует.

Автор: Дмитрий Смирнов

Узнать больше!
Читать на портале «Наш Урал и весь мир»: «В краю притёсов: сплав по Лунной реке. Часть 2»
Подписывайся на нас в соцсетях!