Урочище Пороги — уникальное место в Саткинском районе Челябинской области. Однако порогов в привычном понимании вы здесь не найдете. Пороги с большими перепадами высот и водопадами были на этом участке реки Большая Сатка раньше, до сооружения здесь плотины гидроэлектростанции. Отсюда и появилось такое название.
Раньше это место пользовалось дурной славой. На речных порогах время от времени гибли люди. Среди местных жителей бытовали легенды, согласно которым тут жили черти. А находившуюся здесь ранее яму называли «Чертовой».
Гидроэлектростанция
С постройкой немцами огромной плотины из бутового камня все изменилось. Бурлившие до этого речные пороги ушли под воду. Зато здесь построили старейшую гидроэлектростанцию России, которая и принесла в наши дни славу этому затерянному в уральских горах месту. Образованный плотиной живописный пруд находится между двух хребтов, поросших хвойным лесом. Природа здесь очень красивая, открываются великолепные пейзажи.
Камень для возведения плотины брали неподалеку. Кладка представляет собой крупные обработанные камни и плиты, которые скрепляли глиной и цементом. Плотина в Порогах имеет форму дуги. Ее высота — 21 метр, длина по гребню — 125 метров. Ширина плотину по низу — 12,5 метра, по гребню — 4,2 метра.
В этом уголке практически без изменений сохранился заводской комплекс начала XX века – гидроэлектростанция и металлургический завод «Пороги». На этом заводе впервые в России стали производить ферросплавы.
Строительство первого в нашей стране электрометаллургического предприятия началось в 1908 году и продолжалось два года. Предприятие принадлежало образованному Уральскому электрометаллургическому товариществу графа и графини Мордвиновых, барона Ф.Т. Роппа и А.Ф. Шуппе. Почему завод построили именно здесь? Это объясняется расположенным на Чулковском хребте крупным месторождением кварцита, удобным местом для строительства плотины в горном ущелье и обилием лесов.
Причинами такой активной деятельности бывшего управляющего Саткинского чугунно-плавильного завода являлись: зависимость России от импорта и поражение в русско-японской войне, в ходе которой было потеряно огромное количество кораблей. Страна поистине нуждалась в качественной стали, содержащей ферромарганец, ферросицилий и феррохром.
В 1910 году ГЭС начала вырабатывать электричество для завода, который являлся единственным предприятием по выплавке ферросплавов до 1931 года, и поселка Пороги, появившегося вблизи плотины. Для завода привезли передовое на то время европейское оборудование (некоторые механизмы прекрасно работают до сих пор!). За год тут выплавлялось до 500 тонн ценного сплава.
В августе 1993 года комитетом ЮНЕСКО комплекс «Пороги» получил статус памятника международного значения. В 2017 году станция была остановлена по причине отсутствия средств на продолжение эксплуатации. С 1998 года, когда финансирование обьекта прекратилось, Инженер с большой буквы и Человек с огромным сердцем Загнойко Виктор Владимирович до самой своей смерти в 2014 году, сохранял и обслуживал за свой счёт этот памятник науки и техники. Низкий поклон таким людям…
Маршрут выходного дня
Наиболее внушительно Пороги выглядят весной, когда вешняя вода бурным потоком падает с плотины. Рекомендуем поездку на Пороги, как маршрут выходного дня.
Если этого вам покажется недостаточно, то также можете посетить другие не менее интересные достопримечательности Южного Урала: озеро Зюраткуль и одноименный природный парк, гору Большой Иремель, национальный парк Таганай.
Видео
Где остановиться?
Раскинувшаяся рядом с плотиной деревня совсем небольшая – всего в несколько десятков домов. Тем не менее, в Порогах есть гостиница, в которой можно переночевать. Если вы с палаткой, то без труда сможете найти местечко где-нибудь в окрестностях.
Как добраться?
Пороги находятся в 18 километрах к северу от ж/д станции Бердяуш и в 50 километрах от города Сатки. На автомобиле нужно ехать по трассе М-5, затем повернуть на поселок Бердяуш (около 15 километров от поворота). От Бердяуша нужно ехать по грунтовке мимо деревни Романовка до Порогов. По железной дороге на поезде до Бердяуша, либо на электричке до остановки «1880 км». Далее на попутках или пешком.