30 лет строительства Челябинского метро

Челябинское метро… Звучит непривычно и странно, особенно для тех, кто не проживает в главном городе области.

На момент 2022 года в России метро функционирует лишь в 7 городах: Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре.

А что мы знаем о Челябинске? Неужели метрополитен заработает и там? Давайте разбираться вместе.

История строительства Челябинского метрополитена

Метро в Челябинске начали строить в 1992 году. Интересно, что идея его возведения входила в генеральный план десятилетиями раньше – в 1967 году. В это время город активно разрастался и темпы развития показывали, что вскоре численность населения Челябинска достигнет 1 млн человек.

На заметку
На момент 2022 года в городе проживает около 1 179 288 человек. Челябинск находится на 7 месте в России по численности населения.

В ходе разработки Челябинского метрополитена было спроектировано 4 варианта схемы будущей транспортной системы. Первый включал всего 2 линии:

  1. ЧТЗ – «Площадь Революции» – ЧПИ – Северо-Запад – ЧМК
  2. ЧТПЗ – Вокзал – «Площадь Революции» – Теплотехнический институт – Северо-Запад.
Схема линий метрополитена в Челябинске. Челябинское метро
Схема линий. Челябинское метро.

Второй вариант транспортной схемы был разработан институтом «Гипрокоммундортранс» в Москве, в который вошли уже 3 линии:

  1. ЧМК – «Площадь Революции» – Вокзал – ЧТПЗ
  2. ЧТЗ – «Площадь Революции» – ЧПИ — Северо-Запад
  3. АМЗ – Вокзал – «Комсомольская площадь» – Северо-Восток

После прохождения экспертизы Госплана СССР работы по строительству первой линии Челябинского метрополитена были включены в план XI пятилетки, которая проводилась с 1981 по 1986 год. Стоимость работ оценивалась примерно в 320 миллионов рублей, что в те времена равнялось годовому бюджету Челябинска.

Денег выделялось мало. На начальном этапе властями было выделено всего 100 тыс. рублей вместо необходимых 550.

Помимо денежных нюансов необходимо было решить немало других вопросов: выделение жилья для сотрудников, подготовка кадров, возведение строительных дворов и баз, что тоже требовало немало времени и финансов.

В 1984 проектировщиком был определен «Метрогипротранс», но из-за большой загруженности организации проектирование Челябинского метро решили остановить. Не продолжились работы и дальше: Правительство СССР ставило цель сэкономить денежные средства. Для этого работы над крупными проектами были отложены, под эту категорию попал и метрополитен в Челябинске.

Первая линия Челябинского метрополитена

Лишь в 1992 году закончились подготовка к строительству первой линии, и в 1993 году стартовали первые долгожданные работы.

Деятельность была сконцентрирована вокруг 4 станций: «Комсомольская площадь», «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». В разные промежутки времени работа то приостанавливалась из-за недостатка денег, то продолжалась вновь.

Челябинское метро
Челябинское метро. Пусковой комплекс с первой линии, 2009 год. Источник: ssgen — ЖЖ (livejournal.com)

Первую линию планировали построить до 2015 года. К январю 2014 года было реализовано всего 18 % от общего объёма первой очереди пускового участка, и в этом же году стройку вновь остановили.

В 2017 году власти подсчитали, что для завершения строительных работ требуется ещё 75 миллиардов рублей. Такими средствами местные власти не располагали.

В настоящее время до «полуготовности» достроено лишь 2 станции: «Комсомольская площадь» и «Торговый центр».

Станция метро «Торговый центр». Челябинское метро
Челябинское метро. Станция метро «Торговый центр». NordSkif & Co | Дзен (dzen.ru)
Строящаяся часть тоннеля в сторону Проспекта Победы
Строящаяся часть тоннеля в сторону станции «Проспект Победы». Фото: NordSkif & Co | Дзен (dzen.ru)

Будет ли достроено Челябинское метро?

Губернатор Алексей Текслер ставит задачу завершить проект челябинского метрополитена к концу 2024 года, несмотря на то, что проект невыгоден, и поток пассажиров будет небольшим. В некоторых источниках фигурируют данные 2025 года. 

Задача достройки метро стояла серьезная. Для меня лично это был один из серьезных вызовов с которыми я столкнулся, когда приехал в Челябинск. К пересмотру проекта мы подключили лучших специалистов. Стояла задача — обоснованно вписать метро в существующую транспортную сеть, в том числе, с градостроительной точки зрения.Губернатор Челябинской области Алексей Текслер

Планируемый вид транспорта назвали «метротрамом», подразумевая соединить  в проекте подземные пути метро и наземные трамвайные. В схеме запланированы 3 ветки, которые свяжут разные районы Челябинска и позволят пассажирам передвигаться по городу быстрее. Телеканал Царьград опубликовал подробные схемы строительства метро, которые вы можете наблюдать ниже.

Что построено в Челябинском метро сейчас
Что построено в Челябинском метро сейчас. Источник: Телеканал Царьград последние новости онлайн (tsargrad.tv)
План достройки Челябинского метрополитена
План достройки Челябинского метрополитена. Источник: Телеканал Царьград последние новости онлайн (tsargrad.tv)

Челябинский метрополитен также рассматривают не только в качестве транспортного средства, но как объекта гражданской обороны (бомбоубежища).

Тема постройки Челябинского метрополитена была и остаётся весьма спорной и противоречивой. Если Вам есть что добавить от себя по теме метро в Челябинске, оставляйте ваше мнение в комментариях.

 

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

2 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Владимир
1 год назад

Сомнительная идея, тем более в текущих условиях.

Евгений С.
1 год назад

Интересный материал. Конечно, если не считать ужасного наращения «вокруг 4-ЁХ станций». Правильно: «вокруг 4 станций».