30 лет строительства Челябинского метро
Челябинское метро… Звучит непривычно и странно, особенно для тех, кто не проживает в главном городе области.
На момент 2022 года в России метро функционирует лишь в 7 городах: Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре.
А что мы знаем о Челябинске? Неужели метрополитен заработает и там? Давайте разбираться вместе.
История строительства Челябинского метрополитена
Метро в Челябинске начали строить в 1992 году. Интересно, что идея его возведения входила в генеральный план десятилетиями раньше – в 1967 году. В это время город активно разрастался и темпы развития показывали, что вскоре численность населения Челябинска достигнет 1 млн человек.
В ходе разработки Челябинского метрополитена было спроектировано 4 варианта схемы будущей транспортной системы. Первый включал всего 2 линии:
- ЧТЗ – «Площадь Революции» – ЧПИ – Северо-Запад – ЧМК
- ЧТПЗ – Вокзал – «Площадь Революции» – Теплотехнический институт – Северо-Запад.
Второй вариант транспортной схемы был разработан институтом «Гипрокоммундортранс» в Москве, в который вошли уже 3 линии:
- ЧМК – «Площадь Революции» – Вокзал – ЧТПЗ
- ЧТЗ – «Площадь Революции» – ЧПИ — Северо-Запад
- АМЗ – Вокзал – «Комсомольская площадь» – Северо-Восток
После прохождения экспертизы Госплана СССР работы по строительству первой линии Челябинского метрополитена были включены в план XI пятилетки, которая проводилась с 1981 по 1986 год. Стоимость работ оценивалась примерно в 320 миллионов рублей, что в те времена равнялось годовому бюджету Челябинска.
Денег выделялось мало. На начальном этапе властями было выделено всего 100 тыс. рублей вместо необходимых 550.
Помимо денежных нюансов необходимо было решить немало других вопросов: выделение жилья для сотрудников, подготовка кадров, возведение строительных дворов и баз, что тоже требовало немало времени и финансов.
В 1984 проектировщиком был определен «Метрогипротранс», но из-за большой загруженности организации проектирование Челябинского метро решили остановить. Не продолжились работы и дальше: Правительство СССР ставило цель сэкономить денежные средства. Для этого работы над крупными проектами были отложены, под эту категорию попал и метрополитен в Челябинске.
Первая линия Челябинского метрополитена
Лишь в 1992 году закончились подготовка к строительству первой линии, и в 1993 году стартовали первые долгожданные работы.
Деятельность была сконцентрирована вокруг 4 станций: «Комсомольская площадь», «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». В разные промежутки времени работа то приостанавливалась из-за недостатка денег, то продолжалась вновь.
Первую линию планировали построить до 2015 года. К январю 2014 года было реализовано всего 18 % от общего объёма первой очереди пускового участка, и в этом же году стройку вновь остановили.
В 2017 году власти подсчитали, что для завершения строительных работ требуется ещё 75 миллиардов рублей. Такими средствами местные власти не располагали.
В настоящее время до «полуготовности» достроено лишь 2 станции: «Комсомольская площадь» и «Торговый центр».
Будет ли достроено Челябинское метро?
Губернатор Алексей Текслер ставит задачу завершить проект челябинского метрополитена к концу 2024 года, несмотря на то, что проект невыгоден, и поток пассажиров будет небольшим. В некоторых источниках фигурируют данные 2025 года.
Планируемый вид транспорта назвали «метротрамом», подразумевая соединить в проекте подземные пути метро и наземные трамвайные. В схеме запланированы 3 ветки, которые свяжут разные районы Челябинска и позволят пассажирам передвигаться по городу быстрее. Телеканал Царьград опубликовал подробные схемы строительства метро, которые вы можете наблюдать ниже.
Челябинский метрополитен также рассматривают не только в качестве транспортного средства, но как объекта гражданской обороны (бомбоубежища).
Тема постройки Челябинского метрополитена была и остаётся весьма спорной и противоречивой. Если Вам есть что добавить от себя по теме метро в Челябинске, оставляйте ваше мнение в комментариях.
Сомнительная идея, тем более в текущих условиях.
Интересный материал. Конечно, если не считать ужасного наращения «вокруг 4-ЁХ станций». Правильно: «вокруг 4 станций».