Почитайте историю одного из старых районов Уфы, который отделён от большей части города двумя реками и тремя мостами.

1. Из реки – в одну из крупнейших станций

При строительстве Самаро-Златоустовской железной дороги в конце XIX изменили русло реки Дёмы, а в 1899 году открыли одноимённую станцию, одну из крупнейших в России. В 1936 вместе с переселенцами из Китая, создавшими одну из линий Транссибирской магистрали, построили локомотивное и вагонное депо. В середине XX века – пешеходный мост через железную дорогу для рабочих.

По этому пешеходному мосту – длиной почти в километр – и сегодня можно прогуляться. В 2009 году прошел слух о закрытии Демского рынка, на который можно добраться по мосту — от этого на нем образовались «пробки».

2. Полустанок — станция — посёлок — город — район
Вместе со стройкой сюда пришли люди. Первые бревенчатые дома рабочих рядом с путями до сих пор стоят на улице Локомотивная. В военные годы почти в каждой семье жили переселенцы с запада страны. Поселок вырос и около 3 месяцев с 1943-го даже назывался городом. С 1944 стал Дёмский район Уфы.

Один из первых домов района, ему больше ста лет
Именно от этого здания (первый Дом пионеров в Уфе) уходила на фронт знаменитая 112 кавалерийская дивизия

3. Три точки роста района
В 1930-х годах XX века у деревни Ишимбаево открыли нефть. К ней от Демы построили железную дорогу. Новый скачок – военные годы – значение демского ж/д узла выросло, увеличился и посёлок. 1960-70 – на юге создается промышленная зона: нефтяные предприятия, цеха, сюда переезжает Уфимский НИИ им. Мечникова. Они и сегодня успешно работают.

Железнодорожная станция «Дёма» с которой начался район. Современное кирпичное здание с арками вдохновило архитекторов на создание концепции обновления единственного в районе парка отдыха: сцена и пешеходные маршруты — отсылка к зданию станции и железнодорожным путям.
Жители «старых» районов Дёмы гордятся железнодорожным прошлым района, а многие и сегодня работают на железной дороге и являются продолжателями династий рабочих. Здесь есть Паровоз-памятник ЭР771-31.
Это настоящий локомотив, который продолжает путешествовать и на пенсии. Сначала он в качестве памятника украшал вход в Демское локомотивное депо, потом — площадь у парка и, наконец, встал возле железнодорожного техникума.

4. Старая Дёма
Большинство зданий «старого центра» Дёмы построены еще в 1930-е: клуб им. 1 мая, столовая, хлебопекарня, больница. Дома по улицам Центральная, Новороссийская, Левитана – выявленные объекты культурного наследия, пример русского конструктивизма, стиля 1920-х. Долгое время Дема была малоэтажная.
Единственный парк культуры и отдыха появился в 1950 г.: сначала как сад, окруженный рощей с цветниками и танцплощадкой. Позже здесь поставили аттракционы. В 1969 в районе обосновалось Уфимское управление буровых работ, оно построило первые девятиэтажные дома.

5. Новая Дёма
С 2002 в Дёме началась большая стройка жилья – за 8 лет население увеличилось на 21%. Сегодня Дёма – это «старый центр» с осью – улицей Правды, обширным частным сектором по окраинам и микрорайонами-новостройками. У «старой» Дёмы крепкие связи с железнодорожной историей района, «новая» – в поиске идентичности.

Фото: Влад Третьяков; участники программы «Про районы», группы ВК

Интересно? Расскажи друзьям!
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments