Эта статья участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»

Раньше одна из церемоний при сватовстве у башкир заключалась в следующем: к родителям невесты в заранее оговоренное время отправлялись отец жениха и сват. Иногда с ними ехал и жених. Здесь будущие сваты сговаривались окончательно насчет брака молодожёнов, и называлось это «ҡыҙ һоратыу». Гостей угощали мясом, чаем, а в знак состоявшегося сватовства дарили по полотенцу отцу жениха и свату. В северных, северо-восточных районах Башкортостана, а также в Челябинской и Курганской областях такую поездку называли «таҫтамал алырға барыу» («поездка за полотенцем»).

Полотенце — таҫтымал

Полотенце — один из главных предметов обрядовой атрибутики у башкир. Оно символизирует благословение, оказание доверия. Если сват возвращался с полотенцем, вся деревня узнавала о предстоящей свадьбе.

Традиционная система свадебных обрядов у башкир в целом сохранилась и в наши дни. Она по-прежнему включает в себя предсвадебный период, когда проходят переговоры родственников по поводу предстоящего брака. Собственно свадьба представляет собой мусульманский обряд бракосочетания «никах» и народное гулянье «туй».

Сговор и сватовство могут проводиться, а могут и исключаться из свадебных ритуалов.

В заранее обговоренный сторонами день родители жениха приходят в дом девушки и прямо говорят: «Мы к вам со сватовством!» В свою очередь, заранее предупрежденные о визите родители невесты готовят праздничный стол.

В деревнях башкирского Зауралья, где дольше всех сохраняются многие традиции, по-прежнему вначале отправляют свата. Об удачном исходе сватовства, как и раньше, свидетельствует подаренное родней невесты полотенце.

В Баймакском районе республики и сейчас невеста готовит собственноручно вышитое полотенце. В тот же день или в следующий приезд сватов обговариваются организационные вопросы.

Если сговор и сватовство не проводятся, девушка знакомит родителей с женихом, а парень — с невестой. Этот обычай используется уже больше 40 лет. В таком случае родственники молодых встречаются лишь на никахе и свадьбе, обсудив все вопросы по телефону или через детей.

Таким образом, сегодня у башкир, как, впрочем, и у многих других народов, утрачен длительный предсвадебный период, который ранее мог длиться месяцами.

Текст и фото: Лилия Галяутдинова

Дюртюлинский историко-краеведческий музей
г. Дюртюли, ул. Р. Мусина, 64
Справки по тел.: 8-919-600-35-16, 2-27-87

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments